От Pavel
К Александр Антонов
Дата 05.02.2003 21:12:04
Рубрики Прочее;

Re: Эргономика.

Приветствую!
> "Энергия-2" без такой системы нереализуема, самолетная посадка отработавших многоразовых ускорителей без такой системы нереализуема, грузовые (беспилотные) варианты многоразовых космических кораблей без такой системы нереализуемы.
Про беспилотные я вроде как и не спорил, консенсунс.
Не роскошь, а система крайне необходимая и требовавшая реальной отработки как только создание ее стало возможным.
Для пилотируемых остаюсь при своих-роскошь.
> Потому что не могли. Иначе бы не рисковали с запуском двух пилотов посаженных для очистки совести на катапульты. Между Шаттлом и Бураном все же 7 лет разницы, то чего не могли в начале 80-х уже могли в конце десятилетия.
А мы и начали в конце 70-х и сразу заложились на автоматическую посадку.
> Да, автоматическая посадка на пассажирских авиалайнерах как то не прижилась. :-)
Вот именно, и летчик-испытатель ведет машину в ее первый полет, а не автомат, который никому и в голову не приходит делать, для этого.Хотя "проффессия летчика-испытателя не всегда ведет к долголетию"(С)
> В экстремальных ситуациях люди порою творят чудеса, но выполняя рутинные операции иногда совершают ТАКИЕ ошибки... Рутиной должна заведовать автоматика, всем с чем не может справится автоматика - люди. ИМХО такой подход правилен.
Всяко бывает, но вот гибель "Союза-11", как раз обратный пример, открывался бы этот клапан вручную, все было бы нормально, никто бы не открыл его выше 5000м(грубо).
Павел.

От Александр Антонов
К Pavel (05.02.2003 21:12:04)
Дата 05.02.2003 23:42:44

Re: Эргономика.


>Про беспилотные я вроде как и не спорил, консенсунс.
>Для пилотируемых остаюсь при своих-роскошь.

Дело скорее в другом: "В авиации, с момента ее рождения, управление летательными аппаратами отдавалось человеку. Постепенно наращивали автоматику, но главным действующим лицом был экипаж. Трудно представить себя летящим в самолете без экипажа. Можно с автопилотом, но все же с экипажем. Трудно представить себя даже едущим в поезде метро, управляемым автоматом, хотя автоматизировать управление рельсовым поездом - не проблемная задача. Есть же скоростные поезда с автоматическим управлением. Существует какой-то труднопреодолимый барьер в психологии пассажира - неверие к автомату, хотя пользоваться лифтом без сопровождающих научились уверенно. Ракеты появились и живут на автоматах. Но постепенно, настойчиво, ревниво в управление проникает человек..."
http://www.buran.ru/htm/41-3.htm

>> Потому что не могли. Иначе бы не рисковали с запуском двух пилотов посаженных для очистки совести на катапульты. Между Шаттлом и Бураном все же 7 лет разницы, то чего не могли в начале 80-х уже могли в конце десятилетия.
>А мы и начали в конце 70-х и сразу заложились на автоматическую посадку.

Естественно что концепция роботизированной посадки принималась в начале проектирования системы. Если же вспомнить когда начали американцы, то становится более понятно почему они не могли орентироваться на летающий автомат, особенно если вспомнить то каков был подход к автоматике в предыдущих космических программах сторон. Буран как летающий робот вытекал из всей предудущей истории развития советской космонавтики, так же как и пилотируемый шаттл вытекал из всей предыдущей истории развития американского космоса.
Остается лишь определиться с тем что более перспективно. :-)

>> Да, автоматическая посадка на пассажирских авиалайнерах как то не прижилась. :-)

>Вот именно, и летчик-испытатель ведет машину в ее первый полет, а не автомат, который никому и в голову не приходит делать, для этого.Хотя "проффессия летчика-испытателя не всегда ведет к долголетию"(С)

Летающие роботы появились не вчера. Далеко ли до полноценного беспилотного боевого самолета? На мой взгляд не очень. Прототипы A-45 уже летают.
Что же на счет автоматики в космических транспортных системах, то она выгодна. "Разделение космической транспортной техники на пилотируемые и грузовые целесообразно и для высвобождения части энергетики носителя. Управление полетом и посадкой грузовых транспортных систем в этом случае будет осуществляться в автоматическом режиме."
Машина же транспортирующая людей не может быть полным автоматом по вышеозвученным психологическим соображениям. Мы от лифтеров то в лифтах не везде отказались, что уж тут говорить о пилотах пассажирских авиалайнеров или воздушно-космических челноков. Профессии пилота пассажировоза гарантирована еще достаточно долгая жизнь. :-)

>> В экстремальных ситуациях люди порою творят чудеса, но выполняя рутинные операции иногда совершают ТАКИЕ ошибки... Рутиной должна заведовать автоматика, всем с чем не может справится автоматика - люди. ИМХО такой подход правилен.
>Всяко бывает, но вот гибель "Союза-11", как раз обратный пример, открывался бы этот клапан вручную, все было бы нормально, никто бы не открыл его выше 5000м(грубо).
В рутинных операциях (а открытие этого клапана есть операция рутинная) людям доверять нельзя, ведь люди забывают открыть затычку в ванной и зачастую заливают соседей. :-) Трагедия с клапаном - конструктивный просчет. Размещение его рядом с пироболтами, так что их подрыв вызвал смятие алюминиевого штока, это не ошибка автоматики. Механические поломки к ошибочной работе автоматики причислены быть не могут.
Так что, железяке а человеку человеково. "Пилотируемые операции должны быть связаны только с доставкой на орбиту экипажа, с целью обеспечения специфичных работ в космосе - сборки, профилактики, инспектирования космических орбитальных аппаратов, управления развертыванием космических аппаратов на орбите, подготовки их к возврату на Землю, проведения научных и исследовательских работ, спасения космонавтов" Оставим человеку творческую работу, а с открытием клапанов так же как и с наполнением бачка унитаза должна справляться правильно спроектированная автоматика. Работа "лифтера" это прошлое.