От SK
К МишаТ
Дата 11.07.2016 13:20:11
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: Беру в...

>И люминий тут был совсем не на первом месте.
ИМХО не стоит забывать:
а) в мирное время - планы ГОЭЛРО - все ЛЭП прокладывались с алюминиевыми проводами, все кабели укладывались такие же, стройка любых заводов, городов - куча проводов и кабелей и т.д.
б) в военное время производство боеприпасов сжирало алюминий тоннами, не говоря про кружки, ложки, миски, фляжки, котелки, пуговицы, звездочки на все миллионы бойцов.
в) для производства алюминия нужна хренова туча электроэнергии (заводы не зря рядом с ГЭС строили), которой на всех могло тоже не хватать.
г) алюминий для авиапрома это не только литье, но и в значительной степени прокат и проволока (чушки есть, а проката нет или мало).

В 41-м на 21-м авиазаводе капоты к ЛаГГам делали из кровельного железа из-за отсутствия дюралевого листа. таких примеров масса. Реально по заводским документам, например, из-за отсутствия проката дюралюминия сорвался выпуск Як-9 в конце 1942 г. в Новосибирске, По той же причине временно сняли с производства Ту-2 в Омске, заменив на Як-9, что, однако, тоже не помогло снять проблему (Омский завод тоже с Як-9 завяз и тоже по прокату).

Действительно до войны было особое отношение к "деревянным" изделиям. Даже ББ-22 практически до самой войны пытались оставить в производстве (причем не Яковлев, а военное руководство). Я бы отнес это не столько к недостатку кадров, сколько к планированию по наихудшему из ожидаемых сценариев войны, когда англо-саксы с амерами не с нами, а против нас.

Сколько НКАП получал под свои программы можно по постановлениям ГКО посмотреть. ЕМНИП с 43 года появились отдельные поквартальные списки фондируемых авиапрому материалов.