От А. Кузнецов
К All
Дата 22.03.2016 19:25:43
Рубрики 1936-1945 гг.;

"Кубанская этажерка" в сентябре 1942

В итоговой оперсводке 4-й воздушной армии за сентябрь 1942 года отмечено, что с появлением Ла-5 был применен "новый тактический элемент действия парами, на разных высотах, в 2-3 яруса".

Это самое раннее упоминание о подобном построении, или такое встречалось и раньше?

От ZaReznik
К А. Кузнецов (22.03.2016 19:25:43)
Дата 22.03.2016 23:18:08

Re: "Кубанская этажерка"...

>В итоговой оперсводке 4-й воздушной армии за сентябрь 1942 года отмечено, что с появлением Ла-5 был применен "новый тактический элемент действия парами, на разных высотах, в 2-3 яруса".

>Это самое раннее упоминание о подобном построении, или такое встречалось и раньше?

Если верить мемуару Гусева, то они такое писали еще в своих отчетах после "испанской командировки".

От ZaReznik
К ZaReznik (22.03.2016 23:18:08)
Дата 23.03.2016 09:35:39

Вот еще немного насчет Испании

>>Это самое раннее упоминание о подобном построении, или такое встречалось и раньше?
>
>Если верить мемуару Гусева, то они такое писали еще в своих отчетах после "испанской командировки".


http://rubooks.org/book.php?book=6826&page=36

В каждой эскадрилье выделялось две пары наиболее подготовленных и физически крепких летчиков. Они занимали место на 1000–1200 метров выше общего боевого порядка и несколько сзади. Обязательное условие: быть еще выше противника в исходном положении, первым обнаружить его, в завязавшемся бою сковать «мессершмиттов» в маневре, предотвратить атаки сверху за счет сохранения постоянной огневой поддержки в паре. «Высотная» группа получила название «чистильщиков», в нее включались асы, которые с честью выдержали тяжелое испытание (рис. 9).

От А. Кузнецов
К ZaReznik (22.03.2016 23:18:08)
Дата 23.03.2016 00:39:51

Спасибо! А в войну такое где-то фиксировалось до сентября 1942? (-)


От ZaReznik
К А. Кузнецов (23.03.2016 00:39:51)
Дата 23.03.2016 09:25:13

За документы не скажу, но вот например Зимин - март 1942, 485 ИАП, "харрикейны"

После проведенных с «аэрокоброй» учебных боев я проанализировал их результаты, на основании которых подготовил рекомендации, касающиеся боевых порядков и способов ведения боя.

Все особенности расчетов были основаны на тихоходности и слабости вооружения «Харрикейнов». Поэтому эшелонирование звеньев по высоте не должно было превышать [89] 400–500 метров, иначе звенья не успевали бы приходить друг к другу на помощь. Эшелонирование пар в звене не должно было превышать по высоте 100 метров. Непосредственное сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков должно было осуществляться с превышением 50–100 метров. Во время боя следовало атаковать с минимальных дистанций — не более 70–80 метров, а лучше всего с 30–50 метров.

Для такого скоростного истребителя, как, например, «як», подобные рекомендации были бы просто неприемлемы, поскольку ограничивали бы ему свободу маневра. Но для «Харрикейнов» приходилось максимально уплотнять боевые порядки, вести счет не на тысячи и часто даже не на сотни метров, а на десятки и даже на отдельные метры. И ни в коем случае нельзя было допускать, чтобы строй превращался в «кучу».


http://militera.lib.ru/memo/russian/zimin_gv/06.html

А осталось ли что-то подобное в документах 485-го, затем 72 ГИАП - да и было ли вообще в документах то - тот еще вопрос.

В принципе тема с превышением по высоте - это еще с Первой мировой. Секрет Полишинеля.
Но тем не менее и в ВОВ пришлось "изобретать велосипед" по новой.

Можно попробовать пошерстить наши Уставы, как и предвоенный 1940 года, так и более ранние - что в них насчет эшелонирования по высоте было сказано.

От А. Кузнецов
К ZaReznik (23.03.2016 09:25:13)
Дата 23.03.2016 14:32:08

Re: За документы...

Спасибо!

Интересно, как влияло развитие радиосвязи на эти построения.

От ZaReznik
К А. Кузнецов (23.03.2016 14:32:08)
Дата 24.03.2016 01:06:19

Re: За документы...

>Спасибо!

>Интересно, как влияло развитие радиосвязи на эти построения.

ПМСМ тут похоже всё в комплексе шло:

- и радио для уверенного управления группой (-ами), включая и наведение с земли;

- и увеличение скоростей (а соответственно и увеличение дистанций) - и от этого дополнительно возрастала роль радио;

- но и уровень подготовки тоже, судя по всему, немало влиял - особенно, если верны отсылки к испанскому опыту - ведь радио у них то не было
(хм... а ведь, кстати сказать, это пожалуй тоже одна из причин недостаточного распространения испанского опыта в ВВС КА - уровень то подготовки рядового "испанца" был заметно выше уровня рядового летчика обр.1940-41 - и в индивидуальном плане, и в плане групповой слетанности)


От А. Кузнецов
К ZaReznik (24.03.2016 01:06:19)
Дата 25.03.2016 02:11:47

Логично (-)