От ZaReznik
К SK
Дата 07.08.2015 13:58:39
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: Сталинградский довесок...

>>>"Несмотря на упоминание в исторической литературе о якобы активном участии Як-9 в Сталинградской битве (16 ВА), известно только о двух Як-9 так или иначе оказавшихся в зоне ее боев.
>>
>>>Один самолет данного типа, произведенный на 292-м авиазаводе, был получен 4-м ИАП в конце октября 1942 г. Вооружение самолета - одна пушка ШВАК и один пулемет БС. 1(5) ноября он был передан в состав 9-го Гвардейского ИАП, где, вероятно, использовался в качестве учебного, для знакомства летного и технического состава с новой матчастью (полк в тот период имел истребители ЛаГГ-3). Возможно, что на нем же командный состав выполнял тренировочные полеты.
>>Начнем с того, что в конце октября (3-й декаде) первые Як-9 были еще по пути в Москву, а потом их еще нужно было собрать, облетать и т.д. Не говоря уже о том, что Саратовский авиазавод № 292 "девятки" не выпускал ни серийные, ни опытные. Что за опытная (ИМХО) машина попала в скрижали - это нужно у Раткина спрашивать.
>
Версии-версии :))
Логичнее всего предположить банальный Як-1б.
Как в 1943 попадались упоминания об использовании обозначения "Як-3" для Як-1б, так и тут могли что-то изобрести. Может быть, это был капитально отремонтированный бригадой 282-го завода Як-7Б, которому заодно при ремонте еще и гаргрот понизили (а фонарь от Як-1б "подарили")?

Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 августа 1942 г. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались только самолеты Як-1Б. Всего их было построено 4188. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолеты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт).

Ув. Ilya~Buffalo обратил внимание на Як-7Б с "каплей".
А их то как раз, помимо завода №153, строил еще и завод №82 - может просто очепятка насчет завода?

>>>Другой Як-9 потерпел катастрофу в преддверии нового, 1943 года при перелете с заводского аэродрома. Пилотировал этот "як" Герой Советского Союза И.Клещев"
>>Кто нибудь из коллег аварийный акт видел?
А, кстати, откуда музейный Як-9 Клещева взялся?



От ZaReznik
К ZaReznik (07.08.2015 13:58:39)
Дата 08.08.2015 00:24:45

Кстати, испытания Як-1б - и тут тоже Калининский фронт :)))


>Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 августа 1942 г. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались только самолеты Як-1Б. Всего их было построено 4188. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолеты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт).

Кстати, испытания Як-1б - и тут тоже Калининский фронт :)))

От SK
К ZaReznik (07.08.2015 13:58:39)
Дата 07.08.2015 20:39:52

Re: Сталинградский довесок...

>Как в 1943 попадались упоминания об использовании обозначения "Як-3" для Як-1б, так и тут могли что-то изобрести.
Пожалуйста аргумент в студию! Не было в 1943 г. таких обозначений Як-1б ни официальных, ни неофициальных
>Ув. Ilya~Buffalo обратил внимание на Як-7Б с "каплей".
>А их то как раз, помимо завода №153, строил еще и завод №82 - может просто очепятка насчет завода?
Як-7Б с "каплей" это с 40-й серии завода № 153 (март 1943 г.) и с 11 серии завода № 82 (май 1943 г.) Так что дата 1942 год на фото у Раткина - лажа (как минимум).
СК

От ZaReznik
К SK (07.08.2015 20:39:52)
Дата 07.08.2015 23:25:35

Re: Сталинградский довесок...

>>Как в 1943 попадались упоминания об использовании обозначения "Як-3" для Як-1б, так и тут могли что-то изобрести.
>Пожалуйста аргумент в студию! Не было в 1943 г. таких обозначений Як-1б ни официальных, ни неофициальных

Хм. Аргумент? ...дайте подумать....
Станков! :)))))))
И еще ЕМНИП мемуар Степанюка (книжки под рукой сейчас нет, чуть позже гляну)

>>Ув. Ilya~Buffalo обратил внимание на Як-7Б с "каплей".
>>А их то как раз, помимо завода №153, строил еще и завод №82 - может просто очепятка насчет завода?
>Як-7Б с "каплей" это с 40-й серии завода № 153 (март 1943 г.) и с 11 серии завода № 82 (май 1943 г.) Так что дата 1942 год на фото у Раткина - лажа (как минимум).

"Всё страньше и страньше!" (с)
Если верна привязка к полку, то согласно "Полкам" 32 ГИАП с начала апреля по июль 1943 находился на аэродроме Малино (г.Тула, МВО) и, помимо переформирования, еще и Ла-5 осваивал.

А до апреля - воевал на Калининском фронте (Як-1б и Як-9).

Т.е. в марте, уже перед отводом полка в тыл, они чуть ли не полным составом метнулись в Люберцы (так фото подписано), где получили Як-7Б (о чем в "Полках" нет ни слова), причем как с гаргротами так и без?