От ValeryR
К Юрий~51
Дата 10.04.2011 01:09:08
Рубрики 1936-1945 гг.;

Re: Номера самолета

> Люди добрые, помогите пожалуйста дилетанту. Как и где в ВОВ присваивались бортовые номера самолетов, связаны ли они с заводским номером? Например,ЛА-5: по заводскому № 37210263 можно ли определить бортовой номер?

Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.

От ValeryR
К ValeryR (10.04.2011 01:09:08)
Дата 25.04.2011 00:52:43

Re: Номера самолета

Юрий, по данному самолету могу еще добавить (коллега нашел данные): на 1.9.43 этот с-т числится уже в 107 САМ ВВС МВО. Т.ч. он не погиб под Сталинградом.

От Alex
К ValeryR (25.04.2011 00:52:43)
Дата 25.04.2011 01:32:41

А не может это быть 39210263, а не 37210263? (-)


От ValeryR
К Alex (25.04.2011 01:32:41)
Дата 25.04.2011 13:53:31

Re: А не...

Запрошу. Но ответ через 2-3 дня, не ранее.

От Alex
К ValeryR (25.04.2011 13:53:31)
Дата 25.04.2011 14:25:36

Серов? Он так и продолжает оставаться несетевым человеком? :) (-)


От ValeryR
К Alex (25.04.2011 14:25:36)
Дата 25.04.2011 16:00:14

Re: Серов? Он...

Работа на п/я накладывает ограничения...

От Юрий~51
К ValeryR (10.04.2011 01:09:08)
Дата 10.04.2011 12:43:06

Re: Номера самолета

>> Люди добрые, помогите пожалуйста дилетанту. Как и где в ВОВ присваивались бортовые номера самолетов, связаны ли они с заводским номером? Например,ЛА-5: по заводскому № 37210263 можно ли определить бортовой номер?
>
>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.

ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?

От Есаул
К Юрий~51 (10.04.2011 12:43:06)
Дата 10.04.2011 22:31:16

Re: Номера самолета


> ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
Кстати,если Шутов Н.М. Ваш отец,то вопрос на засасыпку:нет ли у Вас данных по итогам БР 796 иап.В ЦАМО сведения по БР полка разбросаны и очень скудны,не дают целостной картины.А Ваш отец был последним командиром полка.
С уважением

От Юрий~51
К Есаул (10.04.2011 22:31:16)
Дата 11.04.2011 00:39:15

Re: Номера самолета


>> ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
>Кстати,если Шутов Н.М. Ваш отец,то вопрос на засасыпку:нет ли у Вас данных по итогам БР 796 иап.В ЦАМО сведения по БР полка разбросаны и очень скудны,не дают целостной картины.А Ваш отец был последним командиром полка.
>С уважением

Действительно, 21.03.1942г. после гибели при аварии самолета командира 796 иап капитана Рындина В. И. отца в звании старший лейтенант (на 5-й день пребывания полка на фронте) назначили врид командира авиаполка. Временное исполнение должности продлилось вплоть до расформирования полка. Информации о 796 иап в интернете нет практически никакой, кроме того, что там воевал будущий ГСС Шаронов М.Ф., которого в апреле 1942г. отец направлял на учебу в академию. По летной книжке у отца в марте месяце 14 боевых вылетов, семь воздушных боев, сбитых не было. В апреле в письме отец писал, что по понятной причине «…работы мало…», какая причина – распутица? В полку погибали летчики, но никаких сведений об итогах БР нет. Спрашивал гуру-Быкова - ответ : никакой информации нет. Думал доберусь до ЦАМО и все узнаю, но вы меня разочаровали. А вы не поделитесь крупицами инфы по 796 иап, которыми обладаете? С уважением...

От St
К Юрий~51 (11.04.2011 00:39:15)
Дата 11.04.2011 19:23:26

Re: Номера самолета

..Доберитесь до ЦАМО и посмотрите всё сами.

От ValeryR
К Юрий~51 (10.04.2011 12:43:06)
Дата 10.04.2011 15:50:48

Re: Номера самолета

>>> Люди добрые, помогите пожалуйста дилетанту. Как и где в ВОВ присваивались бортовые номера самолетов, связаны ли они с заводским номером? Например,ЛА-5: по заводскому № 37210263 можно ли определить бортовой номер?
>>
>>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.
>
> ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?

В августе 42-го полк переформировывался и перевооружался с ЛаГГ-3 на Ла-5. А сформирован он был ровно годом ранее - см., например,
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap437.dat
Подробностей пребывания в 1 ЗАП немного есть - напишите свой адрес, сброшу.
> 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
Нет. 1-й - Арзамас, Чебоксары , 2-й - cт. Сейма Горьк. обл. – ныне Саваслейка.

От Leon
К ValeryR (10.04.2011 15:50:48)
Дата 10.04.2011 17:30:27

Re: Номера самолета

>>>> Люди добрые, помогите пожалуйста дилетанту. Как и где в ВОВ присваивались бортовые номера самолетов, связаны ли они с заводским номером? Например,ЛА-5: по заводскому № 37210263 можно ли определить бортовой номер?
>>>
>>>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>>>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>>>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.
>>
>> ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
>
>В августе 42-го полк переформировывался и перевооружался с ЛаГГ-3 на Ла-5. А сформирован он был ровно годом ранее - см., например,
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap437.dat
>Подробностей пребывания в 1 ЗАП немного есть - напишите свой адрес, сброшу.
>> 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
>Нет. 1-й - Арзамас, Чебоксары , 2-й - cт. Сейма Горьк. обл. – ныне Саваслейка.
Ага,а я все гадал,чего это у Зеленкина в летной книжке много перелетов по маршруту Арзамас-Чебоксары.Спасибо,просветили))).
С уважением.

От ValeryR
К Leon (10.04.2011 17:30:27)
Дата 10.04.2011 20:03:36

Re: Номера самолета

>>>>> Люди добрые, помогите пожалуйста дилетанту. Как и где в ВОВ присваивались бортовые номера самолетов, связаны ли они с заводским номером? Например,ЛА-5: по заводскому № 37210263 можно ли определить бортовой номер?
>>>>
>>>>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>>>>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>>>>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.
>>>
>>> ValeryR,а у вас нет подробностей формирования 437 иап в августе 1942-го? Меня это лично очень интересует. Дело в том, что мой отец - Шутов Н.М. вместе с 796 иап прибыл в августе 1942г. на формирование во 2-й ЗАП (так в автобиографии). А 13.08.1942г. получил назначение на должность комэска 437 иап и этим же числом отбыл с полком на Сталинградский фронт (из автобиографии). 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
>>
>>В августе 42-го полк переформировывался и перевооружался с ЛаГГ-3 на Ла-5. А сформирован он был ровно годом ранее - см., например,
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap437.dat
>>Подробностей пребывания в 1 ЗАП немного есть - напишите свой адрес, сброшу.
>>> 1 и 2 ЗАП были в одном месте?
>>Нет. 1-й - Арзамас, Чебоксары , 2-й - cт. Сейма Горьк. обл. – ныне Саваслейка.
>Ага,а я все гадал,чего это у Зеленкина в летной книжке много перелетов по маршруту Арзамас-Чебоксары.Спасибо,просветили))).
>С уважением.

Пожалуйста. 1 ЗАП был в Чебоксарах только с ноября 1941 по апрель 1942 г., остальной период ВОВ - в Арзамасе.
Здесь http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/zap1.dat основные моменты приведены верно.

От Leon
К ValeryR (10.04.2011 20:03:36)
Дата 10.04.2011 21:32:22

Re: Номера самолета

Ну,что-то видать и осталось.Зеленкин,будучи инструктором 1 зап, частенько летал по маршруту на Чебоксары.
С уважением.

От Alex
К ValeryR (10.04.2011 01:09:08)
Дата 10.04.2011 01:30:24

Re: Номера самолета

>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.

Ни один из достоверно идентифицируемых самолетов первых трех серий, попавших в 240, 27, 297 и 437 ИАПы, не имеет традиционного для ЛаГГ-3 21-го завода номера на фюзеляже. Снимков, сделанных в 1 и 2 ЗАП, достаточно много - где-то номера на руле нанесены, где-то на фюзеляже, но явно не на заводе, некоторые машины вообще без номеров.

От Юрий~51
К Alex (10.04.2011 01:30:24)
Дата 10.04.2011 12:25:18

Re: Номера самолета

>>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.
>
>Ни один из достоверно идентифицируемых самолетов первых трех серий, попавших в 240, 27, 297 и 437 ИАПы, не имеет традиционного для ЛаГГ-3 21-го завода номера на фюзеляже. Снимков, сделанных в 1 и 2 ЗАП, достаточно много - где-то номера на руле нанесены, где-то на фюзеляже, но явно не на заводе, некоторые машины вообще без номеров.

Alex, подскажите, а где -нибудь можно посмотреть снимки, сделаные в 1-м ЗАПе в августе 1942-го? Спасибо всем за участие, вопрос оказался не таким простым, как можно было предположить. Все очень интересно, но полной ясности нет...

От Alex
К Юрий~51 (10.04.2011 12:25:18)
Дата 11.04.2011 17:45:53

Re: Номера самолета

>Alex, подскажите, а где -нибудь можно посмотреть снимки, сделаные в 1-м ЗАПе в августе 1942-го? Спасибо всем за участие, вопрос оказался не таким простым, как можно было предположить. Все очень интересно, но полной ясности нет...

Мы же с Вами общались на эту тему... Нет, у меня снимков 437 ИАП нет.

От ValeryR
К Alex (10.04.2011 01:30:24)
Дата 10.04.2011 03:40:47

Re: Номера самолета

>>Вполне уверенно можете считать бортовым "63". К 1942 г. даже на ЛаГГ-3 действовало правило - прямо на заводе (21-м) наносили 2 последних цифры как бортовой номер. Где-то с середины 1943 цифры стали крупными, чуть не на всю высоту хвостовой части. До того - примерно на треть высоты (посмотрите любой самолет "Эскадрильи Валерий Чкалов").
>>Иногда в полках номера меняли на свой лад, по сложившимся традициям (на юге, в ВВС КБФ). Но под Сталинград самолеты шли чуть не прямо с конвейера (завод-ЗАП-маршевый полк-пару недель на фронте), и ввиду диких потерь первых "лавок" явно было не до перекрасок.
>>Если делаете модель, или рисуете боковик - учтите, что лобовая часть фонаря была на данной машине круглой, без бронестекла (как у ЛаГГ-3). И хвостовое оперение - точно как у ЛаГГ-3, а не по типу Ла-5. По-памяти - еще не было предкрылков, и посадочной фары. О том, что это машина с гаргротом, полагаю, Вы и сами знаете.
>
>Ни один из достоверно идентифицируемых самолетов первых трех серий, попавших в 240, 27, 297 и 437 ИАПы, не имеет традиционного для ЛаГГ-3 21-го завода номера на фюзеляже. Снимков, сделанных в 1 и 2 ЗАП, достаточно много - где-то номера на руле нанесены, где-то на фюзеляже, но явно не на заводе, некоторые машины вообще без номеров.

437 ИАП проходил летную подготовку в 1 ЗАП "целых" 2 дня, если верить "Актам подготовки маршевых полков". Когда успели наснимать - представляю с трудом. Полагаю, что сфотографированы были ЗАПовские самолеты, которые перенумеровывали, как хотели - их изучали аж с 27 июня. А полковые номера идут очень кучно (51-57, например), исключительно 2-й серии - явная поставка "с конвейера".

От Alex
К ValeryR (10.04.2011 03:40:47)
Дата 11.04.2011 18:12:03

Re: Номера самолета

>437 ИАП проходил летную подготовку в 1 ЗАП "целых" 2 дня, если верить "Актам подготовки маршевых полков". Когда успели наснимать - представляю с трудом. Полагаю, что сфотографированы были ЗАПовские самолеты, которые перенумеровывали, как хотели - их изучали аж с 27 июня. А полковые номера идут очень кучно (51-57, например), исключительно 2-й серии - явная поставка "с конвейера".

Не буду Вас переубеждать, вопросы веры у каждого свои.

Снимков 437 ИАП нет, но есть снимки передачи дарственных самолетов 240 ИАП и проводов на фронт 27 ИАП (кроме опубликованных на airforce.ru, я нашел еще несколько кадров). Машины не имеют никаких следов заводских номеров или их закраски. А теперь распасовка, какие самолеты получили полки 287 ИАД:
27 ИАП - 1 машина 1-й серии, 16 машин 2-й серии и 3 машины 3-й серии;
240 ИАП - 21 машина 2-й серии и 4 машины 3-й серии;
297 ИАП - 1 машина 1-й серии, 3 машины 2-й серии и 21 машина 3-й серии;
437 ИАП - 20 машин 2-й серии.

Итого - 287 ИАД получила 60 машин из 100 второй серии. В попавших на фото 27 ИАП и 240 ИАП их было абсолютное большинство, 437 ИАП получил ТОЛЬКО 2-ю серию. Выводы делайте сами.