От Игорь Злобин
К All
Дата 22.07.2009 19:40:35
Рубрики Объявления; 1936-1945 гг.;

И-16 тип 5, про звезды на бортах....

Рисуя один из боковиков И-16 тип 5 стал я примеривать положение звезды на боку, ну а так как недавно крутил фотками ишаков из шауляя взял с этого аэродрома, и вот что поразило-два снимка одних и техже самолетов только один-есть звезда -другой нет-

[289K]



гдето у моделистов это обьяснялось свойствами чернобелой пленки и в принципе это не новость, если бы не фотографии ишаков с финсой.

[148K]



обратите внимание на борт номер 3 -ЗА- практически лежит на луче звезды а вся надпись смещена по центру.

В общем я думаю все снимки этих извесных и расписных И-16 делались одним человеком и на один фотоаппарат пленка в котором обладает свойствами такимиже как и у немца делавшего левый снимок на верхней ыотографии где звезд нет.
Вывод, вот эното профиль должен выглядить так.


[63K]



ну и попутно вопрос на И-16 тип 5 был люк с правой стороны на фюзеляже?

От desdi
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 31.07.2009 07:00:08

Кстати о звездах. МиГ-3:


[148K]



[130K]



От Vovka
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 23.07.2009 11:34:15

Re: И-16 тип...

>Рисуя один из боковиков И-16 тип 5 стал я примеривать положение звезды на боку, ну а так как недавно крутил фотками ишаков из шауляя взял с этого аэродрома, и вот что поразило-два снимка одних и техже самолетов только один-есть звезда -другой нет-
>
>[289K]


>гдето у моделистов это обьяснялось свойствами чернобелой пленки и в принципе это не новость, если бы не фотографии ишаков с финсой.
>
>[148K]

По поводу самолетов из Шауляя мое категоричное ИМХО - никакая это не особенность фотопленки, а чистый фотошоп.
Во-первых - пилотка вероятнее всего красная, и она тоже бы пропала.
Во-вторых, если увеличить фотографию, то на месте где должна быть звезда можно увидеть одинаковые кусочки. Т.е. как бы кусок фюзеляжа скопирован и перенесен рядом на место звезды. Я так тоже частенько делаю при правке фотографий где есть царапины или другие дефекты.
Кому-то не хотелось чтобы звезды были на фото.

От Игорь Злобин
К Vovka (23.07.2009 11:34:15)
Дата 23.07.2009 13:49:05

Re: И-16 тип...

>>Рисуя один из боковиков И-16 тип 5 стал я примеривать положение звезды на боку, ну а так как недавно крутил фотками ишаков из шауляя взял с этого аэродрома, и вот что поразило-два снимка одних и техже самолетов только один-есть звезда -другой нет-
>>
>>[289K]
>

>>гдето у моделистов это обьяснялось свойствами чернобелой пленки и в принципе это не новость, если бы не фотографии ишаков с финсой.
>>
>>[148K]
>
>По поводу самолетов из Шауляя мое категоричное ИМХО - никакая это не особенность фотопленки, а чистый фотошоп.
>Во-первых - пилотка вероятнее всего красная, и она тоже бы пропала.
>Во-вторых, если увеличить фотографию, то на месте где должна быть звезда можно увидеть одинаковые кусочки. Т.е. как бы кусок фюзеляжа скопирован и перенесен рядом на место звезды. Я так тоже частенько делаю при правке фотографий где есть царапины или другие дефекты.
>Кому-то не хотелось чтобы звезды были на фото.


смысл править звезды на нескольких самолетах ? и обратите внимание на номер 4 он также изменяеться в оттенках серого. Это эффект пленки или сканирования как пишет SDA
Звезды на машинах были.

От Vovka
К Игорь Злобин (23.07.2009 13:49:05)
Дата 23.07.2009 14:24:04

Re: И-16 тип...


>смысл править звезды на нескольких самолетах ? и обратите внимание на номер 4 он также изменяеться в оттенках серого. Это эффект пленки или сканирования как пишет SDA
>Звезды на машинах были.

Я высказал свое личное мнение. И пока еще я в нем уверен. Зачем ретушировали звезды - я не знаю. Может быть кто-то хотел выдать эти самолеты за вражеские. Ведь заретушировали практически ВСЕ звезды на снимке.
Мои дополнительные аргументы.
Номер 4 изменил цвет, но не пропал совсем.
И обратите внимание на По-2 за хвостом И-16 нр 14. Там на борту видны законцовки звезд, левый луч и левый нижний луч. И их красный цвет не пропал на фотографии. Но это не бросается в глаза, вероятно поэтому их не стали ретушировать.

От Игорь Злобин
К Vovka (23.07.2009 14:24:04)
Дата 23.07.2009 16:18:42

Re: И-16 тип...


>>смысл править звезды на нескольких самолетах ? и обратите внимание на номер 4 он также изменяеться в оттенках серого. Это эффект пленки или сканирования как пишет SDA
>>Звезды на машинах были.
>
>Я высказал свое личное мнение. И пока еще я в нем уверен. Зачем ретушировали звезды - я не знаю. Может быть кто-то хотел выдать эти самолеты за вражеские. Ведь заретушировали практически ВСЕ звезды на снимке.
>Мои дополнительные аргументы.
>Номер 4 изменил цвет, но не пропал совсем.

Номер 4 представляет собой изначально накршеный белый цвет, а затем нарисованный кистью по центру белого-красный номер-тем самым изменен как бы скзать оттенок красного-везда то наносилась поверх темнозеленого без белой подложки.


>И обратите внимание на По-2 за хвостом И-16 нр 14. Там на борту видны законцовки звезд, левый луч и левый нижний луч. И их красный цвет не пропал на фотографии.

смотрю оригинал большим размером и не вижу лучей :(

Но это не бросается в глаза, вероятно поэтому их не стали ретушировать.

От Vovka
К Игорь Злобин (23.07.2009 16:18:42)
Дата 23.07.2009 19:28:23

Re: И-16 тип...

И еще, на И-16 нр 5 звезда на крыле проглядывает. Красная, на зеленом фоне. Предвоенная раскраска сверху.
Но она опять таки не бросается в глаза, и поэтому не ретуширована.

От Vovka
К Игорь Злобин (23.07.2009 16:18:42)
Дата 23.07.2009 19:25:36

Re: И-16 тип...

Я осмелюсь сохранить свое мнение по поводу ретушированности звезд.

>>И обратите внимание на По-2 за хвостом И-16 нр 14. Там на борту видны законцовки звезд, левый луч и левый нижний луч. И их красный цвет не пропал на фотографии.
>
>смотрю оригинал большим размером и не вижу лучей :(

>Но это не бросается в глаза, вероятно поэтому их не стали ретушировать.

А вот так:

[73K]



От SDA
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 23.07.2009 07:53:24

Re: И-16 тип...

Игорь, добрый день. На профиле И-16 Губанова звезда есть. Во всяком случае на борту с надписью "Свобода угнетенным":


[336K]



На данном снимке, если приглядеться, звезда видна.
Как я понял работая с фотками, звезды часто не видны просто по тому, что фотографии неоднократно обработаны. Если скан данной фотки просто перевести в черно-белый формат, звезда будет вообще не видна. Прилагаемая фотка - это кусок фотографии, которая получилась в результате цифровой пересъемки листа дела (с изначальной фоткой). Этот же снимок мне показывали Петров и Геуст. У них обработанный ч/б файл, звезда на котjром не видна абсолютно.

SDA

От Игорь Злобин
К SDA (23.07.2009 07:53:24)
Дата 23.07.2009 16:20:31

Re: И-16 тип...

Ну вот тоесть я оказался прав, обратите внимание это радифицтрованный И-16 и люка воде нет !!

От SDA
К SDA (23.07.2009 07:53:24)
Дата 23.07.2009 07:58:04

Re: И-16 тип...

Кстати мне кажется что хвост данной машины покрашен в голубой или красный цвет (отличный от стандартной окраски фюзеляжа), а за надписью "Свободу угнетенным" под углом нанесена полоса красного цвета.

Да, и еще вопрос: почему у тебя на профиле данного с-та капот не черного цвета?

SDA

От Игорь Злобин
К SDA (23.07.2009 07:58:04)
Дата 23.07.2009 21:44:40

Re: И-16 тип...

>Кстати мне кажется что хвост данной машины покрашен в голубой или красный цвет (отличный от стандартной окраски фюзеляжа),

А не блие ли это глянцевой поверхности ? при пересьеме фотографий это часто бывает!!! "У меня" фото противоположной стороны ровно идет с фюзеляжом.

а за надписью "Свободу угнетенным" под углом нанесена полоса красного цвета.


не не красного а светлее, что это такое не понятно :(

>Да, и еще вопрос: почему у тебя на профиле данного с-та капот не черного цвета?

>SDA


Приветствую, я бы не стал на этом профиле акцентировать внимание так как на данный момент И-16 рисую заново. До капотов еще не дощел но как я понимаю черные капоты были не на всех машинах а только у определенного завода.

От Киселёв олег
К Игорь Злобин (23.07.2009 21:44:40)
Дата 24.07.2009 15:38:00

Re: И-16 тип...


>Приветствую, я бы не стал на этом профиле акцентировать внимание так как на данный момент И-16 рисую заново. До капотов еще не дощел но как я понимаю черные капоты были не на всех машинах а только у определенного завода.

ИМХО. Я вот тоже сильно сомневаюсь, что капот там черный. По крайней мере у других самолетов эскадрильи черных капотов не наблюдается. А этот, судя по козырьку, еще и "пятерка" последних серий. А черный капот, ЕМНИП, фитрменный знак 39 завода (по крайней мере так Маслов утверждает), это же 99% продукция 21-го завода.

От Игорь Злобин
К Киселёв олег (24.07.2009 15:38:00)
Дата 24.07.2009 16:02:36

Re: И-16 тип...


>>Приветствую, я бы не стал на этом профиле акцентировать внимание так как на данный момент И-16 рисую заново. До капотов еще не дощел но как я понимаю черные капоты были не на всех машинах а только у определенного завода.
>
>ИМХО. Я вот тоже сильно сомневаюсь, что капот там черный. По крайней мере у других самолетов эскадрильи черных капотов не наблюдается. А этот, судя по козырьку, еще и "пятерка" последних серий. А черный капот, ЕМНИП, фитрменный знак 39 завода (по крайней мере так Маслов утверждает), это же 99% продукция 21-го завода.


А как отличить продукцию этих заводов ?

От Киселёв олег
К Игорь Злобин (24.07.2009 16:02:36)
Дата 24.07.2009 19:22:20

Re: И-16 тип...



>А как отличить продукцию этих заводов ?

39-й завод последний И-16 выпустил в 1936 году. Потом только опытные работы. Т.е. я так думаю, что 21-й завод красил капоты в черный цвет некоторое время после начала выпуска И-16, а затем перестал. Учитывая немалое колическтво "пятерок" без черных капотов, предположу (очень грубо) что где-то до середины 37-го. Я бегло посмотрел имеющиеся предвоенные фотки КБФовских "ишачков", там с черными капотами вроде бы только машины со сдвижными козырьками, т.е ранних серий. Наш же персонаж с козырьком нового типа, т.е. скорее всего более позднего выпуска. В пользу того, что машина скорее всего не ремонтная, а новая, говорит то, что она принадлежала командиру 13 ОИАЭ майору Губанову.
В общем голову на отсечение не дам, но думаю капот все же был зелененьким. :)

От Игорь Злобин
К Киселёв олег (24.07.2009 19:22:20)
Дата 26.07.2009 20:21:53

Вот так он должен видимо выглядеть!



[143K]



От Михаил Любимов
К Игорь Злобин (26.07.2009 20:21:53)
Дата 26.07.2009 21:15:47

Re: маленькая просьба...

Глубоко исследуя и регулярно выкладывая в интернет боковики с окраской отечественных самолетов ВОВ у Вас (к сожалению) часто встречаются ошибки в изображении матчасти - например у ишачка здесь сдвоенные выхлопные патрубки...

[16K]


Поскольку на наших (к сожалению) немногочисленных форумах схожей тематики Вы являетесь авторитетом (особенно среди молодых моделистов) хочу попросить избегать Вас столь (ИМХО) очевидных и к сожалению регулярных ошибок...

С уважением, Михаил.


От Игорь Злобин
К Михаил Любимов (26.07.2009 21:15:47)
Дата 26.07.2009 21:59:46

Re: маленькая просьба...

>Глубоко исследуя и регулярно выкладывая в интернет боковики с окраской отечественных самолетов ВОВ у Вас (к сожалению) часто встречаются ошибки в изображении матчасти - например у ишачка здесь сдвоенные выхлопные патрубки...
>

А какие должны быть ? по фото сдвоенные или вернее два

[33K]



>Поскольку на наших (к сожалению) немногочисленных форумах схожей тематики Вы являетесь авторитетом (особенно среди молодых моделистов) хочу попросить избегать Вас столь (ИМХО) очевидных и к сожалению регулярных ошибок...


>С уважением, Михаил.


От Михаил Любимов
К Игорь Злобин (26.07.2009 21:59:46)
Дата 26.07.2009 23:11:21

Re: маленькая просьба...

>А какие должны быть?

Это фото правильно выставленных (с точки зрения инструкций тех лет) патрубков...

[47K]



[72K]



С уважением, Михаил.

От Михаил Любимов
К Михаил Любимов (26.07.2009 23:11:21)
Дата 26.07.2009 23:22:35

Re: уточнение...

Это фото поздних типов - у тип 5 в ковше капота была выколотка...

[13K]


С уважением, Михаил.

От ИгорьД
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 23.07.2009 01:06:58

Re: И-16 тип...

>ну и попутно вопрос на И-16 тип 5 был люк с правой стороны на фюзеляже?

Я лично ни разу не видел тип 5 с люком для радиостанции. И еще у тип 5 откидная дверка кабины только слева.

С ув.
Игорь.

От sw(ws)
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 23.07.2009 00:38:12

Re: И-16 тип...

>Рисуя один из боковиков И-16 тип 5 стал я примеривать положение звезды на боку, ну а так как недавно крутил фотками ишаков из шауляя взял с этого аэродрома, и вот что поразило-два снимка одних и техже самолетов только один-есть звезда -другой нет-

Добрый день!
Думаю, что это можно также обяснить применением или нет фильтров на объективе фотоаппарата. Скорее всего это имело место на данном снимке - обратите внимание на изменение "цвета" цифрs "4" по отношению к пилотке на киле.

С ув.,
SW

От Игорь Злобин
К sw(ws) (23.07.2009 00:38:12)
Дата 23.07.2009 07:11:56

Re: И-16 тип...

>>Рисуя один из боковиков И-16 тип 5 стал я примеривать положение звезды на боку, ну а так как недавно крутил фотками ишаков из шауляя взял с этого аэродрома, и вот что поразило-два снимка одних и техже самолетов только один-есть звезда -другой нет-
>
>Добрый день!
>Думаю, что это можно также обяснить применением или нет фильтров на объективе фотоаппарата. Скорее всего это имело место на данном снимке - обратите внимание на изменение "цвета" цифрs "4" по отношению к пилотке на киле.
Абсолютно согласен с вами по поводу Шауляйских И-16, но интересно пока по финским И-16, были или нет там звезды !!!!

От Rutil28
К Игорь Злобин (22.07.2009 19:40:35)
Дата 22.07.2009 20:31:39

Re: И-16 тип...

>В общем я думаю все снимки этих извесных и расписных И-16 делались одним человеком и на один фотоаппарат пленка в котором обладает свойствами такимиже как и у немца делавшего левый снимок на верхней ыотографии где звезд нет.
>Вывод, вот эното профиль должен выглядить так.

Наблюдение великолепное, но я бы все-же не обобщал так. Тут есть еще фактор освещенности поверхности под разными углами. При просмотре подборок фото из аварийных актов все же можно сделать вывод, что довольно много И-16 достоверно не имели звезд на бортах.

>ну и попутно вопрос на И-16 тип 5 был люк с правой стороны на фюзеляже?

сложилось впечатление, что иногда был, а иногда не было. Не признак ли это радиофицированных И-16 тип 5 37-го года?

От Игорь Злобин
К Rutil28 (22.07.2009 20:31:39)
Дата 23.07.2009 07:16:06

Re: И-16 тип...

>>В общем я думаю все снимки этих извесных и расписных И-16 делались одним человеком и на один фотоаппарат пленка в котором обладает свойствами такимиже как и у немца делавшего левый снимок на верхней ыотографии где звезд нет.
>>Вывод, вот эното профиль должен выглядить так.
>
>Наблюдение великолепное, но я бы все-же не обобщал так. Тут есть еще фактор освещенности поверхности под разными углами. При просмотре подборок фото из аварийных актов все же можно сделать вывод, что довольно много И-16 достоверно не имели звезд на бортах.

А как это можно объяснить -отсутствие ОЗ государства на самолете ?, допускаю если самолет прошел перекраску в полку, например Кондратьев пишет, что на Халкин Голе перекрашивали серые И-16. Но на заводе выпускать самолет без ОЗ на боках но с ОЗ на нижних поверхностях ????
Не логично. Потом с углом я согласен, под прямым углом к борту звезда как раз и не видна, но если снимать под углов то начинает проявляться-причем поэлиментно-например видно чуть светлее два средних луча а три верхних не различить :(

От Rutil28
К Игорь Злобин (23.07.2009 07:16:06)
Дата 28.07.2009 14:52:52

Re: И-16 тип...

>А как это можно объяснить -отсутствие ОЗ государства на самолете ?, допускаю если самолет прошел перекраску в полку, например Кондратьев пишет, что на Халкин Голе перекрашивали серые И-16. Но на заводе выпускать самолет без ОЗ на боках но с ОЗ на нижних поверхностях ????

Не знаю я, честно говоря, как это объяснить. На всех известных мне фотографиях И-5 и И-15бис и И-16 тип 5 70 ИАП, 29 ИАЭ, 5 ИАЭ, АЭОН с июля 1935 по май 1939 включительно четко видны звезды на плоскостях и не видны звезды на бортах (с И-5 не ясно, може и на плоскостях не было). Но звезды на бортах появляются только зимой 39/40.
Про перекраску достоверно ничего сказать не могу. Я перелопатил довольно много бумажек ИАС, но ничего конкретного не нашел, за исключением цитируемой Кондратьевым бумажки с требованием прислать специалиста по камуфляжку. Донесений об исполнении, кстати, нет, может поэксперементировали, да и плюнули. И раскрасили только СБ и Чайки. Так что к утверждению об изначально серых И-16 я отношусь скептически.



От deruluft
К Rutil28 (28.07.2009 14:52:52)
Дата 28.07.2009 21:14:38

Re: И-16 тип...


>Не знаю я, честно говоря, как это объяснить. На всех известных мне фотографиях И-5 и И-15бис и И-16 тип 5 70 ИАП, 29 ИАЭ, 5 ИАЭ, АЭОН с июля 1935 по май 1939 включительно четко видны звезды на плоскостях и не видны звезды на бортах (с И-5 не ясно, може и на плоскостях не было). Но звезды на бортах появляются только зимой 39/40.
На некоторых И-16 в указанный период звезды на бортах видны.

От deruluft
К deruluft (28.07.2009 21:14:38)
Дата 28.07.2009 21:20:06

фото


>>Не знаю я, честно говоря, как это объяснить. На всех известных мне фотографиях И-5 и И-15бис и И-16 тип 5 70 ИАП, 29 ИАЭ, 5 ИАЭ, АЭОН с июля 1935 по май 1939 включительно четко видны звезды на плоскостях и не видны звезды на бортах (с И-5 не ясно, може и на плоскостях не было). Но звезды на бортах появляются только зимой 39/40.
>На некоторых И-16 в указанный период звезды на бортах видны.

[7K]



От Rutil28
К deruluft (28.07.2009 21:20:06)
Дата 29.07.2009 10:28:20

Re: фото


>>>Не знаю я, честно говоря, как это объяснить. На всех известных мне фотографиях И-5 и И-15бис и И-16 тип 5 70 ИАП, 29 ИАЭ, 5 ИАЭ, АЭОН с июля 1935 по май 1939 включительно четко видны звезды на плоскостях и не видны звезды на бортах (с И-5 не ясно, може и на плоскостях не было). Но звезды на бортах появляются только зимой 39/40.
>>На некоторых И-16 в указанный период звезды на бортах видны.
>

так я и говорю... на всех известных мне фотографиях с июля 1935 по май 1939 включительно. То есть я не говорю о сборной солянке июня августа.

А этой фотографии у меня нет. Есть ли на нее какая нибудь привязка (дата, заводской номер, часть и т.п.)?


От deruluft
К Rutil28 (29.07.2009 10:28:20)
Дата 29.07.2009 10:59:16

Re: фото


>так я и говорю... на всех известных мне фотографиях с июля 1935 по май 1939 включительно. То есть я не говорю о сборной солянке июня августа.

Это 37 или 38 год.

>А этой фотографии у меня нет. Есть ли на нее какая нибудь привязка (дата, заводской номер, часть и т.п.)?

да, есть, дома уточню.

От SDA
К Rutil28 (28.07.2009 14:52:52)
Дата 28.07.2009 20:26:02

Re: И-16 тип...

>Не знаю я, честно говоря, как это объяснить. На всех известных мне фотографиях И-5 и И-15бис и И-16 тип 5 70 ИАП, 29 ИАЭ, 5 ИАЭ, АЭОН с июля 1935 по май 1939 включительно четко видны звезды на плоскостях и не видны звезды на бортах (с И-5 не ясно, може и на плоскостях не было). Но звезды на бортах появляются только зимой 39/40.

Т.е. на Хасане и ХГ ишаков и бисов со звездами на бортах не было?
Хотя нет, вы приводите конкретный список частей...
Лично я неоднократно встречал фотки И-16/И-15/И-15бис ДО зимы 39/40 со звездами на бортах. По И-5, так уверенно сказать не могу.
По финской практически везде есть звезды на бортах. При этом смотришь несколько фоток одной и той же машины (например из аварийных актов) - на одном снимке звезда видна, на другом нет.

SDA

От Rutil28
К SDA (28.07.2009 20:26:02)
Дата 29.07.2009 12:48:52

Re: И-16 тип...

>Т.е. на Хасане и ХГ ишаков и бисов со звездами на бортах не было?
>Хотя нет, вы приводите конкретный список частей...
>Лично я неоднократно встречал фотки И-16/И-15/И-15бис ДО зимы 39/40 со звездами на бортах. По И-5, так уверенно сказать не могу.
>По финской практически везде есть звезды на бортах. При этом смотришь несколько фоток одной и той же машины (например из аварийных актов) - на одном снимке звезда видна, на другом нет.

Я не претендую на владение сакральным знанием ;). Но из того массива фото, который просмотрел по Монголии пока могу сделать только такие наблюдения: по фото сделанным по май 1939 - как правило звезды не видно. Иногда можно предполагать что она есть. По фото сделанным зимой 39/40 и далее в 40 - звезда видна либо хорошо, либо отлично. Причины могут быть в характере пленки, использованной краски, особенностях комплектации частей (напр. матчасть б/у, которая перегонялась в МНР как есть и сохраняла особенности окраски из предыдущей части - характерный пример "сборная солянка" СБ трех разных полков в 4,5,6 АЭ 150 СБАП,когда в одной эскадрилье собрались машины с разноцветными хв. номерами, стрелами и звездочками (в т.ч. с зелеными).

С уважением,
rutil28

От SDA
К Rutil28 (29.07.2009 12:48:52)
Дата 29.07.2009 23:32:54

Пример



[71K]



От Tora
К SDA (29.07.2009 23:32:54)
Дата 30.07.2009 08:57:06

Re: Пример

Такой вопрос раз уж про звёзды идёт разговор, в книге Г.В.Зимина "истребители"
http://militera.lib.ru/memo/russian/zimin_gv/02.html есть такой момент:

Менее чем через год я был назначен командиром звена. А в 1937 году, когда командир отряда Алексей Шолохов был переведен в другую часть, мне доверили исполнение обязанностей командира отряда. Начало моей работы в этой должности было связано с одним драматичным событием.

Обстановка у границы усложнялась. Японские самолеты то и дело совершали полеты у самой границы, а зачастую и нарушали ее. Все это носило разведывательно-провокационный характер, и мы постоянно жили в напряженном ожидании. Дежурили отрядами. Одно звено всегда находилось в готовности к немедленному вылету. Летчики сидели в машинах. От аэродрома граница была всего в шести километрах.

В тот памятный день дежурил наш отряд. В готовности номер один находилось мое бывшее звено — звено Павла Шишкарева. Получаем оповещение от постов ВНОС, что японский самолет нарушил границу севернее Уссури и углубляется на нашу территорию. Погода осенняя: сплошная низкая облачность на высоте 200 метров, день серый, видимость как в сумерках.

Даю ракету для взлета дежурного звена. Через две минуты оно в воздухе. Дальнейшее я узнал из доклада Павла Шишкарева после посадки.

Самолет-нарушитель шел курсом на юг под самой кромкой облаков и временами скрывался в белесой мгле. Как докладывал командир звена, он увидел самолет необычной, незнакомой конфигурации с красными кругами на фюзеляже и на крыльях. Красный круг — символ восходящего солнца — эмблема японских ВВС. Поэтому Шишкарев приказал своим ведомым идти сзади и ниже, а сам сблизился с самолетом-нарушителем и с дистанции [15] 100 метров открыл огонь из всех четырех пулеметов, но, когда проскочил над атакованным им самолетом, ясно увидел на его плоскостях звезды. Между тем самолет задымил, пошел со снижением и произвел посадку на озере Ханко.

Мой бывший командир был настолько обескуражен, что поначалу никак не мог связно доложить о происшествии. Он и в обычной обстановке заикался, а после такой стрессовой ситуации вообще не мог произнести ни слова, И первыми словами, которые он выдохнул, были:

— Сбил свой самолет...

Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту. Из-за плохой погоды летчик потерял ориентировку, ушел в сторону границы, но потом, восстановив ориентировку, снова вышел на Уссури, где его и приняли наблюдатели поста ВНОС за нарушителя. Машина получила множество пробоин, был выведен из строя двигатель, комбриг и бортмеханик получили ранения.

Павлу Шишкареву грозил трибунал. Летчики звена утверждали, что они тоже ясно видели красный круг. Тогда по нашему настоянию дознаватель провел следственный эксперимент. В такую же погоду (только уже на земле) пригнали другой самолет-амфибию и стали рассматривать его с расстояния 100 метров. Все ясно увидели красный круг! Оказалось, что этот зрительный эффект вызывала обрамляющая звезду черная кайма, которая, кстати говоря, была и на других наших самолетах.

Павел Шишкарев был оправдан. Приказом Наркома обороны СССР впредь было запрещено на самолетах обрамлять каймой звезды.

Неужели тонкая линия обводки звезды давала такой эфект, или у них там другой вариант каймы был?

С Уважением.

От Rutil28
К Tora (30.07.2009 08:57:06)
Дата 30.07.2009 11:21:43

Re: Пример

Не пограничый ли МБР был?

От Tora
К Rutil28 (30.07.2009 11:21:43)
Дата 30.07.2009 12:43:56

Re: Пример

>Не пограничый ли МБР был?

Неизвестно.

С Уважением.

От deruluft
К Tora (30.07.2009 12:43:56)
Дата 30.07.2009 12:48:19

Re: Пример

>>Не пограничый ли МБР был?
>
>Неизвестно.

Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

От Rutil28
К deruluft (30.07.2009 12:48:19)
Дата 30.07.2009 13:48:30

Re: Пример

>>>Не пограничый ли МБР был?
>>
>>Неизвестно.
>
>Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

Вот что значит полениться перечитать. ;) Опознавательные знаки у пограничной авиации были несколько иными...

От Tora
К deruluft (30.07.2009 12:48:19)
Дата 30.07.2009 13:00:43

Re: Пример

>>>Не пограничый ли МБР был?
>>
>>Неизвестно.
>
>Это, как выяснилось, был гидросамолет пограничных войск. Таких машин никто из наших летчиков никогда не видел. Самолет вылетел из-под Хабаровска о комбригом погранвойск на борту.

И что из этого следует?

С Уважением.