От Анатолий Бышенко
К All
Дата 04.12.2008 11:46:28
Рубрики Люди и авиация;

Специалистам по 44 и 21 ИАП

Мое почтение, господа !
Кто может дополнить очерк по капитану Гринфельду Э.С. из 44 и 21 ИАП материалом по периоду войны.
Все написано по воспоминаниям жены Гринфельда (90 лет), а в Ахтубинске не сохранилась даже послужная карта. Указанный очерк включен в книгу ,,Крыло Икара,, которая готовится к выпуску в Ахтубинске.
Хотелось бы дополнить реальным иатериалом.
Очерк размещен на сайте В.Харина в разделе публикаций.
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/publ/17.dat
С уважением, А.Бышенко

От А.Симонов
К Анатолий Бышенко (04.12.2008 11:46:28)
Дата 05.12.2008 09:14:55

Биография Э.С.Гринфельда

Эту биогафию я написал ещё года полтора назд на основе документов ЦАМО РФ (в том числе и УПК):
ГРИНФЕЛЬД
Эмма Самуилович
1916-1949

Лётчик-испытатель, капитан (1948).
Родился 19 декабря 1915 (1 января 1916) года (по другим сведениям – 18 апреля (1 мая) 1916 года) в селе Базалия ныне Теофипольского района Хмельницкой области (Украина). В 1933 окончил 7 классов школы. Был лётчиком-инструктором аэроклуба.
В армии с января 1940. В 1940 окончил Чугуевскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Ленинградский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 – лётчик 44-го истребительного авиационного полка, с октября 1941 – лётчик 191-го истребительного авиационного полка, в феврале 1942 – лётчик 157-го истребительного авиационного полка, в апреле 1943-мае 1945 – старший лётчик, командир звена 21-го истребительного авиационного полка. 13.08.1943 был сбит и тяжело ранен, долгое время находился на излечении в госпитале. Воевал на Ленинградском, Калининском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, освобождении Белоруссии. Совершил около 280 боевых вылетов на И-16, «Харрикейн» и Ла-7, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника (из них не менее 2 – в группе).
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.
С ноября 1946 – лётчик-испытатель 27-го отдельного смешанного испытательного авиационного полка (истребительная АЭ). Выполнял полёты по обеспечению испытаний вооружения на Государственном центральном полигоне №4.
Погиб 27 октября 1949 года при выполнении испытательного полёта на истребителе.
Похоронен в городе Ахтубинск Астраханской области, на кладбище №1.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (8.06.1944; 7.10.1944), орденами Отечественной войны 1-й (24.04.1945) и 2-й (7.09.1944) степени, медалями.

Есть также биографии и фото всех других испытателей, чьи фамилии выбиты на Крыле Икара в Ахтубинске.

От А.Симонов
К А.Симонов (05.12.2008 09:14:55)
Дата 06.12.2008 18:13:49

Уточнения к биографии Э.С.Гринфельда

Поднял свои рабочие тетради из ЦАМО РФ и вот что могу дополнить и уточнить.
Согласно наградным листам Э.С.Гринфельда его боевые вылеты и победы выглядят так:
22.06.1941-20.05.1944 - 151 б/в, сбил 2 ФВ-190 в паре. Награждён орденом Красного Знамени
20.05.1944-27.07.1944 - 33 б/в. Представлен к ордену Отечественной войны 1-й степени, но получил 2-ю степень
28.07.1944-14.09.1944 - 47 б/в, сбил лично 2 ФВ-190. Награждён орденом Красного Знамени
15.09.1944-10.04.1945 - 46 б/в на Ла-7. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени
Итого до 10.04.1945 - 277 б/в, сбил 2 ФВ-190 лично и 2 ФВ-190 в паре.
Во всех наградных листах есть запись о тяжёлом ранении Э.С.Гринфельда в 1943 году.
Теперь рассмотрим УПК. Дата рождения - 1 января 1916 года. На старом надгробном памятнике в Ахтубинске (я его видел в 2000 году) дата рождения была указана 1 мая 1916 года... У Вас в статье - 31 января 1916 года. Откуда она?
Далее в УПК:
с мая 1941 - пилот 44 ИАП (Ленинградский военный округ)
с октября 1941 - пилот 191 ИАП (Ленинградский фронт)
по состоянию на февраль 1942 - пилот 157 ИАП (Ленинградский фронт)
с апреля 1943 - старший пилот 21 ИАП (3 воздушная армия).
с августа 1944 - командир звена 21 ИАП (259 ИАД)
В УПК есть запись, что 13.08.1943 Гринфельд не вернулся с боевого задания. Следующая запись гласит, что в сентябре 1943 года он находился на излечении в госпитале.
Почему Вы решили, что он не мог лечить переломы в госпитале? Если учесть, что он более недели пробирался к своим, то это означает, что кости могли начать срастаться неправильно. И поэтому в сентябре 1943 года он запросто мог находиться в госпитале, где ему лечили переломы. Так что никакого противоречия с утверждением его вдовы, что у него не было шрамов на теле - нет...
Каюсь, что типы самолётов (кроме Ла-7) писал по публикациям про полки, в которых служил Гринфельд, в Интернете... Поэтому в типах, на которых он летал, очень даже возможны ошибки.
А вот про песню в момент гибели - что-то не верится! Вместо того, чтобы катапультироваться, лётчик поёт песню и ждёт столкновения с землёй! Бред какой-то...

От Hippo
К А.Симонов (06.12.2008 18:13:49)
Дата 06.12.2008 18:30:05

Re: Не Уточнения к биографии

>А вот про песню в момент гибели - что-то не верится! Вместо того, чтобы катапультироваться, лётчик поёт песню и ждёт столкновения с землёй! Бред какой-то...

Прошу прощения если уже писал об этом:
Мне довелось лет 15 назад беседовать с бабушкой, которая в войну работала в радиоценте штурмовой дивизии и слушала переговоры в воздухе.
Не цитата, но по смыслу:
"Если в эфире - мат, то я была спокойна – мои ребята работаю. А как только мат исчезал, и появлялся "возвышенный слог" – я напрягалась: "Кто?"
И стихи, и куски песен, ласковые слова прощания…."


С уважением Hippo

От А.Симонов
К Hippo (06.12.2008 18:30:05)
Дата 06.12.2008 18:41:15

Re: Не Уточнения...

>И стихи, и куски песен, ласковые слова прощания…."

Вопрос весь в том, когда песни, а когда слова прощания?
Когда летишь домой, живой, после выполнения задания - тут и песни, и стихи...
А если сыпешься к земле, перегрузка вдавливает в кресло и не можешь вылезти из кабины, чтобы спастись - какие тут песни и стихи?
Так же и в случае с Гринфельдом: отказ управления (возможно...), срывается с верхней точки петли. Выпрыгнуть с парашютом (если катапульта почему-то не работает) не может из-за перегрузки... А может быть не может дотянуться до её ручек, если падает в перевёрнутом положении... И поёт при этом! Что-то не верится...

От karlenko
К А.Симонов (06.12.2008 18:41:15)
Дата 06.12.2008 18:45:13

Re: Не Уточнения...

>А если сыпешься к земле, перегрузка вдавливает в кресло и не можешь вылезти из кабины, чтобы спастись - какие тут песни и стихи?
>Так же и в случае с Гринфельдом: отказ управления (возможно...), срывается с верхней точки петли. Выпрыгнуть с парашютом (если катапульта почему-то не работает) не может из-за перегрузки... А может быть не может дотянуться до её ручек, если падает в перевёрнутом положении... И поёт при этом! Что-то не верится...

Это сейчас не верится, а тогда так и было. Еще раз внимательно перечитайте фразу радистки.

От А.Симонов
К karlenko (06.12.2008 18:45:13)
Дата 06.12.2008 18:56:04

Re: Не Уточнения...

Перечитал - дошло...)))

Когда после катастрофы О.В.Гудкова 4 октября 1973 года прослушивали запись последнего радиообмена Гудкова, возник спор. Качество записи было очень плохим, и поэтому одни утверждали, что лётчик сказал «вращает», а другие упорно доказывали, что он крикнул «прощайте». Точку в споре поставил авторитетнейший Сергей Анохин. Он заявил: «Гудков был лётчиком-испытателем. А настоящий лётчик-испытатель в критической ситуации думает о деле, а не об эмоциях. Поэтому я убеждён: Олег сказал «вращает».

По роду своей работы (спасателем НПСС на аэродроме в Жуковском) несколько раз у себя на аэродроме слышал записи переговоров наших испытателей в аварийных ситуациях. Там либо мат, либо деловая информация... Никакой лирики НИ РАЗУ не было...
Видимо Э.С.Гринфельд ещё не успел стать настоящим лётчиком-испытателем...

От Анатолий Бышенко
К А.Симонов (06.12.2008 18:56:04)
Дата 06.12.2008 22:38:44

Некоторые соображения по обсуждаемой теме

Мое почтение, господа !
Ну, навалило информации, даже не ожидал такой активности, к тому же плодотворной.
По теме военного периода Гринфельда не берусь ничего обсуждать, т.к. к каким-либо архивным источникам доступа не имею. Попробую еще через военкомат, но мне говорил военком, что УПК на него в военкомате нет.Кстати, имею ксерокопию УПК на к-на Мышкова , тоже числится на Крыле Икара и погиб тоже,как и Гринфельд, 27 октября и если не ошибаюсь в 1957г. Хотелось бы , чтобы мы пришли к общему знаменателю по вопросу сбитых самолетов и в этой связи хочу вот еще что сообщить. Вдова несколько раз рассказывала , что Гринфельд сбил один самолет в паре с Разореновым, штурманом 21 ИАП.(дату естественно она не знает) И якобы подбил его Гринфельд, а добил уже Разоренов. Сам Гринфельд, как объясняет вдова, несколько раз говорил, что этот самолет его , но зачли его Разоренову. Якобы у них были непростые отношения связанные с национальностью Гринфельда.
Вообще-то, то, что изначально в виде коротенького очерка написано было полковником Лазаревым Р.Н. из Ахтубинского совета ветеранов по теме довоенной и военной истории Гринфельда по воспоминаниям сослуживца Гринфельда по 27 ОСИАП, старшины Николенко Л., мягко говоря, никак не соответствовало действительности.
Наиболее достоверными и соответствующими истине , как оказалось, были до настоящего времени воспоминания вдовы. С ее же слов записана и дата его рождения. Ни в одном из имеющихся у меня документов, в том числе брачном свидетельстве и свид. о смерти число и месяц рождения не указаны.
Относительно ранения Гринфельда и его длительного лечения я не возражаю. Я просто просил указать источник информации.
Ну, а теперь о Гринфельде-испытателе. По большому счету Гринфельд небыл летчиком- испытателем в полном смысле этого слова,т.е. самолеты не испытывал.
27 ОСИАП в ту пору обеспечивал сопровождение самолетов-мишеней при испытании зенитных ракет. Вполне возможно,что он мог стать испытателем, т.к. освоил новый на то время истребитель Ла-15. Но мне на сей счет ничего неизвестно, как и самим ахтубинчанам, все,что они имели до установления связи со мной- это табличка с старой могилы и чудом сохранившееся единственное фото. Даже УПК не сохранилась, а в архивах ,как я понял, они не работают. Все, что у меня было и есть по Гринфельду, я им отправил. И погиб Гринфельд не в испытательном полете, а на демонстрационном. ( вспомните гибель Т.Апакидзе), где присутствовало высокое начальство. Естественно в таких условиях психофизиологическое состояние летчика очень отличается от состояния при выполнении испытательного полета, как и само полетное задание, которое возможно выполнялось на небольших высотах.Не знаю были ли на тех самолетах указатели углов атаки и перегрузок.Это как возможная причина потери скорости и перевернутого плоского штопора. Это я к тому, что перегрузок больших может вовсе и небыло.
Относительно песни . Это воспоминание старшины Николенко, единственного из живых ахтубинчан, кто знал Гринфельда.
Не понимаю почему такого быть не могло.
И почему это бред.?Для меня это определение, как минимум, некоректно.
Мат, по Вашему, возможен, а песня нет.
Ведь по сути они, в плане реакции человека на смертельную ситуацию, одно и тоже.
Вообще, когда я писал и несколько раз дополнял очерк, то от себя, кроме PS, ничего не добавлял.
Не знаю как В Ахтубинске обстоят дела с изданием книги , может уже в наборе, но дополнять есть чем. Главное успеть.
С уважением, А.Бышенко

От А.Симонов
К Анатолий Бышенко (06.12.2008 22:38:44)
Дата 06.12.2008 23:09:52

Re: Некоторые соображения...

>Попробую еще через военкомат, но мне говорил военком, что УПК на него в военкомате нет.Кстати, имею ксерокопию УПК на к-на Мышкова , тоже числится на Крыле Икара и погиб тоже,как и Гринфельд, 27 октября и если не ошибаюсь в 1957г.
1) УПК и личное дело - это совершенно разные вещи. Если вдова получает пенсию за мужа - то личное дело в военкомате 100% есть. Если она получает пенсию за мужа, а Вам говорят, что личного дела в военкомате нет - это ложь военкоматовских работников. Если вдова живёт не в областном центре, то личное дело будет в областном военкомате.
2) Что-то не припоминаю никакого Мышкова на Крыле Икара... Можно поподробнее?
>Но мне на сей счет ничего неизвестно, как и самим ахтубинчанам, все,что они имели до установления связи со мной- это табличка с старой могилы и чудом сохранившееся единственное фото. Даже УПК не сохранилась, а в архивах ,как я понял, они не работают.
В этом-то их беда!.. На протяжении последних пяти лет они аккуратно "слизывали" информацию про своих погибших испытателей, которую я находил в архивах, с сайта www.testpilot.ru (при этом даже не спрашивая разрешения)... Я из-за этой их наглости попросту перестал публиковать биографии погибших испытателей в Интернете.
>И почему это бред.?Для меня это определение, как минимум, некоректно.
Простите, нисколько не хотел Вас обидеть... Просто столько уже раз сталкивался с такими вот выдумками ветеранов, что других слов попросту нет...
>Не знаю как В Ахтубинске обстоят дела с изданием книги , может уже в наборе, но дополнять есть чем. Главное успеть.
Очень хочется верить, что книга не в наборе и не выйдет в ближайшее время. То, что у них уже опубликовано на сайте, это просто какие-то куски информации. Неужели они не понимают, что без работы в архивах такую книгу писать НЕЛЬЗЯ! А они думают, что поговорили с ветеранами, порыскали как шакалы по Интернету и всё - книга готова... А потом будут охать и ахать, сколько у них ошибок и неточностей... Ну и зачем сейчас этот полуфабрикат выпускать? Только чтобы потом сказать, что они ПЕРВЫЕ выпустили такое издание? Так очень быстро все забудут их первенство, но зато долго будут помнить их ляпы и ошибки в книге... Донесите эту мысль до них, пожалуйста...

От Анатолий Бышенко
К А.Симонов (06.12.2008 23:09:52)
Дата 07.12.2008 00:27:08

Re: Некоторые соображения...


Донесите эту мысль до них, пожалуйста...
Донести эту мысль или пожелание я не смогу по нескольким причинам:
1.Я хорошо знаком с психологией ветеранов и знаю как непросто их в чем-то убедить, а точнее переубедить и бывает,что заканчивается такая попытка обидами, а то и ссорами.
2.Связь у меня с ними какая-то странная. Впервые информацию о Гринфельде я увидел на сайте Ахтубинского ТВ и до сих пор общаюсь с Лазаревым Р.Н через секретаря директора Ахтубинского ТВ с реакцией Лазарева на мои письма до 20-30 дней, а иногда и более.
3 На мои просьбы реакция ахтубинчан к большому сожалению очень слабая.
К примеру просил совета у них по наградам Гринфельда, так ответ пришел только после третьего письма.
Просил сделать для вдовы Гринфельда фото нового памятника на могиле и несколько планов Крыла Икара, просил об этом лично Раевского А.М по телефону( с ним был знаком лично как и с Т.Апакидзе) ,но фото до сих пор не выслали, хотя Раевский дал команду выполнить просьбу без проволочек. Теперь вот и пожаловаться некому,Раевский погиб в автокатастрофе.
В октябре лично говорил по телефону с Чиркиным В.М по этому вопросу, но уже декабрь... Правда Чиркин передал нам в музей свой ГШ-4, вещь редкая,но это было еще в сентябре.
Это при том, что я отправил им штук 70-80 копий докуметов и фото Гринфельда.
Материалы по к-ну Мышкову я Вам сброшу. Две статьи,УПК и 1 фото, но через пару дней. Имею компьтерные проблемы с отправкой почты.
Не буду утвержать, что он на Крыле Икара, но из статьи я так понял. Надпись на надгробии,, Помним всех поименно,,,говорит о том, что он на Крыле значится. Кстати, погиб он в 1954 г. на Ил-28 мишени. Потеря сознания в полете.


С уважением, А.Бышенко

От А.Симонов
К Анатолий Бышенко (07.12.2008 00:27:08)
Дата 07.12.2008 00:50:59

Награды Э.С.Гринфельда

> К примеру просил совета у них по наградам Гринфельда, так ответ пришел только после третьего письма.
орден Красного Знамени 03.06.1944 приказ по 3 ВА №0182
орден Отечественной войны 2-й степени 07.09.1944 приказ по 3 ВА №0329
орден Красного Знамени 07.10.1944 приказ по 3 ВА №0396
орден Отечественной войны 1-й степени 24.04.1945 приказ по 3 ВА №0238
По существовавшему в 1947 году законодательству, все ордена умершего (или погибшего), за исключением орденов Отечественной войны, подлежали сдаче в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому ничего удивительного в том, что у вдовы забрали ордена Красного Знамени, нет... Это правило было отменено лишь в 1973 году.
>Это при том, что я отправил им штук 70-80 копий докуметов и фото Гринфельда.
Вот-вот, односторонняя игра получается с ними. Никакого желания помогать им после всего этого...

От Анатолий Бышенко
К А.Симонов (07.12.2008 00:50:59)
Дата 07.12.2008 01:09:10

Вернуть их можно?

Как думаете, можно ли вернуть награды вдове?
Если да, то как это сделать?
Медали вдова отдала нам в музей вместе с удостоверениями и орденской книжкой. Вот только непонятно что с орденами Отечественной ыойны. Она говорит, что их тоже сдала. С советью и памятью у нее все в порядке.

От А.Симонов
К Анатолий Бышенко (07.12.2008 01:09:10)
Дата 07.12.2008 01:26:33

Re: Вернуть их...

>Как думаете, можно ли вернуть награды вдове?
>Если да, то как это сделать?
>Медали вдова отдала нам в музей вместе с удостоверениями и орденской книжкой. Вот только непонятно что с орденами Отечественной ыойны. Она говорит, что их тоже сдала. С советью и памятью у нее все в порядке.
Вернуть награды абсолютно точно НЕЛЬЗЯ. Разговаривал на эту тему в наградном отделе Администрации Президента РФ (правопреемнике наградного отдела Президиума ВС СССР) и был свидетелем целого ряда таких попыток родственников награждённых. Бесполезно...
По поводу орденов Отечественной войны объяснение очень простое:
В 1947 году вдова действительно отдала ВСЕ ордена, т.к. не знала, какие нужно сдавать, а какие можно оставить...
А дальше, быстрее всего, было так. Работники военкомата разобрались, что забрали лишнее. Хотели ей вернуть, но она уже уехала. А вот что они сделали с орденами дальше – загадка… Могли всё равно отправить в наградной отдел Президиума ВС СССР (т.к. это проще, чем искать вдову), могли вложить эти «лишние» награды в личное дело офицера (я сам видел несколько таких личных дел в ЦАМО РФ). Но, вполне вероятно, что их кто-то попросту присвоил себе – или тогда же сразу, или из личного дела позже…
А в 1955 году офицер, выписывавший справку, искренне думал, что иначе и быть не могло – ордена Отечественной войны и медали никто забирать был не должен… Вот и написал, что эти ордена возвращены вдове. Он же не знал, что это так и не было выполнено…

От Анатолий Бышенко
К А.Симонов (07.12.2008 01:26:33)
Дата 07.12.2008 01:50:32

Очень жаль

Спасибо за информацию, но очень жаль.
Мне кажется, что Анна Семеновна заслужила своей жизнью гораздо большего, чем возвращения наград мужа.
А.Бышенко

От Hippo
К А.Симонов (06.12.2008 18:56:04)
Дата 06.12.2008 19:03:37

Re: Согласен: "испытатель" и "воин" это не совпадает (-)

С

От karlenko
К Hippo (06.12.2008 19:03:37)
Дата 06.12.2008 21:59:17

совершенно разные обстановка и настрой (-)


От Анатолий Бышенко
К А.Симонов (05.12.2008 09:14:55)
Дата 05.12.2008 19:52:15

Спасибо большое всем,кто отозвался !!!

Весьма и весьма существенная помощь.

13 августа 43г Гринфельд был сбит в воздушном бою над территорией противника на истр. ЛаГГ-3. Такая запись от 13 августа 43 г. о покидании самолета ЛаГГ-3 с отвесного пикирования есть в его удостоверении паращютиста -инструктора. Этот документ хранится у меня в фондах.
21 августа было составлено донесение о безвозвратных потерях 21 ИАП с 1 по 20 августа, где Гринфельд значится как не вернувшийся в часть после воздушного боя на самолете ЛаГГ-3 из района Бердино ( ЦАМО ф.58,опись 18001 ,дело 691) Следовательно Гринфельд выходил с территории занятой врагом как минимум 8 дней , а то и более и в полку о судьбе его в этот период, вероятно, ничего не знали.
Относительно его тяжелого ранения и длительного лечения есть некоторые возражения. Жена Гринфельда, не смотря на свои 90 лет обладает прекрасной памятью( дай бог нам такую же). Я с ней сегодня встречался. Так вот она говорит, что на теле у ее мужа никаких шрамов небыло, и утверждает, что за всю ыойну он тяжелых ранений не имел. Хотелось бы знать откуда появилась информация о его длительном лечении. А в целом, Ваша информация очень серьезно дополнила биографию Гринфельда периода войны. Если можете вышлите копию архивных документов Гринфельда , в том числе УПК. Взамен предлагаю фото Гринфельда и сослуживцев, копии наградных документов, копии довоенных удостоверений пилота ОСОАВИАХИМа и парашютиса-инструктора, некоторые справки.
С уважением, А.Бышенко

От Alex
К Анатолий Бышенко (05.12.2008 19:52:15)
Дата 05.12.2008 22:20:00

Пару лет назад я беседовал с очевидцем этого боя, из соседнего 976 ИАП.

К сожалению, с ходу не могу найти записи... По словам очевидца, 21 ИАП к этому времени летал на Ла-5, имея в составе несколько ЛаГГ-3 с АФА-И, и Гринфельд был в 21 ИАП штатным разведчиком. Когда его сбили, его спуск на парашюте прикрывал и погиб при этом один из летчиков 976 ИАП. Если Вам это интересно - могу поискать свои каракули...

От Анатолий Бышенко
К Alex (05.12.2008 22:20:00)
Дата 05.12.2008 23:30:38

И интересно и очень надо...

И надо и очень интересно. Поищите,пожалуйста. Я сейчас еще раз внимательно посмотрел записи в удостоверении парашютиста Гринфельда и вот , что обнаружил. По всей вероятности в это удостоверение занесены записи о покидании самолета при поражении в бою.Так занесена запись о покидании с отвесного пикирования самолета ЛаГГ-3 13 августа 43 г,а также запись о покидании горящего Як-1 6 августа 43г.
Но, что удивительно -на этих записях стоит печать 976 ИАП. Как объяснить это не знаю.
С уважением, А.Бышенко

От Alex
К Анатолий Бышенко (05.12.2008 23:30:38)
Дата 16.12.2008 02:39:55

Получите к 6 и 13 августа третью дату - 8 августа...

Я нашел в своих записях фамилию летчика, который погиб, прикрывая спуск Гринфельда на парашюте - Федор Гогин. Открываем www.obd-memorial.ru и набираем нужную нам фамилию... Получаем три записи, сводящиеся к следующему:

"Гогин Федор Матвеевич, 1918 г.р., сержант, летчик 976 ИАП. 06.08.1943 при выходе из воздушного боя сопровождал выбросившегося на парашюте с горящей машины летчика (спиралил вокруг парашютиста). С низкой высоты вошел в беспорядочное падение и врезался в землю. Видимо, был ранен и потерял сознание".

Если поискать там же Гринфельда, то получаем:

"Гринфельд Эмма Самойлович, 1916 г.р., лейтенант, летчик 21 ИАП. 13.08.1943 на самолете ЛаГГ-3 в районе Бердино вел воздушный бой, в часть после этого не вернулся".

Видимо, Гринфельд был сбит два раза в течение недели. Кстати, ветеран, с которым я беседовал, утверждает, что в дивизии Гринфельд был известной личностью, т.к. выполнял полеты на разведку в интересах фронта. И звали его в дивизии БОРИСОМ.

От Owl-99
К Анатолий Бышенко (04.12.2008 11:46:28)
Дата 04.12.2008 14:34:10

Очерк скорее не о летчике, а о его жене... (-)


От Owl-99
К Анатолий Бышенко (04.12.2008 11:46:28)
Дата 04.12.2008 14:27:52

Не специалист по 44 и 21 ИАП, но немного добавить есть

>Хотелось бы дополнить реальным иатериалом.

По результатам боевой работы летчика Гринфельда Е.С., отраженных в документах ЦАМО РФ, можно сообщить следующее:

В составе 44 иап сбитых самолетов не зафиксировано;

В составе 21 иап сбитых самолетов 2 лично и 1 в группе:

19.06.43 мл.л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 в паре с ведущим ст.л-том Кутыревым И.А., район падения сбитого самолета не указан;
28.07.44 л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 лично в р-не юж. Скапишкис;
24.08.44 л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 лично в р-не Липланты.

все, собственно :)

Owl

От А.Симонов
К Owl-99 (04.12.2008 14:27:52)
Дата 06.12.2008 18:18:29

Надо глянуть ещё 157 и 191 ИАП...

>В составе 44 иап сбитых самолетов не зафиксировано;
>В составе 21 иап сбитых самолетов 2 лично и 1 в группе:
>19.06.43 мл.л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 в паре с ведущим ст.л-том Кутыревым И.А., район падения сбитого самолета не указан;
>28.07.44 л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 лично в р-не юж. Скапишкис;
>24.08.44 л-том Гринфельдом Е.С. сбит 1 ФВ-190 лично в р-не Липланты.

Всё это, в принципе, совпадает с данными из наградных листов Гринфельда:
22.06.1941-20.05.1944 сбил 2 ФВ-190 в паре.
Значит, помимо сбитого 19.06.1943 в паре с И.А.Кутыревым, был ещё один сбитый в паре ФВ-190.
За этот период Гринфельд воевал в 44, 191, 157 и 21 ИАП.
44 и 21 ИАП просмотрены...
А как насчёт 157 и 191 ИАП? Нет ли у него там групповой победы над ФВ-190?

От Owl-99
К А.Симонов (06.12.2008 18:18:29)
Дата 06.12.2008 19:19:48

Re: Надо глянуть

>А как насчёт 157 и 191 ИАП? Нет ли у него там групповой победы над ФВ-190?

В 1941-42 гг ФВ-190 как-то слабовероятно, да и не фигурирует такая фамилия в этих полках

Owl

От А.Симонов
К Owl-99 (06.12.2008 19:19:48)
Дата 06.12.2008 19:28:47

Нужно личное дело...

Т.е, судя по всему, приказы о его назначении в эти полки были, но реально он в них не был...
Попытаюсь поднять его личное дело - там всё сразу станет ясно...
Кстати, если вдова получала за Гринфельда пенсию, то его личное дело должно быть в военкомате по месту её жительства.

От karlenko
К А.Симонов (06.12.2008 19:28:47)
Дата 06.12.2008 22:11:12

Re: Нужно личное

>Т.е, судя по всему, приказы о его назначении в эти полки были, но реально он в них не был...
>Попытаюсь поднять его личное дело - там всё сразу станет ясно...
>Кстати, если вдова получала за Гринфельда пенсию, то его личное дело должно быть в военкомате по месту её жительства.

100% или в местном, или в областном, пока начисляется пенсия

От Owl-99
К Owl-99 (04.12.2008 14:27:52)
Дата 04.12.2008 14:30:28

Кстати

В документах архива летчик вещде фигурирует как Гринфельд Ешиа Самойлович, а не Эмма...

Owl