От Flight
К All
Дата 11.09.2008 18:46:11
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Нужна помощь в установлении личности пилота "рязанского" Яка

Всем доброго времени суток!
Нужна помощь людей, имеющих опыт поиска инфы в центральных архивах, а также людей, хорошо разбирающихся в истории ПВО СССР времен Великой Отечественной.
Вводная такова:
В Рязани при проведении строительных работ в котловане на глубине 3-4 м были обнаружены обломки самолета. Мелкие обломки металла и дерева вперемешку с фрагментами останков пилота лежали в земле очень кучно, это позволило предположить, что самолет падал практически вертикально и с большой высоты. К сожалению, работы по их изъятию были проведены в большой спешке (иначе все могло оказаться под бетоном - строители торопились) и в основном энтузиастами, организация процесса со стороны официальных структур была из рук вон плохой. Но все же помимо крошева металла из земли были извлечены:
1. Двигатель М-105 (предположительно модификации ПФ) без заводской таблички (картер и блоки цилиндров сильно покололись ударом, два передних циллиндра и редуктор не найдены).
2. Обломки 2-х пулеметов УБС (на одном номер ШЕ391).
3. Радиоприемник РСИ-4а (на одной из ламп внутри стоит маркировка IX-42).
4. Прицел ПБП-1а № 270192.
5. Несколько сотен 12,7 мм пулеметных патронов с боевой частью разного типа 41 и 42 годов выпуска и 20-мм снарядов к авиапушке. (У всех, что я видел, капсюли не битые, хотя строители с площадки говорили, что находили несколько стреляных - впрочем это не подтверждает факта воздушного боя, пилот мог просто проверять работу оружия).
6. Немногочисленные останки пилота - зубы, фрагменты черепа и других костей.
7. Лопасть винта (к сожалению, найденная первой, она вскоре пропала - скорее всего цветметчики сперли).
8. Обрывки целлулоидного планшета, в котором сохранился кусочек карты 3*6 см и какая-то почти нечитаемая листовка, похоже пропагандистского толка.
9. Остаток от сапога пилота (тонкий, кирзовый) с фрагментом тонкого шерстяного носка (скорее всего в последний вылет летчик отправился в теплое время года в летнем обмундировании).
10. Ряд приборов - компас, термометр, манометр, тахометр ТЭ-22, и несколько других.
11. Фрагменты органов управления с бортов кабины.
12. Многочисленные мелкие металлические и деревянные обломки, есть несколько пока непонятных агрегатов с номерами, - не все еще до конца отмыто от грязи и опознано.
Может, еще что забыл. Беда еще в том, что охрана места была скверная и до конца работ из раскопа пропали в цветмет или на сувениры часть находок - насколько они ценны, трудно предположить. Ничего из личных вещей пилота - документы, награды, табельное оружие - найти не удалось. Не удалось найти также никаких обломков крыла, шасси, задней части фюзеляжа с оперением, педалей и ручки управления, кресла с бронеспинкой, парашюта и т.д. из чего можно сделать вывод, что скорее всего самолет порвало при ударе, разрыв прошел через кабину, тяжелая носовая часть ушла в болотистую почву (в 40-е на этом месте было болото - гнилостный болотный запах сохранился на глубине) на большую глубину, а бОльшая часть осталась на поверхности, и скорее всего была увезена "кем следует". Очевидцев этого падения найти пока не удалось. Старожилы говорят, что в этом районе падало два самолета. Пожилая женщина подтвердила, что в д. Семчино (несколько км от места находки) зимой 42-го падал самолет, пилот погиб. Они детьми бегали и видели самолет и мертвого пилота. Но вскоре приехали военные и увезли и тело, и самолет. Женщина также сказала, что слышала и про второй самолет, однако ничего толком не знает, сама не видела.
В общем, на основании найденного и скудных сведений удалось понять следующее:
1. Самолет скорее всего определяется как Як-7Б.
2. Время падения - теплое время года - либо ранняя осень 42-го года (но не раньше сентября), либо весна-лето 43 года (в это время через Рязанскую область немцы летали бомбить Горький и другие стратегические объекты в тылу, над Рязанью их могли перехватывать).
3. Рязань, насколько я понял, входила в зону ответственности Московского округа ПВО - поэтому самолет мог быть и не "местным", а с подмосковных аэродромов. Принимая радиус действия Як-7Б равным 300-350 км, аэродром базирования мог находиться в таком отдалении от Рязани. Неподалеку, в Дягилево, в ту пору базировался вроде бы учебный полк истребителей - не думаю, что самолет был из его состава. Хотя надо проверить...
4. На рязанском форуме был перепощен список с ВИФа
https://www.vif2ne.org/nvi/forum/files/Hunter019/(080901213420)_pogibshie_v_ryazani.xls с погибшими на территории области пилотами, однако тип Як-7Б там не встречается, хотя есть катастрофы без указания типа ЛА, которые по времени могли бы подойти.
Отсюда возникает ряд вопросов:
1. Где располагались аэродромы ПВО на территории нынешних Рязанской и смежных с ней областей? Нет ли у кого карты или схемы с их обозначениями?
2. На каких из этих аэродромов эксплуатировались самолеты Як-7Б в период с сентября 42-го до лета 43-го?
3. Где можно выяснить потери или пропажи без вести самолетов Як-7Б в этот период?
Буду рад любой информации и советам от знатоков по этому поводу.

От Flight
К Flight (11.09.2008 18:46:11)
Дата 20.09.2008 15:20:37

Кой-какие новости и вопросы про номера на движке

Итак, вчера я снова был у двигателя с целью найти подтверждение - продублированный на каких-то узлах номер ПФ 4-1845. В результате двигатель был перевернут, через разбитый картер открылось его нутро, и на деталях найдено много разных номеров, но именно разных - не повторяющихся. Разумеется, за вечер добраться сумели не до всех узлов - условия не позволяли, и наверняка еще многое остается в глубине под грязью, однако, показываю, что нашли.

[186K]


1) Номер под газораспределительным механизмом (на двигателе - справа сзади), который я прежде пропустил - на кромке у самого механизма - 606, чуть ниже на корпусе - 8Б 696, и еще чуть ниже - опять 606. Хотелось бы понять, что значат эти номера.

[141K]


2) На трех шатунах двигателя номера - 2533, 2535, 2540, на месте сочленения шатунов с хомутами, охватывающими коленвал, парные номера (один на хомуте, другой на шатуне) - 330К ("К" в обратную сторону), 337 и 233К.

[187K]


3) На кронштейнах газораспредвала с правой стороны - 606, а с левой стороны - 667.
4) Внутри одного из поршней - 0257.

[153K]



[266K]



[152K]



[159K]


На общих видах стрелками показал, где именно находили номера. Все они выполнены весьма мелко, думаю серийный номер движка должен быть крупнее и заметнее. Если кто-то покажет на моих снимках, где именно надо искать серийник, буду признателен.

От Прокофьев Илья
К Flight (20.09.2008 15:20:37)
Дата 22.09.2008 12:01:21

Re: Кой-какие новости...

Приветствую! Эти все технологические номера, они ни чего не дают! На поршне ищите номер на самом дне поршня внизу.... На шатунах на основании шатуна, там где он крепится к коленчатому валу... Успехов! С уважением, Илья.

От Flight
К Flight (11.09.2008 18:46:11)
Дата 19.09.2008 09:09:35

Спецы, пособите!

Как я писал ранее, у "нашего" движка оторвало два первых цилиндра с редуктором, поэтому некоторые "кишки" торчат наружу.
Разбитый М-105ПФ
[158K]


Тут народом отмечались места, где можно глядеть дублированные номера. Одно - на щечке противовеса - я указал (правильно хоть стрелкой ткнул?). А вот про основание шатуна я по фото не понял - это где именно? Не мог бы кто-нить на моей фотке тоже стрелочку нарисовать - куда глядеть?


От Flight
К Flight (19.09.2008 09:09:35)
Дата 19.09.2008 10:38:45

И еще пара вопросов, возможно, дурацких...

Понимаю, что сейчас сложно найти человека, который разбирался бы в матчасти Яков на уровне спеца времен Великой Отечественной, однако вдруг кто сталкивался и знает:
1) Есть такой агрегат с воздушной заслонкой, не исключено, что от двигателя, хотя - кто его знает? Что это такое?
Агрегат номер раз с воздушной заслонкой
[207K]


2) Есть другой агрегат с какой-то тягой или трубкой. Вопрос тот же - что это может быть и где оно стояло на самолете?
Агрегат номер два
[173K]


3) Помимо бронебойных и зажигательных патронов и снарядов встречались и такие боевые части - с навинчивающимися головками, и по нашим предположениям - со взрывчатым веществом внутри.
Слева направо: пуля от УБС, снаряд от ШВАК и такой же снаряд без металлического колпачка.
Разные боевые части
[59K]


Вопрос такой - что это были за боеприпасы, как они срабатывали? Какие меры предосторожности при извлечении подобных вещей надо соблюдать и при каких условиях это "эхо войны" может громко "аукнуться"?


От SK
К Flight (19.09.2008 10:38:45)
Дата 19.09.2008 15:05:53

Re: И еще

Приветствую!
>1) Есть такой агрегат с воздушной заслонкой, не исключено, что от двигателя, хотя - кто его знает? Что это такое?
Это карбюратор. Таких на моторе было 6 штук по три с каждой стороны.
>2) Есть другой агрегат с какой-то тягой или трубкой. Вопрос тот же - что это может быть и где оно стояло на самолете?
Нижняя часть регулятора винта Р-7 стоял на верхней крышке редуктора слева по полету.
>3) Помимо бронебойных и зажигательных патронов и снарядов встречались и такие боевые части - с навинчивающимися головками, и по нашим предположениям - со взрывчатым веществом внутри.
>Слева направо: пуля от УБС, снаряд от ШВАК и такой же снаряд без металлического колпачка. Вопрос такой - что это были за боеприпасы, как они срабатывали?
Патронные ленты комплектовались:
патронами калибра 12,7 мм:
50 % - бронебойно-зажигательными пулями
10 % - бронебойно-зажигательными
20 % - бронебойно-зажигательными снарядами калибра 20 мм:
30 % - осколочно-зажигательными
70 % - бронебойно-зажигательными
>Какие меры предосторожности при извлечении подобных вещей надо соблюдать и при каких условиях это "эхо войны" может громко "аукнуться"?
Надеяться на то, что взрывчатка "испортится" лучше не надо. Со временем на ней могут образовываться пикраты (кристаллы желтого цвета), взрывающиеся от малейшего шороха или тепла. В сериале "Остаться в живых" (Lost), эпизод с переноской динамита как раз об этом. Если не обучены разминированию - пусть лучше саперы работают.
СК


От Flight
К SK (19.09.2008 15:05:53)
Дата 19.09.2008 15:33:03

Спасибо.

Эпизод из "Лоста" помню - очень наглядно. А что до аккуратности саперов - видел я их, как они эти снаряды увозили... Надо сказать - без особой осторожности шваркая. Правда, как потом рассказывали, обезвредили их надежно - на полигоне положили сверху 10 кг тротила и жахнули все эти 200 с лишним штук, что мы из раскопа подняли

От Константин Чиркин
К Flight (19.09.2008 15:33:03)
Дата 19.09.2008 17:20:27

В этих случаях не всё однозначно

Приветствую.Работал с деятелем,которому оторвало пальцы при ковырянии в 12,7мм. пуле.А сапёры работают грамотно,невыстреленые боепипасы от толчков не взрываются.В пулях и снарядах на взрывателях стоят предохранители,которые снимаются при выстреле.И ещё:авиабоеприпасы-наиболее долговечные.В них (практически всех)всё цело,т.к. все соединения были залиты лаком,а лак не даёт влажности попасть внутрь.
Опыт и алкоголизм-всегда возьмут верх над молодостью и задором

От Flight
К Константин Чиркин (19.09.2008 17:20:27)
Дата 20.09.2008 13:44:27

Re: В этих...

Тем не менее внутри двух патронов 12,7 с простыми пулями, которые я аккуратно вынул, весь порох был густо промасленный, ибо все содержимое патронных ящиков плавало в масле из разбитого картера двигателя (глина впитала лишь незначительную часть техжидкостей, остальное было законсервировано как в банке; из-под одной отковырнутой железки откровенно и свежо пахнУло бензином), и это при том, что трещин в гильзах не было. Мне сказали, что при текучести масла, за столько лет оно могло запросто просочиться между плотно зажатой пулей и гильзой - почти на молекулярном уровне. Но, разумеется, это не повод быть беспечным, потому и спросил.

От Gor9
К Flight (20.09.2008 13:44:27)
Дата 21.09.2008 23:28:50

Порох и гильзы

> весь порох был густо промасленный, было.
> Мне сказали, что при текучести масла, за столько лет оно могло запросто просочиться между плотно зажатой пулей и гильзой - почти на молекулярном уровне.
1. Текучесть у масла? Однако... Да нет у масла особой текучести, это не фреон.
2. А просочиться запросто могло за столько лет. Потому, что всегда есть зазор
между гильзой и снарядом/пулей. Хоть он в идеале очень мал, но он есть всегда.
Именно для герметизации зазора патроны и снаряды покрывают лаком по месту стыка.
Стыка снаряда/пули с гильзой и стыка капсюля с гильзой. (сама гильза- иная тема)
Надо принять во внимание:
- целый патрон совсем не означает, что он не деформировался от удара;
- лак мог запросто исчезнуть на 65 лет; (лак тогда был натуральный, из "шёлковых червячков", на такие условия в земле и масле не рассчитан;
- лака могло не быть изначально в те времена, когда много чего в СССР не было. И скорее всего лака там и не было. Визуально на рязанских боеприпасах его не обнаружено.


От Константин Чиркин
К Flight (20.09.2008 13:44:27)
Дата 21.09.2008 00:39:29

Re: В этих...

Приветствую.Между пулей и гильзой-может просочиться,но врывается не порох,а пуля.Чел повредил руку-пулей найденой в самолёте упавшем в болото и лежавшем на небольшой глубине.Так что перепады температуры не повлияли на целостность пули.
Опыт и алкоголизм-всегда возьмут верх над молодостью и задором

От Flight
К Константин Чиркин (21.09.2008 00:39:29)
Дата 21.09.2008 11:33:44

Re: В этих...

>Так что перепады температуры не повлияли на целостность пули.

Ага, пули там были весьма сохранные, почти новые на вид, тем сильнее было бесовское искушение свинтить колпачок с отчетливыми дырочками под ключ и заглянуть внутрь... ;) И только суровое понимание того, что это все же боеприпас и на кладбищах страны полно таких - не справившихся с искушением - не дало этого сделать.
Теперь, спасибо всем, и искушение прошло! ;)

От Gor9
К Flight (19.09.2008 10:38:45)
Дата 19.09.2008 12:34:42

Снаряды и патроны

>3) Помимо бронебойных и зажигательных патронов и снарядов встречались и такие боевые части - с навинчивающимися головками, и по нашим предположениям - со взрывчатым веществом внутри.
>Слева направо: пуля от УБС, снаряд от ШВАК и такой же снаряд без металлического колпачка.
Раз головка отвинчивается, значит там взрыватель, а раз
там взрыватель, значит там и взрывчатка- тротил в некотором количестве, достаточном для отрывания кривых рук впридачу с головой. Конечно, бризантное вещество может придти в негодность от влаги и времени или "пружинки" там перестанут "пружинить" :) , а если не перестанут и не отсыреет?
Слева- разрывная пуля. У неё взрыватель срабатывает
от встречи с препятствием- для того и носик плоский сделан, чтоб резко затормозила при встрече с целью и взрыватель сработал от инерции. На снаряде от пушки- аналогично, но там более умный взрыватель: при вылете из канала ствола снимается предохранитель (реагирует на ускорение), а при встрече с целью срабатывает взрыватель. Возможны варианты, так как было несколько типов взрывателей на 20-мм снарядах за предвоенные и военные годы, отличающиеся своей НЕнадёжность или надёжностью...
Тип боевой части маркируется цветом : черн.- бронеб., красн.- зажиг., зел.- трассир.. (цвет. комбинации существуют!)
Что там без оболочки на третьей картинке- непонятно, возможно бронебойный сердечник.
И желаваю вам ЭХО НЕ накликать.

От hunter019
К Flight (11.09.2008 18:46:11)
Дата 11.09.2008 23:21:16

Мы обсуждали чуть ниже

Приветствую!
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/co/125731.htm
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/co/125621.htm
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/co/125826.htm
К сожалению, попытки найти в ОБД дополнительную инфу по погибшим рядом с Рязанью летчикам успехом не увенчались...
А бОльшая часть пилота наверно захоронена в Дягилево.


От Flight
К hunter019 (11.09.2008 23:21:16)
Дата 12.09.2008 10:26:19

Да, эти ветки я как-то не заметил. Но если там пишут правду...

..про дублирование номера на разных детялях, то номер есть: ПФ 4-1845. Это может сильно помочь в идентификации?
Номер с двигателя Рязанского Яка-7_1
[146K]


Номер с двигателя Рязанского Яка-7_2
[179K]


Есть еще ряд агрегатов с разными номерами, найден фрагмент от пушки с номером ПФ 304. О номере на УБС я уже говорил. У меня приличное количество фотографий. Если нужно что-то конкретно - могу попробовать найти.
Но повторяю, тип уже довольно точно устанавливается как Як-7Б - на это указывают мотор, пушка и два УБСа. Так что сейчас самый интересный вопрос - откуда он мог прилететь? Где в радиусе 300-350 км от Рязани базировались Яки-7Б? Ведь должны быть данные, где какой полк стоял и какие машины были у него на вооружении?

От SK
К Flight (12.09.2008 10:26:19)
Дата 15.09.2008 15:56:59

Re: Да, эти

Приветствую!
>..про дублирование номера на разных детялях, то номер есть: ПФ 4-1845. Это может сильно помочь в идентификации?
Моторы ПФ 4 начальных номеров серии начали появляться в декабре 1942 г.
Вполне вероятно, что самолет выпуска весны 1943 г.
СК

От Flight
К SK (15.09.2008 15:56:59)
Дата 15.09.2008 16:29:29

Спасибо за уточнение.

>Моторы ПФ 4 начальных номеров серии начали появляться в декабре 1942 г.
>Вполне вероятно, что самолет выпуска весны 1943 г.

Все, что мы пока находили, указывало на осень 42 года, с сентября начиная. А откуда такая информация?

От SK
К Flight (15.09.2008 16:29:29)
Дата 16.09.2008 07:51:17

Re: Спасибо за...

>>Моторы ПФ 4 начальных номеров серии начали появляться в декабре 1942 г.
>>Вполне вероятно, что самолет выпуска весны 1943 г.
>
>Все, что мы пока находили, указывало на осень 42 года, с сентября начиная. А откуда такая информация?
Такие моторы появляются на серийных Як-1 как раз в декабре 42 г. Зарегистрированы и на более ранних сериях, но ИМХО это была замена моторов в части.
С ув.
СК

От SK
К SK (16.09.2008 07:51:17)
Дата 16.09.2008 16:05:50

Re: Спасибо за...

>>>Моторы ПФ 4 начальных номеров серии начали появляться в декабре 1942 г.
>>>Вполне вероятно, что самолет выпуска весны 1943 г.
>>
>>Все, что мы пока находили, указывало на осень 42 года, с сентября начиная. А откуда такая информация?
>Такие моторы появляются на серийных Як-1 как раз в декабре 42 г. Зарегистрированы и на более ранних сериях, но ИМХО это была замена моторов в части.
Вот еще нашел: У Невеля Псковской губернии был поднят Як-7Б 33-й серии с мотором ПФ4-1789. По дате выпуска самолета Новосибирским заводом № 153 - это декабрь 1942 г.
СК

От Flight
К SK (16.09.2008 16:05:50)
Дата 16.09.2008 16:37:08

Re: Спасибо за...

>>Такие моторы появляются на серийных Як-1 как раз в декабре 42 г. Зарегистрированы и на более ранних сериях, но ИМХО это была замена моторов в части.
>Вот еще нашел: У Невеля Псковской губернии был поднят Як-7Б 33-й серии с мотором ПФ4-1789. По дате выпуска самолета Новосибирским заводом № 153 - это декабрь 1942 г.

И еще раз благодарю, очень интересная инфа. "Наш" самолет отстоит от невельского на 56 двигателей - очень близко. Не исключено, что с того же завода, той же серии и, может быть, даже одного месяца. Интересно, сколько машин составили эту серию и чем они отличались от других?

От SK
К Flight (16.09.2008 16:37:08)
Дата 16.09.2008 16:49:23

Re: Спасибо за...

Приветствую!
>"Наш" самолет отстоит от невельского на 56 двигателей - очень близко. Не исключено, что с того же завода, той же серии и, может быть, даже одного месяца.
Это было бы слишком просто :-)))
В декабре шли самолеты 33,34 и 35 серий. Невельская машина имела номер 120 (33153120), а моторы могли распределиться среди них самым невероятным образом (типа: какой на складе ближе всех лежал, тот и взяли).
СК

От hunter019
К Flight (15.09.2008 16:29:29)
Дата 15.09.2008 22:21:11

Вы уж нас держите в курсе того, что у вас происходит

Приветствую!
Интересно все-таки.

От Flight
К hunter019 (15.09.2008 22:21:11)
Дата 16.09.2008 10:46:52

Само собой! По мере продвижения буду информировать... (-)


От Прокофьев Илья
К Flight (12.09.2008 10:26:19)
Дата 14.09.2008 14:52:19

Re: Да, эти

>..про дублирование номера на разных детялях, то номер есть: ПФ 4-1845. Это может сильно помочь в идентификации?


Приветствую! Это и есть номер мотора! Молодцы, теперь надо искать в архиве по актам списания или по контрольным спискам! С уважением, Илья.

От hunter019
К Flight (12.09.2008 10:26:19)
Дата 12.09.2008 21:58:50

А на какой тип истребителя учили в 3 оутсап?

Приветствую!
Есть ли возможность проверить рязанские архивы на наличие в них документов ВОВ?
Мне кажется, там должны быть какие-то ниточки на авиачасти на территории Рязанской области.
У вас есть Государственный архив Рязанской области и Архив ЗАГС.
Есть архив Федерального управления почтовой связи - тоже интересно.
В этих архивах может быть масса инфы по войсковым частям.
Есть Архивное управление Рязанской области
http://www.ryazanreg.ru/government/executive-powers/129/21/management/

От Gor9
К hunter019 (12.09.2008 21:58:50)
Дата 14.09.2008 00:10:21

Re: А на...

В литературе есть сведения о сыне Хрущёва-
лейтенанте Л.Н.Хрущёве, который в 1942 году
был направлен в 3 отдельный учебно тренировочный смешанный авиаполк и переучивался там на ЯК7.

От Flight
К hunter019 (12.09.2008 21:58:50)
Дата 13.09.2008 15:39:46

Спасибо за наводку, попробую с ними связаться (-)


От Flight
К Flight (12.09.2008 10:26:19)
Дата 12.09.2008 11:29:01

Падон, забыл указать, что приведенные фото с номерами - это с двигателя. (-)