От SK Ответить на сообщение
К Hippo Ответить по почте
Дата 23.05.2006 18:38:19 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Так хотелось поверить в чудо

Приветствую!
Прочитал и «облизал» в части касающейся своих интересов вынесенную на обсуждение статью.
К своему огорчению убедился, что авторы не потрудились провести архивный поиск для уточнения подобранного материала. Да и в ветке обсуждения нет анализа других фактов. Оговорюсь сразу, что проверял только свои любимые Яки. Тем не менее, когда даже в малом находишь неточности, а иногда и ошибки, степень доверия к остальной информации, пусть даже самой скрупулезной (описание немецких экипажей) и достоверной, падает. Падает потому, что цитировать данный источник нельзя без самостоятельной проверки всех изложенных в нем фактов.
Теперь по делу.
Первое сомнение по тарану мл.л-та В.Ф.Грека 10.8.41 г.
1. По журналу учета потерь материальной части 62-й аб ВВС ЧФ (ЦВМА ф.1522 оп.1 д.4) на эту дату числится потеря Як-1 «4-я аэ в районе Николаева сбит летчик мл.л-т Грек», потеря по той же причине подтверждается и другим документом (ЦВМА ф.2029 оп.1 д.51 Политдонесения 62-й аб ВВС ЧФ) с уточнением «самолет и летчик погибли». Однако в другом документе - книге учета потерь м/ч 9-го ап (ЦВМА ф.1522 оп.1 д.3) на эту дату числится потерянным Як-1 «лейтенанта Катрова». По последнему документу есть разночтение в дате с другим источником: «8.8.41 капитан Катров А.И. самолет сгорел» (ЦВМА ф.1522 оп.1 д.1 л.62 Вынужденные прыжки с парашютом 7-го ап 62-й аб)
2. Кроме того, на 10.8.41 (а также и далее) по Книге учета потерь л.с. 9-го ап (ЦВМА ф.3870 оп.026371 д.60) Грек не зафиксирован, а есть запись «командир звена 4-й аэ лейтенант Дергун Л.Ф. убит в ВБ».
3. Резюме: Таран отчетными документами, в т.ч. и политдонесением, не зафиксирован (к такому же выводу пришли сами авторы). Требуется уточнение по другим архивным источникам о типе самолета Грека и потерях 9-го ап в данный день.
Таран А.И.Катрова 15.8.41 не подтверждается никакими боевыми документами.
1. Маловероятно, что этот летчик выполнял полеты в это число, так как 12.8.41 был ранен в ВБ (книга учета потерь л.с. 9-го ап).
2. На Як-1 в этот день сбиты 9-м иап Ю-87 л-том Петренко и Ю-88 им же в группе с мл.л-м Ивановым В.И. (Журнал учета сбитых самолетов противника летчиками частей 62-й иабр ВВС ЧФ с 22.6.41 ЦВМА ф.1522 оп.1 д.4).
3. Это не могла быть Одесса, так как там были Яки 8-го и 32-го полков (три оставшихся Як-1 9-й ап передал 8-му для Одессы только 22.8.41). Район Тендровской косы предпочтительнее. Яки 9-го ап с 13.8.41 под обстрелом наступающих румын перебазировались из Кульбакино в Краснознаменку (уничтожив на аэродроме Кульбакино 5 Як-1, чтобы не достались врагу). Однако, см.п.1.
4. Упоминание о таране Катрова имеется в политдонесениях 62-й аб: «31.7.41 л-т Катров таранил самолет противника, увидев, что свой горит. Самолет Катрова был подожжен мл.л-том Пичко». Потеря Як-1 Катрова в этот день подтверждается еще и Книгой учета потерь м/ч 9-го ап как «сбит в ВБ». На 31.7.41 победы, как Катрова, так и вообще на Як-1 не зафиксированы Журналом учета сбитых самолетов противника летчиками частей 62-й иабр ВВС ЧФ. Как «сбит ВБ аэродром Кульбакино, самолет разбит» числится у Катрова прыжок с парашютом в списке Вынужденных прыжков с парашютом 7-го ап 62-й аб (правда 11.7.41, что, наверное, является ошибочной датой).
5. Следует отметить, что Катров буквально накануне – 28.7.41 выпрыгнул на 4-м развороте из своего Як-1 по причине пожара. Поэтому политдонесение следует воспринимать как попытку завуалировать вину летчика, у которого за четыре дня по не боевым причинам сгорело два новеньких Як-1.
6. Резюме: тарана у А.И.Катрова не было ни 15.8.41 ни в какой-либо другой день.
Таран Ф.Д.Шапошникова 10.9.42 зафиксирован боевыми документами, но не на ЛаГГе, а на Як-1 № 0686 в р-не Кабардинка (Ж.потерь м/ч 62-го иап ЦВМА ф.2211 оп.21 д3).
С уважением
СК