От hunter019 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.05.2006 22:34:09 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

"Вахтанговец" от Гринюка

В продолжение темы "Человек с улыбкой на лице..."

О "ВАХТАНГОВЦАХ"... И "КИКАБИДЗЕВЦЕ"
Или как удалось восстановить достоверный облик подарка московской богемы

Впервые я узнал о "Яках" с надписью "Вахтанговец" на борту фюзеляжа, увидев рисунок Михаила Петровского, опубликованном в журнале "Крылья Родины" №5 за 1985 г.

Согласно справке, полученной мной от сотрудников архива Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, 30 января 1943 г. коллектив театра направил телеграмму в ЦК ВКП (б) о том, что им собрано 100 тысяч рублей на постройку самолета.
6 февраля 1943 г. пришла телеграмма за подписью И.В.Сталина с благодарностью коллективу театра.
Через два-три месяца вахтанговцы собрали еще 100 тысяч рублей на второй самолет.
И наконец 22 февраля 1945 г. на московском авиазаводе №82 в присутствии 60-ти актеров и служащих театра состоялась передача 4-х истребителей типа Як-9У летчикам 29 ГвИАП:
гв. к-ну Чубукову Федору Михайловичу
гв. л-ту Архирееву Олег Владимирович
гв. л-ту Емельянову Петр (отчество ?)
гв. л-ту Логинову Борису Александровичу
Надо отметить что у вахтанговцев были свои счеты к немецким летчикам: в одну из первых бомбежек Москвы в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актеров театра - Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации.
С течением времени мне в руки попали известные снимки летчиков и артистов на фоне Як-9У,

сделанные во время церемонии передачи самолетов 22.02.1945.

По этим фотографиям видно, что рисунок из "крылышек" неточен: на киле "Яка" присутствует диагональная полоса. Но восстановить полностью облик самолета по этим фото было невозможно.
Однако вскоре (не помню точно когда - в 1993-95 гг.) известный историк авиации Василий Вахламов принес мне найденные им в РГАКФД в Красногорске копии кинопленок, оригиналы которых были сняты... на той самой церемонии!
Хотя качество копий (16 мм кинопленка - чего вы хотите!) было не ахти, но зато один из четырех аппаратов (Ура-а-а!!!) был отснят практически целиком





Трудно было понять,

что за эмблема на левом боковом капоте самолета б/н 14. Однако я нашел в своем архиве плохонький снимок Як-9 с ВК-105ПФ из состава 29 ГвИАП

- и сразу же стало ясно, что это трафаретное изображение стилизованной белой головы северного оленя.
Так в 1996 году удалось воостановить Як-9У б/н 14. Как сейчас помню - это была моя первая работа, сделанная на компьютере.
Надеюсь, мне удалось развеять все ваши сомнения по поводу облика дарственных самолетов 29 гиап? Вероятно цвета и оттенки можно трактовать по-разному, но за геометрию можно быть спокойными.

Напоследок хочу привести отрывок из обсуждения этой работы на VIF2ne.ru:

"От SK K Бомбер Дата 12.08.2005 15:29:04
>В общем, есть ли фото данной машины, подтверждающие боковики Гринюка?
>С уважением, Борис

Приветствую!
Фото существуют и именно такие. 9У с оленем была всего одна.
СК

От St K SK Дата 12.08.2005 20:05:55
Нет, с оленями были все.., но не Вахтанговцы.
...

От Мансур Мустафин K Бомбер Дата 12.08.2005 08:44:57
У Станкова в книге была. Можно я это фото сюда выложу? (-)

От Bear K Мансур Мустафин Дата 12.08.2005 14:40:33
Только там ни номера, ни оленя :( Да и надпись скорее красная. (-)"

Вот и судите, насколько нашему знатному оленеводу-кикабидзевцу Станкову (позывной "St.") можно доверять! И кто из участников форума говорил со знанием дела и полной ответственностью за свои слова (хотя и немудрено - я, кажется, догадываюсь, кто скрывается под инициалами "SK").


Дмитрий Гринюк
Москва, 13 мая 2006 г.