С июля 1942 г. по август 1943 г. над Москвой шесть раз
появлялся высотный разведывательный самолет Ju-86R-1.
2 июня 1943 г. на перехват высотного разведчика с Цент-
рального аэродрома Москвы на самолете Як-9 N01-29 с М-105ПД
взлетел подполковник Л.А.Шолохов - инспектор по технике пи-
лотирования 6 иак (истребительного авиакорпуса) ПВО Москвы.
Летчик набирал высоту на скорости 260 км/ч до высоты
6000 м, при этом температура воды была 105*С, масла - 95*С;
турбомуфту начал включать с высоты 4000 м, на высоте 8500 м
включил полностью; высотным корректором начал пользоваться с
8000 м. Двигатель работал хорошо, температуры воды и масла
оставались в норме.
На высоте 8500 м Л.А.Шолохов получил сообщение с КП 12
гв.иап: "Противник прошел Внуково". В это время по следу ин-
версии он заметил на удалении 12...15 км самолет противни-
ка, подходивший к южной окраине Москвы на большой высоте.
Через 15 мин, идя с набором высоты, Як-9 догнал противника
и, находясь на высоте по прибору 11650 м (приведенная по ба-
рограмме - 12210 м), был ниже его на 1000...1500 м. Темпера-
тура воды была 110*С, масла - 105*С. Пилот видел желтые кон-
соли крыла и неясные очертания крестов. В этот момент
давление бензина упало до нуля и восстановилось при снижении
до 10800 м. Самолет набрал 11400 м по прибору, но двигатель
"запарил". Температура воды была 112*С, масла - 110*С. Козы-
рек и фонарь покрылись слоем льда. Потеряв противника из ви-
ду, Л.А.Шолохов вынужден был прекратить преследование и по-
шел на посадку. Полет продолжался 59 мин. Полетная масса
самолета 2728 кг, включая горючее - 300 кг и масло - 40 кг.
[ЦГАНХ, ф. 8044, оп. 1, д. 997, л. 104: Архив ОКБ А.С.Яков-
лева, досье Як-9ПД].