|
От
|
А.Сухоруков
|
|
К
|
Dinamik
|
|
Дата
|
26.11.2001 22:36:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Разберемся с терминологией
Анализируя все что было сказано на форуме о пушке ШВАК вдруг неожиданно понял что у многих дискутирующих понятия «дефект» вообще и «конструктивный дефект» в частности весьма расплывчаты. Отсюда и непонимание многих вещей.
Попытаемя внести ясность в эти вопросы.
Все дефекты и недостатки любой оружейной системы можно разбить на несколько крупных групп.
1. Недостатки схемы автоматики подачи и типа используемого боеприпаса
2. Конструктивные дефекты.
3. Производственные дефекты.
4. Эксплуатационные дефекты.
Теперь по-подробнее.
Что относится к недостаткам схемы? Это недостатки присущие любому типу оружия в котором использована выбранная коструктором принципиальная схема работы автоматики и подачи боеприпасов а так же типа используемого боеприпаса. Это неустранимо с этим мирятся.
Конструктивные дефекты – это те что могут быть устранены только принципиальным изменением конструкции деталей и узлов.
Производственные дефекты это дефекты возникающие в процессе массового производства. Обычно это нарушение размеров и допусков использование некондиционных материалов как при производстве самой пушки так и боеприпасов к ней. С приводом производства в норму эти дефекты исчезают сами собой.
Эксплуатационные дефекты возникают в процессе эксплуатации. Обычно все эти дефекты следствие неквалифицированного обслуживания или обслуживания в неподходящих (полевых) условиях.
Теперь то же самое но применительно к пушке ШВАК.
1. Недостатки схемы автоматики и типа используемого боеприпаса.
Низкая скорострельность.
Пушка ШВАК работает по схеме короткого хода ствола т.е. подача патрона и выброс гильзы осуществляется за счет прямолинейного движения частей и деталей автоматики. Принципиальным недостатком такой системы является сравнительно низкая скорострельность системы которая резко падает при увеличении веса снаряда.
Скорострельность ШВАК 800 выст/мин. Кто говорит чуть больше кто- чуть меньше но это не принципиально. 800 выстр/мин международный стандарт на то время.
Разновес снарядов.
В автоматическом оружии вообще а особенно при схемах использования короткого хода ствола и отвода пороховых газов использование снарядов разного веса ВСЕГДА приводит к перекосам и утыканиям за счет неравномерности работы автоматики.
У ШВАК данный недостаток был ликвидирован уже в войну переходом на «универсальный» боеприпас (усредненного бронебойно-осколочно-фугасного действия) весом 96 гр.
Не знаю точно как в США и Великобритании но в Германии этот недостаток ликвидировать так и не смогли да видимо и не пытались. Слишком различны были требования предъявляемые к снарядам при поражении различных целей (как пример: «Як» и Ил-2 для поражения «яка» оптимален ОФ для «ила» - БЗ). Поэтому отказы при работе MG 151/20 были неминуемы как бы качественно ее не изготовляли (что и происходило).
Затрудненность подачи боеприпасов из магазина при использовании гильзы с закраиной.
В ШВАК использован патрон имеющий гильзу с закраиной. На первый взгляд это плохо но основной тип подачи патронов используемый в ШВАК из ленты. При таком типе подачи форма гильзы не принципиальна. Более того закраина позволяет резко упростить систему выброса гильзы. (Для примера: немцы так и не смогли воспроизвести ШКАС на «немецком» патроне гильза которого не имеет закраины а имеет фланец (проточку). Ликвидировать срыв зубцов выбрасывателя с гильзы они так и не смогли.)
Кроме того к недостаткам этой природы можно отнести:
Слабость боеприпаса.
Что у ШВАК было то было. Но слабость 20 мм боеприпасов - это интернационально. Все снаряды 20 мм калибра вне зависимости от страны использования были слабы. Слабостью платили за достаточно высокую скорострельность.
Американцы в 1946 г провели полигонные отсрелы трофейных самолетов «Накадзима» и «Бака» (самолет-камикадзе). Японские смолеты далеко не самые прочные но был сделан вывод: 20 мм снаряды имеют крайне низкую эффективность. Это при том что основной тип 20 мм пушки используемый тогда в США - «Испано» пожалуй самая мощная из «20-тимиллимитровок».
Так что у ШВАК и тут международный стандарт. :)
2. Конструктивные дефекты.
У ШВАК они конечно были но к 1939 году к началу массового производства они были устранены. За время войны (1941-45 г) детали и узлы пушки принципиально не менялись. Конструктивно ШВАК была очень хорошо отработана.
3. Производственные дефекты.
Помните?
«… В 20-мм патронах к пушке ШВАК применяли латунную гильзу цилиндрической формы с закраиной в донной части выступающей за тело гильзы. Вытяжка гильзы цилиндрической формы была сравнительно простой и не встретила особых трудностей при освоении ее в производстве. Однако извелечение такой гильзы после выстрела было затруднительно так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин.»
К этому же: "Когда же подпилили ползуны в механизме перезаряжания и дали обильную смазку ГИЛЬЗ работа пушек вошла в норму. И далее «Окончательно все дефекты вооружения были изжиты значительно позже».
Вот типичный пример производственных дефектов. Производственных а не конструктивных.
Не выдержаны размеры при изготовении ползунов и гильз. Однако этот дефект оказался достаточно легко устраним прямо в войсках. Без отправки пушек на завод. Когда же массовое производство пушек и снарядов к ним отладили (а на это ушел не один месяц что понятно учитывая положение на фронте и эвакуацию) дефект пропал. Других достойных внимания производственных дефектов у пушки ШВАК не нашлось. Поверьте не самый худший вариант.
4. Эксплуатационные дефекты.
У ШВАК они естественно были особенно при начавшейся массовой эксплуатации но в основном эксплуатация пушек особых трудностей не вызывала. Чего-то уникального в сфере эксплуатационных дефектов у ШВАК не было. Обученный личный состав пушки обслуживал без трудностей.
К этой же группе дефектов относится возможность устранения в воздухе возникшей задержки при стрельбе.
У пушки ШВАК неустранимых в воздухе задержек при стрельбе практически не было (в отличии от ВЯ). Если кто что-нибудь найдет по этой теме (лучше всего «руководство по обслуживанию» времен войны) то пусть поделится. В оружейной литературе этот вопрос освещен скупо (что так-же косвенно свидетельствует о надежности пушки).
Более того как любое советское оружие ШВАК надежно работал в невероятном диапазоне температур и при высокой запыленности. Вряд ли в этом отношении ее превзошла какая-либо иностранная система.
И последнее. Есть еще один параметр обычно мало учитываемый. Это дешевизна производства. Наверняка ШВАК и здесь был одним из лучших в мире.
У меня нет данных о стоимости пушки и особенно боеприпасов к ней но если учесть что любое советское оружие от пистолета-пулемета до танка было в среднем в 3-4 раза дешевле немецкого аналога то вряд ли у пушки ШВАК этот показатель был ниже.
Надеюсь теперь вопрос о мнимой или реальной «дефективности» ШВАК станет более понятным.
> С уважением к сообществу