От Seeker Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.09.2004 15:06:02 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Еще раз о "Бостоне" Р. Скэлтона

"Стенд" № 2-3, 1991 г., с. 49-52

"МЫ СДЕЛАЛИ!"

Публикациями в справочно-информационном бюллетене "Стенд" интересуются не только моделисты-стендовики, но и ветераны Великой Отечественной войны. Свидетельство тому – встреча членов Бакинского городского клуба ИТСМ с ветераном войны Павлом Ароновичем СКВИРСКИМ. Толчком к ней послужила публикация материала "Шел в атаку "Бостон" во 2/3 номере пособия за 1989 год. Думаем, что материалы и фотодокументы П.А. Сквирского заинтересуют тех моделистов, кто //49// избрал своей темой коллекционирование моделей советских ВВС периода второй мировой войны.
Итак…

Начинал я войну в 58-й отдельной эскадрильи, летал на самолетах МБР-2 (кстати, то, что на Балтике они были без камуфляжа – чистая правда). А с Петром Стрелецким служил в 1-м гвардейском авиаполку. Видел и "Бостон", подаренный нам Рэдом Скэлтоном. Для тех, кто заинтересован в оформлении, хотел бы несколько детализировать фотографию, опубликованную в "Стенде".
Так, например, надпись на английском языке "Мы сделаем!" была не только //50// на фюзеляже под кабиной пилота, как показано на фотографии, но и имелась под килем. Надпись была сделана белым цветом. Там же, на киле, были нарисованы большого размера гвардейский знак и орден Боевого Красного Знамени (знак слева, орден – справа). Номер "Бостона" в полку был "единица", также белого цвета. У кабины пилота, с левой стороны – силуэты 7 (на то время) потопленных транспортов гитлеровцев.
Надеюсь, что эти сведения помогут стендовикам более точно выполнить модель данного "Бостона".
Мне же довелось летать на "Бостоне" под номером "двенадцать". С января 1945 года я был переведен в 15-й отдельный разведывательный авиаполк, также вооруженный "бостонами" модификации А-20"ж". Летал и на самолетах Б-25 "Митчелл". Надо сказать, что и "Бостон" и "Митчелл" были хороши для выполнения самостоятельных, без прикрытия, заданий. Летчики истребительной авиации не любили, по их выражению, "лезть в воду". Поэтому наши самолеты они сопровождали до уреза прибоя, а уже над морем мы летели самостоятельно. Этим обстоятельством нередко пользовались фашистские истребители, нападавшие на "бостоны" и "митчеллы". Спасаясь от "мессеров" и "фокке-вульфов" нам приходилось на форсаже уходить к берегу или к одному из балтийских островов, и буквально лететь сквозь ветки деревьев, чтобы сбить прицел у преследующих нас истребителей и не дать им возможности зайти в практически не прикрытый хвост "Бостона", на предельно малой высоте, которой гитлеровские истребители боялись.
В одном из таких полетов я был сбит… До своего полка добрались лишь на десятые сутки, потеряв стрелка-радиста Александра Павлова.
Кстати говоря, этот полет мы совершили именно на "Бостоне", подаренном нам Рэдом Скэлтоном, и на нем я остановлюсь подробнее.
Американцы на таком самолете летали от силы по два часа, нам же пришлось "намотать" около шести. На маршруте обо всех караванах, конвоях, подводных лодках мы давали данные на командный пункт. И уже при возвращении с задания, пройдя береговую черту у города Салдус, "Бостон" настигло 6 истребителей "фокке-вульф". Павлов мне крикнул: "Командир, "фокке-вульфы!" – и тут же по фюзеляжу хлестнули очереди зажигательных снарядов…
Резкими эволюциями пытался сбить прицел фашистов. Летели уже над сушей. Через несколько минут полета, когда стрелок-радист замолк, я понял, что "хвост" прикрывать некому. Вскоре из-за многочисленных попаданий перестали действовать рули, в передней кабине сорвало борт. Решил садиться прямо на лес. Самолет ударился о землю, подскочил, ломая молодой ельник…
Штурман Федор Мортиков выскочил первым, помог выбраться и мне. Увидев, что Саша Павлов мертв, побежали от самолета – "Бостон" уже горел.
Так закончился последний вылет самолета, подаренного нам американским киноактером Рэдом Скэлтоном, с надписью "Мы сделаем!". Мы действительно сделали на этой машине все, что могли…
Думаю, что стендовикам небезинтересно будет узнать, что мы получили два "митчелла" с 75-мм пушками, для стрельбы по подводным лодкам. Мне было поручено провести испытания этого необычного оружия.
Вылетели в район Шауляя, где было расположено озеро, а на озере – островок. Вот туда мы и решили послать первый снаряд.
После выстрела ощущение было такое, что самолет наткнулся на какую-то преграду и стал падать. Скорость упала на 20 миль в час! Выровнял машину, осмотрелись – нигде следов разрыва снаряда не было видно. "Ну, - думаем, - что-то не то…"
И лишь вернувшись на аэродром узнали, что наш выстрел не был послан в "молоко". За озером километрах в пяти, был расположен хутор. Вот в него то и попал снаряд нашей "семидесятимиллиметровки". Хорошо еще, что никто не погиб… //51//
Эту пушку, кстати, так и не удалось применить в боевых вылетах – война через некоторое время была закончена…
Для тех, кто хотел бы лично наладить контакт с Павлом Ароновичем Сквирским, сообщаем его домашний адрес: 370010, г. Баку-10, ул. Низами, 137-45, Сквирскому П.А.

На снимках:
в полете "Бостон" Героя Советского Союза гвардии капитана А. Преснякова (сентябрь 1944 г.)

На самолетной стоянке (справа – "Бостон" П. Сквирского, дальше (справа налево) – Як9дб (белый руль направления), Як-9 с номером "7", на заднем плане – "Каталина" и три штурмовика Ил-2.

Фото из архива П.А. Сквирского.

****

Про качество полиграфии уже писали, так что нет смысла сканить фото, маленькие и не слишком разборчивые.