От Hippo Ответить на сообщение
К М.Быков Ответить по почте
Дата 11.08.2004 20:00:34 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

уточню - показалось интересным, Например:

Уже после той битвы общее мнение выразил командир 227-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза полковник Данилов: "Можно без преувеличения сказать, что радио и пулемет в воздушном бою равны" (ЦАМО. Ф. 319.0n.4798. Д. 118. Л. 46).

Н.И. Уманский вспоминал, как радист на КП армии рассказывал, что немцы шифром передавали сообщения, "илы" у них назывались "бегемоты", Пе-2 - "кенгуру". Особо следили за 16-м полком: "Покрышка дома" или "Борода (Вадим Фадеев. - А. Т.) в бане".
"Его еще нет, а они уже орут..." - восхищался наш радист. Приведем еще один рассказ Н.И. Уманского, который доставил на КП генералов из Москвы: "Восемь наших истребителей Як-1 вели воздушный бой против двенадцати "мессершмиттов". Бой они вели плохо, нервничал их командир, и немцы буквально издевались над "яками". Генералы очень переживали, кричали, ругались между собой, как и бывает в таких случаях, говорили, что летчиков надо послать в пехоту... Но на их счастье Александр Иванович со своей группой из четырех самолетов возвращался из боя, который они провели над Керчью и Темрюком. Они имели преимущество в высоте и как ястребы смело набросились на немцев. За каких-нибудь пять-семь минут четыре Me-109 уже горели как костры на земле, два летчика спаслись на парашютах, а два погибли, остальные ретировались немедленно... А мои генералы, переругавшиеся между собой, на радостях начали целоваться, чуть не в пляс пустились... Это настоящие асы - так говорили они".

Полковник в отставке В.И. Алексеенко недавно опубликовал некоторые документы штаба 4-й воздушной армии, где К.А. Вершинин, положительно характеризуя комкора Е.Я. Савицкого, "храбрый командир и летчик... лично сделал 11 боевых вылетов", вместе с этим представленную корпусом цифру сбитых с 19 апреля по 18 июня считает "нереальной - преувеличенной - и подтверждения, полученные от наземных войск, - неубедительными. Так как по одному и тому же сбитому самолету противника справки наземниками даются представителям нескольких соединений". Вместо представленной Савицким цифры 445 немецких самолетов, штаб армии по своим данным засчитал корпусу 259 сбитых.

Насколько различны действия в небе Покрышкина и Хартмана! Немец избегает маневренного боя, его стиль - внезапная атака: "80 процентов моих жертв даже не подозревали о моем присутствии, пока я не открывал огонь". Сбить и немедленно скрыться - метод Хартмана. Причем сбить слабейшего: "Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте ЕГО. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись". И сбивает Хартман в основном истребители, из первых 150 его побед, зафиксированных в летной книжке, лишь 11 - над штурмовиками Ил-2 или бомбардировщиками.
Тактика Хартмана была хороша для увеличения личного счета, но к общей победе, одной на всех и в небе, и на земле, ведет другой путь. В каждом бою первоочередная цель Покрышкина - не слабейший, а ведущий группы противника. Главное для нашего Героя - выполнить боевую задачу в общих интересах/
С уважением Hippo