Возможной причиной катастрофы стратегического бомбардировщика стала неисправность в топливной системе двигателя.
В настоящее время члены комиссии склоняются к версии о неисправности. По их мнению, у самолета возникли проблемы с подачей топлива в один из двигателей - в воздушно-топливной смеси оказалось слишком много керосина, который не успевал сгорать. Левый двигатель как бы стал "захлебываться" и, в конце концов, остановился. Второй двигатель продолжал работать на прежней тяге, и машину начало разворачивать - возник большой крен. Справиться с ним и совершить успешную посадку пилоты уже не смогли. Это, повторим, предварительная версия - окончательные выводы будут сделаны позднее, после того, как будут расшифрованы "черные ящики".
Как заявил начальник пресс-службы ВВС России Александр Дробышевский, связь с самолетом прервалась 8 июля в 23:40. Уже в 23:45 в воздух были подняты самолеты поиска, которые в 00:30 обнаружили разбившийся ТУ-22М3 в пяти километрах от населенного пункта Велебицы около города Сольцы. "На месте катастрофы также были обнаружены тела четырех погибших пилотов", - добавил Дробышевский. Позднее было объявлено, что в составе экипажа находились командир майор Олег Тяпкин, помощник командира капитан Илья Ласков, штурман майор Николай Толстов и штурман-оператор капитан Александр Иванов.
Найти остатки самолета было довольно просто - во-первых, на месте падения возник пожар, который удалось быстро потушить, а во-вторых - площадь, на которой были разбросаны обломки, составляла примерно квадратный километр. Бомбардировщик не дотянул до взлетно-посадочной полосы всего семь километров, уклонившись на два километра влево.
Авария произошла во время самого опасного этапа полета, когда самолет пытался зайти на посадку. В этот момент с ним в паре летел еще один Ту-22М3. Свидетели происшествия рассказывают, что в какой-то момент у самолета, который уже включил посадочные фары и выпустил шасси, внезапно погасли все огни, и он стал крениться влево. Некоторые отчетливо видели вспышку, но бомбардировщик после этого не загорелся. В этот момент он находился примерно на полукилометровой высоте.
Упал Ту-22М3 не сразу - он продолжал некоторое время лететь, но потом все-таки рухнул на землю с 90-градусным креном. За несколько секунд до падения от него отделилась черная точка - представители комиссии подтвердили, что один из членов экипажа попытался катапультироваться, но парашют раскрыться не успел, и летчик погиб.
Как утверждают представители ВВС, оружия на борту бомбардировщика не было - он выполнял тренировочное задание и, в лучшем случае, в специальном отсеке мог находиться лишь муляж ракеты или бомбы. Местные жители, правда, утверждают, что слышали какие-то взрывы, но, во-первых, Ту-22М вооружен кормовой сдвоенной пушкой, боекомплект которой вполне мог быть боевым, а во-вторых, это могли взрываться остатки топлива или его пары.
Уже сейчас комиссия, анализируя переговоры экипажа с землей, сделала вывод о том, что летчики пытались спасти самолет. На пресс-конференции, организованной в городе Сольцы, командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов заявил: "Экипаж действовал в условиях крайне жесткого лимита времени по схеме "Спасти самолет и затем уже - свои жизни", однако им не хватило времени и высоты". "Мы будем работать и определим динамику развития аварийной ситуации и, самое главное, ее объективные причины... После вскрытия самописцев и обработки записей, я думаю, средства объединенного контроля прольют свет на причину этого происшествия", - добавил Хворов. Проверка самописцев будет проводиться на месте, в Солецком гарнизоне.