Очень коротко про полковника Тимофеева и его книжку
Приветствую!
Тимофеев Вячеслав Арсеньевич (Товарищи летчики. – Записки авиационного командира. М.-Военизат, 1963г. тираж 80 000 экз.)
В авиации по личной рекомендации Куйбышева с весны 1923 г. Высшая авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания. ( г. Серпухов). Первый самостоятельный полет совершил летом 1923 г. на «Вуазене».
О суевериях летчиков в этой школе: « Бородатый летчик с Ильи Муромца, участник 1-й Мировой войны, бывший офицер, брал в полет черного кота – в серую кошку он не верил. По его глубокому убеждению, таинственной силой обладал только черный кот. Другой пилот, садясь в «сопвич», обязательно подкладывал под сиденье старую сковороду. По фронтовой привычке только с ней он чувствовал себя в безопасности. Я знал летчика, верящего в магическую силу лошадиной подковы. Инструктор Петров летал с маленькой куколкой, перед которой приклонялся, точно дикарь перед идолом. Когда я начинал посмеиваться над его талисманом, добродушный Петров становился зверем. И мне приходилось умолкать до следующего подходящего случая.»
О матчасти в школе: « На самолете «дейч-фор» клапан итальянского мотора «фиат» частенько проваливался в цилиндр, отчего и возникал пожар. Вторая причина пожаров на нем – несовершенство поплавка карбюратора. Из-за мотора на этом самолете его прозвали «британским катафалком». В то время в школе уживались почти все типы самолетов, начиная от французского «ньюпора»…до четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». Были у нас французские «моран-парасоли», водились и новейшие «виккерс-вими» и «де-хевиленды». Командир эскадрильи истребителей, ас гражданской войны Васильченко прилетал на новеньком «мартин-сайде».
В конце лета 1923 г. зам начальника ВВС КА П.И.Бранов предложил Тимофееву стать комиссаром Высшей воздухоплавательной школы. – «Украсив нарукавный клапан третьим ромбом в сентябре я отправился в Петроград»…- позже -. «.Я откровенно рассказал Баранову о том, что в школе я пришелся не ко двору, что чувствую себя не на месте, что воздухоплавание меня не интересует и что по-прежнему моей мечтой остался самолет.»
Весной 1924 г. при прохождении медкомиссии у Тимофеева был обнаружен склероз артерий и вместо продолжения учебы в летной школе он с трудом попал в высшую школу летчиков-наблюдателей, однако «нелегально» практиковался в пилотировании (Учеба длилась 1,5 года) Окончил школу с «двумя скромными квадратиками младшего летчика». После окончания школы получил назначение в харьковскую эскадрилью им.Ильича, которая в это время находилась в киевских лагерях (поселок Чоколовка). В это время на вооружении эскадрильи находились желтокрылые «Фоккер Д-11». На фюзеляжах «Фоккеров» были надписи: «Юзовский пролетарий», «Незаможник Полтавщини», «Пролетарий Днепропетровска», «Червоний Уманець». На капотах моторов всех самолетов была надпись «Им. Ильича».
Интересный момент : «Вскоре у нас начались полеты на предельной высоте – на потолке. Как и все новое, эти полеты были связаны с риском. Ведь мы летали без парашютов и кислородных масок, летали все еще на стареньких, подносившихся «де-хевилендах». Никто не проверял предельные физиологические возможности каждого из нас, мы постигали их опытным путем. Бывали случаи, когда летчик, не зная своего «потолка», забирался чересчур высоко, терял сознание и полет кончался катастрофой. – Едва наскреб шесть тысяч триста метров и отдал концы, - рассказывал мой командир. – Рот открываю, а дыхания нет. Многие стали задумываться о том, как из противогаза сделать кислородный прибор. В кружке изобретателей пришли к выводу: такой прибор можно сделать самим. Пока изобретали прибор, пришла и моя очередь на предельный полет в высоту. На высоте в 4000 м я почувствовал усталость. На 5000, точно о ком-то сильно соскучился, начал вздыхать. Вынул из кармана мехового комбинезона бутылочку с квасом и отпил. Может быть, действительно от кваса, а может быть, от того, что самолет летел без набора высоты, почувствовал себя лучше. Высота 6400. Безоблачно. Мороз щиплет щеки. Самолет становится неповоротливым, ленивым, точно заморенная лошадь. Мотор стучит, как барабан молотилки.»
Про пресловутую секретность: « С первых же шагов столнулись с непредвиденным и непреодолимым препятствием – так называемой «секретностью». Под предлогом сохранения «военной тайны» летчики соседних эскадрилий не допускались к английским самолетам «де-хевиленд», попавшим к нам с врангелевского фронта. Секртным считался и пулемет «льюис», и немецкая «флюгер-мушка» пулемета, и тяжелая, увешанная пломбами иностранной фирмы рация.»
Весной 1926 г. Тимофеева вызвал начальник ВВС округа, вручил банковскую доверенность на 1 000 000 руб. и командировал на юг Украины строить большой аэродром. Командующим был Ингаунис.
В начале 1927 г. был получен приказ - в порядке поощрения послать Тимофеева на переучивание из летнабов в летную школу, где через 3 месяца он получил права летчика и был назначен командиром звена в разведэскадрилью в Киев. Командиром разведэскадрильи там был пилот Первой мировой войны Вознесенский «тот самый, который когда-то (в Серпухове в 1923 г.) выходил на полеты спиной вперед (суеверная примета), вешал в кабине маленькую иконку, а под широким старомодным плащом носил офицерский крест.» Вознесенский – летчик-истребитель, бывший офицер царской, а затем колчаковской армии. Незаурядные способности, смелость и находчивость сделали его командиром отряда колчаковской истребительной авиации. Когда разбитая армия Колчака оказалась прижатой к Байкалу, Вознесенский вместе со своим отрядом перелетел на сторону красных, дрался на Западном фронте. Как опытного летчика, его оставили в кадрах ВВФ и после гражданской войны. Он был выходцем из духовного сословия, когда-то окончил духовное училище и семинарию, неплохо знал греческий язык. В кабине Вознесенский вешал маленькую позолоченную иконку «Вознесение Христа на небо». Прежде чем взяться за ручку управления, он осенял себя крестным знамением, целовал иконку и только после этого приступал к полету. Как-то при случае я заговорил с ним.
- Иконка – родительское благословение, оно в воде не тонет и в огне не горит. Я летал с ней, летаю, и буду летать, - с достоинством ответил Вознесенский. – А впрочем, вас не касается, с кем и с чем я летаю. Лучше спросите у своих доносчиков, как я летаю. Своеобразным чудачеством Вознесенского считалось и то, что всю весну и начало лета ходил он в широком старомодном плаще. Лишь немногие знали, что под плащом на груди он носил офицерский крест. – Прославляете царскую армию и свою былую офицерскую доблесть…Не пора ли с этим покончить? – сказал ему как-то комиссар Серпуховской авиашколы Уркевич. – Никак нет! – возразил Вознесенский. – Не прославляю, а ношу как память… Награду я не крал, а если сам государь лично пожаловал ее мне, так в том не вижу вины своей. Этот орден Вознесенский получил, будучи летнабом в германскую войну. Однажды царь прибыл на фронтовой аэродром. Перед его величеством один за другим начали взлетать самолеты. Первыми поднялись «ньюпоры», за ними «вуазены». Во время разбега летнаб «вуазена» Вознесенский встал во весь свой богатырский рост и, когда самолет поравнялся с царем, щегольски отдал ему честь. – Кто этот герой ? – спросил царь. – Капитан Вознесенский, ваше величество, - ответил командир авиаотряда. Совершив два круга над аэродромом, «вуазен» сел. Капитан Вознесенский тут же из царских рук получил офицерский орден – крест Станислава – и разрешение учиться на летчика. Так осуществилась мечта Вознесенского из летнаба стать летчиком. Все это было записано в личном деле Вознесенского и прочитано Тимофеевым. (Короче, это были наиболее интересные места из первых 50 страниц книжки, а их всего 381.)
В.А.Тимофеев получил назначение в действующую армию в январе 1943 г. заместителем командира дивизии штурмовиков Ил-2 полковника Обуха. Дивизия в составе 2-го Прибалтийского фронта участвовала в освобождении Риги. Тимофеев совершил несколько боевых вылетов на Ил-2 (в свои 43 года), после чего сразу почувствовал к себе благожелательное отношение со стороны боевых пилотов .
13 .02.1944 Тимофеев в Москве в Управлении кадров ВВС получил приказ о своем назначении на должность комдива вновь формируемой штурмовой авиадивизии. Замкомдива у него Валико Долидзе, начштаба - Алей Даутов. Командиры полков – Козин, Берзинь, Нехода. Дивизия формировалась в Восточной Украине, в селе Карлов-Бар (на Полтавщине). Был именной Ил-2 с надписью « От отца сыновьям Покашевским», на котором летали братья: летчиком – Иван Покашевский и Владимир – воздушным стрелком.. Была летчица в дивизии – лейтенант Анна Егорова (до этого имела более 240 боевых вылетов на У-2), потом в декабре 1942 г. стала штурмовиком на Ил-2 . Тимофеевым она была назначена штурманом полка Ил-2 его дивизии. Мангушевский плацдарм (16-я ВА).
И в завершение - все жє таки некоторые фамилии в книге изменнены-таки (как и указано в аннотации), а вот какие - эт загадка.-)
Удачи!