От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.05.2004 06:05:47 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Версия для печати

Путин подарит президенту Словакии самолет... По-2

(статья КП местного разлива)

Комсомольская ПРАВДА
7 МАЯ, 2004

ПУТИН ПОДАРИТ СЛОВАКИИ САМОЛЕТ По-2 ИЗ АРСЕНЬЕВА
Приморские умельцы получили важный правительственный заказ - в самые короткие сроки собрать легендарный биплан времен Великой Отечественной войны

Авиареставраторы из Арсеньева уже делали По-2 по заказу VIP-чиновников, к примеру, мурманского губернатора Юрия Евдокимова (на плакате).

В Арсеньеве для президента Словакии собрали самолет По-2
Возможно, сам Владимир Путин вручит Рудольфу Шустеру легендарный биплан времен Великой Отечественной войны

Несколько месяцев назад президент Словакии Рудольф Шустер обратился с официальной просьбой к российскому министру обороны Сергею Иванову. В своём послании глава иностранного государства сообщил о том, что в его стране по сей день хорошо помнят советский фанерный самолётик, воевавший во время второй мировой войны в небе Чехословакии против фашистов. Ив память о тех днях словаки хотели бы, чтобы этот самолет стоял в их историческом музее...

Его боялись хваленые асы Геринга
...Речь в письме г-на Шустера шла о нашем легендарном У-2. Фильм «Небесный тихоход» помните? Так вот, именно на этом самолете звезда советского кинематографа и «удвас» Николай Крючков сначала таранил немецкие мессершмитты, а потом пел: «Ну а девушки? А девушки - потом». А в картине «В бой идут одни старики» именно про У-2 юный Кузнечик пренебрежительно спрашивал у девушек - «ночных ведьм»: «Скажите, пожалуйста, а где тут продеваются нитки? Это же швейная машинка!» Машинка не машинка, а хваленые асы Геринга на мощных истребителях боялись этого самолета как огня.
В послевоенные времена У-2 стал носить имя По-2 в честь своего создателя - авиаконструктора Поликарпова. И г-н Шустер просил нашего военного министра подарить для словацкого музея этот самолет. Но, ясное дело, до наших дней ни один из легендарных По-2 не дожил. Возник вопрос - кто же сможет сегодня в России воссоздать раритетную боевую технику? Причем быстро. Во время авиационного праздника к грядущему Дню Победы По-2 уже должен подняться в словацкое небо.

Движок нашли аж в Анадыре
Заказ от Ассоциации авиареставраторов России на изготовление государственного презента получила Арсеньевская авиационно-реставрационная группа, возглавляемая бывшим работником авиакомпании «Прогресс» Виктором Акимчуком. Для команды Виктора Васильевича эта задача была выполнимой — им не впервые восстанавливать военные раритеты (см. «Из досье «КП»). Но сроки поджимали. И март-апрель сам Акимчук и его коллеги - Евгений Кулаев, Дмитрий Наумов, Николай Евдокимов, Александр Костюкевич, Дмитрий Акимчук - работали без передышки. Но сделали!
- Руководитель Ассоциации авиареставраторов Борис Осетинский всё время узнавал по телефону из Москвы, как идут дела. А идут они в авральном порядке. Обычно такой самолёт мы делаем год, в простом с виду По-2 до тысячи всевозможных деталей, а тут срок поставлен минимальный - два месяца, - сокрушается Акимчук. - Хорошо ещё, что работа разделена между нами и столичными реставраторами, которые заняты изготовлением крыльев.
Корреспонденту «КП» посчастливилось увидеть государственный презент и на, так сказать, стапелях в процессе изготовления, и уже почти собранным перед отправкой в Москву. Деревянно-фанерный каркас поразил своей лёгкостью и примитивностью. Даже не верилось, что на таком самолёте наши лётчики сбивали фашистов и бомбили врага с воздуха. Виктор Акимчук, показывая своё детище, пояснил, что двигатель в этом крылатом фанерном чуде - самый настоящий:
- Отыскали «движок» аж в Анадыре. Капот и обтекатели использованы от настоящего самолёта.
Окончательно По-2 будет собран в Москве. Будущий государственный подарок уже загрузили в чрево транспортного Ил-76. Из столицы арсеньевцы вылетят со своим По-2 в Словакию. Предполагается, что в Братиславе самолет президенту Шустеру будет торжественно вручать сам глава российского государства Владимир Путин. Правда, как сообщили «Комсомолке» в кремлевской администрации, пока сроки визита Владимира Владимировича в Словакию не определены. Возможно, что дарить арсеньевский биплан будет кто-то рангом пониже. Впрочем, это уже не столь важно. Главное — боевой самолет, легенда Великой Отечественной войны, навечно «приземлится» в иностранном музее.

Елена СОКОЛОВА. (E-mail: Lena_sokol@mail.primorye.ru)
Фото автора.
По-2, собранный командой Виктора Акимчука, скоро поднимется в небо над Словакией.
Арсеньевский По-2 создавали по чертежам времен Великой Отечественной войны.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Судьба талантливого конструктора Николая Поликарпова - изобретателя По-2 - трагична.
Одного из родоначальников советской авиации арестовали 24 октября 1929 года с обвинением в «контрреволюционной деятельности». Все работы по развитию У-2 были переданы другим конструкторам, самолет стал «обезличенным», «бесхозным». Поликарпов был приговорен к расстрелу, и только 18 марта 1931 года коллегия О ГПУ вынесла другой приговор: 10 лет лагерей.
Лишь в 1956 году дело Поликарпова было прекращено за отсутствием состава преступления. Возможно, эта драматическая страница в биографии Н.Н. Поликарпова объясняет, почему У-2 получил свой конструкторский индекс «По-2» только после смерти своего конструктора, а не раньше, как многие машины других конструкторов.

У-2 (По-2) - учебно-тренировочный биплан для начальной летной подготовки. Появился в начале 1927 года. Свой первый полёт У-2 совершил 7 января 1928 года. Массовое производство и поставки начались в 1928 году. У-2 имел несколько модификаций. Использовался как пассажирский, транспортный, санитарный и сельскохозяйственный самолет, а в годы войны - как самолет связи и легкий штурмовик - ночной бомбардировщик. После смерти конструктора Н.Н. Поликарпова У-2 переименовали в его честь в По-2. Производство По-2 продолжалось в СССР и Польше до 1953 года. Всего было построено более 33 000 экземпляров (по другим данным - до 40 000).
Летно-технические характеристики: силовая установка По-2: один звездообразный поршневой двигатель М-11 мощностью 75 кВт (100 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 156 км/час; потолок - 4000 м; дальность полета - 400 км.
Максимальный взлетный вес - 890 кг.
Размеры: размах крыла - 11,4 м; длина - 8,17 м; высота -3,1 м; площадь крыла - 33,15 кв.м.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Уникальные авиараритеты разлетелись по всему миру

По-2 для словацкого президента - не первый военный раритет, который восстанавливает Арсеньевская авиационно-реставрационная группа:

• В 2003 году в Арсеньеве восстановили бомбардировщик-торпедоносец Ил-4, найденный в 90-х годах уже прошлого века в дебрях Уссурийской тайги. Грозная машина Великой Отечественной «улетела» в музей военной техники мемориального комплекса на Поклонной горе (Москва).

• В феврале 2004 года в Мурманск отправлена ещё одна восстановленная крылатая легенда - действующий По-2. Заказ поступил лично от губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова в преддверии празднования 60-летия Победы. Шасси, капот, обтекатели для этого самолета нашли под деревней Кандалакша Мурманской области. Они там пролежали со времен Великой Отечественной...

• Сейчас ждут своей очереди на реставрацию «останки» грозной «Аэрокобры», найденной на курильском острове Шимицу, и вертолёта Ми-1.

• Заказы на изготовление По-2 выполнялись даже для американских клиентов. Сейчас арсеньевские авиареставраторы ведут переговоры на эту же тему с музеем Военно-Воздушных Сил подмосковного Монино.