От Горбач Ответить на сообщение
К maxbig Ответить по почте
Дата 06.05.2004 12:02:12 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

По порядку

Приветствую,
По поводу Рогани это было не вечером 5 июля, а вечером 7 июля, но не суть. На счет сбития тяжелых многомоторных машин - возможно, что списки потерь и не полные, но на данный момент мы обозначаем как факт, что по имеющимся данным подтверждений со стороны немцев нет. Найдутся, я буду рад исправить. Этот налет разобран в наших документах очень подробно с массой деталей, таких например, как попадание бомб с Ла-5 по летящей ниже паре Ju.88, при этом оба (!) 88-х были сбиты. Кто мог базироваться в Рогани на Ju.88? Только KG3 (хотя большая часть эскадры базировалась на Полтаву, а по данным пленнх там вообще базировались 111-е) и разведчики (но они ничего не теряли). Каковы потери KG3 за 7-9 июля (даже если списали в другой день)? 7 июля один погиб без указания причин и один поврежден на 15% сел на аэродроме. 8 июля два поврежденных, оба сели в Полтаве. 9 июля один поврежден нашими истребителями, по всей видимости совершил вынужденную посадку. Логика и здравый смысл подсказывают, что эпизод с бомбардированием пары "юнкерсов" имеет мало шансов на подтверждение.
Потом написано в отчете, что Рогань не действовала несколько дней. У немцев на счет этого полный молчок, а ведь это не шутки вывести из строя целый аэродром, да еще в немецком тылу, да еще на несколько дней. Опять вопросы. Уважаемый Андрей Диков прав - описания, даже самые подробные и красивые часто просто ничем не подтверждаются и с этим приходится считаться (также кстати как и для немцев). Вот еще пример, по поводу налетов 5 июля на ту же Рогань. Какой красивый и подробный отчет 31-го и 164-го иап о сопровождении и отсечении от илов немецких истребителей, а также блокировки Рогани. А вот документы 237-го шап описывают сплошное избиение штурмовиков. Опять же здравый смысл подсказывает, как минимум отвратительное взаимодействие между ударными самолетами и истребителями и конечно возникает подозрение, что тот, кто должен отвечать за провал этой операции постарался в документах картину мягко говоря приукрасить.
На счет Новикова я не могу вам ничего сказать. Но дело не в том, как он стрелял, дело в том, что не было у нас системы скажем так независимой оценки вражеских потерь. Я думаю если Новиков (к тому времени уже ГСС) сказал, что он сбил два "юнкерса", кто ему мог не поверить? Я думаю только командир дивизии и выше. Я уже писал вам сколько наши заявили 88-х и сколько немцы подтверждают. Опять же опубликует кто-нибудь на Западе другие цифры или новые документы найдутся, конечно картину это изменит. Но вот странное дело среди всех сбитых 5 июля 111-х в документах 2-й воздушной армии фигурирует постоянно бой Павлова из 41-го гв.иап в котором один взорвался а из другого выбросился экипаж. А вот все другие бои когда и больше сбивали, не очень то пропагандируются. Я полагаю в штабах знали реалии боев, потому в документы воздушной армии и попал бой Павлова, который по всей видимости имел реальные основания. Повторю то, что написано в книге - офицер Генштаба при штабе фронта прямо говорит, что сбитые самолеты никто не проверял и записывались они лишь по докладам пилотов. Кстати еще такой штрих - не за все самолеты записанные, как сбитые платили деньги, хотя и заносили их на счет части. Вот пожалуйста тоже тема для размышления. Дружба дружбой как говорится, но факты вещь упрямая.
На счет процента неучтенных потерь. Есть мнение, что немцы могли "уточнять" потери в течение какого то времени. Что значит "уточнять" для меня остается загадкой. Но сравнив статистику потерь групп за месяц по Холму, например, и по конкретным самолетам можно сказать, что эти цифры имеют расхождения, но не более 10-15%. Многие поврежденные немецкие самолеты могли кстати стоять на аэродроме неотремонтированные и при захвате нашими войсками быть утрачены, но в сводках не фигурировать. Сейчас этому находятся подтверждения в наших документах. На некоторых аэродромах (не на всех) в районе Белгорода обнаруживали целые свалки, а также жд эшелоны с поврежденной авиатехникой. На счет союзников, на сколько я знаю венгры перебазировались под Харьков уже к концу немецкого наступления, по данным пленных 14 июля и совершили до 22 июля всего 10 групповых вылетов на охоту в район Изюма и Белгорода. Румыны же держали фронт на юге, потому их потери хотя и имеются, но они незначительны.
И последнее на счет "нелюбви" к Ларюшкину. Я могу привести вам много документов оценки работы истребителей с переднего края. И это не армейские командиры отчитывались, а авиаторы, которые наводили самолеты. По крайней мере для Курской битвы картина очень и очень одинаковая и очень часто скажем так неположительная. Конечно пилоты люди смелые и не нам их судить, но те кто имел это право на фронте частенько нерадостную картину рисуют. Зная о подобных оценках истребительной авиации например год назад под Сталинградом, исходивших из уст высшего генералитета, опять таки стоит все таки смотреть на это критически. Посмотрите мое сообщение на ваш пейджер.