От Мансур Мустафин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.04.2004 20:58:35 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Оффтопик; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Пропавшая эскадрилья. 17.4.1943.

Привет!

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ТЕКСТ ПРИНАДЛЕЖАТ ИВАНУ из г. ТАГАНРОГ!!!!

Взято

http://forums.games.1c.ru/?type=thread&msgid=328583&search_id=86196


Только что сформированный 3-ий ИАК Е.Я.
Савицкого сначала планировали использовать на Курской Дуге, но в
последний момент передумали и решили усилить им группировку на
Кубани, где разворачивалась известная воздушная битва.
К тому времени
полки корпуса частично находились уже на Воронежском фронте, а
частично под Москвой (где корпус формировался). Для обеспечения
навигации при перелёте на Кубань группы истребителей Савицкого должны
были сопровождать Пе-2 1-го БАК 17-й ВА. Савицкий попытался
скоординировать план перелёта с командующим 17-й ВА В.А. Судецом. Но,
как можно понять из мемуаров Савицкого, генерал Судец порекомендовал
истребителю не совать нос не в свои дела. 1-й БАК только что перешёл
от Судеца к известному асу полковнику Полбину. Как потом выяснилось,
дела со штурманской и боевой подготовкой у бомберов обстояли из рук
вон плохо: то заблудятся, то вообще своих бомбят (слава Богу, не
попадая).
Перелёт 3-го ИАК начался 16 апреля 1943 года.
Истребители
(на вооружении корпуса находились усовершенствованные Як-1, только
дальневосточный 812-й ИАП летал на Як-7б) поэскадрильно уходили на
юг. За время перелёта произошёл целый ряд инцидентов, потеряно
несколько самолётов и лётчиков. Все из-за потери ориентировки
штурманами бомбардировщиков. Самый трагичный эпизод произошёл в моём
родном Таганроге.
10 Як-1 291-го ИАП 265-й ИАД, ведомые самолётом
Пе-2 82-го гв. БАП 1-й гв. БАД
(лётчик лейтенант Зотов, штурман
эскадрильи (!) старший лейтенант Каримов), вместо Ростова-на-Дону
вышли на оккупированный немцами Таганрог (ошибка порядка 70 км).
Бомбер снизился через разрывы в облаках к аэродрому и, встав в круг,
предложил истребителям начать посадку. Что было потом, мнения
расходятся.
В приказе маршала авиации Новикова говорилось, что 3 Яка
сели и попали в руки врага, 3 были сбиты огнём ЗА противника, 4
оставшихся Яка и бомбер смогли уйти и благополучно сели в Ростове.
В
середине 1960-х вышла книга о подпольщиках Герои Таганрога . Автор
Г.Б. Гофман Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик. Там есть
описание этого эпизода. У Гофмана немецкие зенитки почему-то не
выстрелили ни разу, а на аэродром сели только двое командир
эскадрильи капитан А.Г. Егоров и его заместитель ст. лейтенант И.Я.
Единархов. Но тогда возникает вопрос: остальные оказались трусами и,
поджав хвост, бросили своего командира?
Егоров достал табельный ТТ и
начал отстреливаться. Замкомэск поддержал его. По Гофману Единархов
увлёкся, расстрелял все патроны, потом задвинул фонарь и поджёг себя
вместе с самолётом. Егоров оставил последний патрон для себя.
В
книжке они вдвоём настреляли более десяти гитлеровцев . Сомневаюсь,
что это возможно. Сомневаюсь и в том, что Единархов поджёг себя сам.
Может это звучит цинично, но я не понимаю, как можно осуществить
такой трюк в кабине истребителя. Скорее всего, самолёт Единархова
вспыхнул от попаданий немецких пуль. Но то, что его Як сгорел, это
точно. Точно и то, что Егоров отстреливался до последней возможности,
а потом застрелился (это подтверждают воспоминания С.П. Шпунякова -
бывшего лётчика 402-го ИАП, так же входившего в корпус Савицкого).
На
мой взгляд более правдоподобна официальная версия, но и по ней есть
много вопросов. Немцы с оркестром и ружейным салютом похоронили
Егорова и Единархова. Причём на табличках на русском и немецком было
написано:на первой - Здесь похоронен русский летчик, капитан Егоров,
павший смертью храбрых на таганрогском аэродроме 17 апреля 1943 года
, а на второй - Неизвестный русский лётчик (документы Ивана
Единархова, видимо, сгорели вместе с ним в самолёте). Могилы этих
двух настоящих русских офицеров до сих пор можно увидеть на старом
таганрогском кладбище, хотя памятник там, естественно, менялся уже
несколько раз.
Так вот, вопрос: что стало с третьим севшим летчиком.
На интернетовских форумах я дважды видел фамилии пяти погибших
лётчиков (хотя по документу их должно быть шесть). Если верить
форумам, это был младший лейтенант Горбунов. Тут может быть много
ответов: или Горбунов погиб при попытке взлететь, или он сдался в
плен, или он был убит немцами, даже не успев достать пистолет
(поэтому немцы и не сочли его героем).
В Таганроге со времён царя
Гороха существуют два аэродрома: военный Таганрог-Центральный (у
немцев он проходил как Таганрог-Вест ) и принадлежащий авиазаводу
Таганрог-Южный ( Таганрог-Зюд ). На каком из них данная трагедия
произошла, ни один источник не уточняет. Возьму на себя смелость
утверждать, что на Ценральном , так как торец полосы Южного
находится метрах в трехстах от моря и спутать её с Ростовом
невозможно. А недалеко от военного аэродрома течёт небольшая речка
Миус чем не Ростов и Дон, если смотреть на них через облака и
дымку?
Продолжение этой истории есть в Небе войны А.И. Покрышкина.
В апреле 1943 года Александр Иванович водил к Таганрогу восьмерку
Аэрокобр , чтобы расстрелять попавший к немцам Як (получается тот
самый, егоровский или горбуновский). Но немцы успели спрятать или
перегнать свой трофей. Через несколько дней этот Як оказался на
Кубани в районе Таманского полуострова, и какой-то немец даже
совершал на нём боевые вылеты. Сам Покрышкин дважды встречался с ним
в воздухе. Один раз Як атаковал самого нашего аса 2, а второй раз
(29 апреля) прикрываемую им пешку . Оба раза немец свой результат
увеличить не смог. Трофей, по воспоминаниям Покрышкина, смогли
вычислить и свалить летчики соседнего полка, только когда
командование оставило на целый день все наши Яки на земле.
В
интернете, опять же, мелькала инфа, что пилоты Люфваффе являлись во
время битвы над Кубанью счастливыми обладателями целой пары Як-1
(возможно ведь, что немцы заполучили в Таганроге два исправных
советских самолёта). Эта пара смогла сбить, как минимум, один наш
истребитель.
По поводу этой истории я обращался к Светлане Савицкой,
она ответила, что ничего не знает. Архив в Подольске на запрос о
Егорове и Единархове молчит уже пять месяцев. С месяц назад я писал
на мыло Бундесархива (надо же знать, как с их стороны всё это
выглядело и кто летал на наших Яках), пока тоже тишина.
Хочу узнать
ваши мысли по поводу. Если у кого-то есть дополнительная информация,
буду очень признателен.

С Уважением, Мансур.