От А.Яковлев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.03.2004 12:02:12 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Объявления; 1936-1945 гг.; Современность; Версия для печати

Ответы М.Я. Романова на вопросы

Комментарий - я накануне привез М.Я. почитать мемуаров, и он (контастом после книги маршала-штурмовика Е.) "запоем" читал Емельяненко ("Вот Мастер!"). В результате от напряжения чтения у него лопнули сосуды левого глаза, за компьютером он сидеть долго не мог и ответил он (как видите) кратко.

Первую часть (из трех) "полной" версии "Штурмовиков..." отсканировал, есть еще штук 15 новых фото (только люди, техники нет). С одобрения Д.Срибного выложим на сайте (с фото, а потом в милитеру брошу).

Я передал ваши вопросы "как есть", хотя ИМХО на часть из них есть подробные ответы в самой повести.

======================

Насколько трудно было именно перелетать через Карпаты (из-за погодных условий), отметили ли Вы этот момент как нечто особенное.
Ответ: да, отметил в двух случаях - полет над облаками и полет под облаками.

А как быть с пилотами, сделавшими за 200 боевых вылетов и получившими ГСС в 45-46 гг. Просто интересно Ваше мнение: почему так могло быть.
Ответ: очевидно, вопрос надо понимать так - почему поздно наградили? Причины были разные и объективные и субъективные. Надо рассматривать каждый конкретный случай.

Как Романов оценивает уровень подготовки летчиков своей эскадрильи? Береговой, к примеру, пишет, что создать однородный коллектив очень трудно. Максимум : шестерка-восьмерка. Как было у Вас?
Ответ: коллектив эскадрильи был 12 летчиков, которые вместе кушали, вместе спали и вместе летали на задания. Это, посущесту, фронтовая семья. А шестерка и восьмерка - это оптимальная тактическая единица, сложившаяся в результате фронтовой практики всей штурмовой авиации.

Сколько человек в Вашей эскадрилье могли успешно водить группы? И сколько в полку?
Ответ: всю аэ - 2 человека, звено - 4 человека. В полку - 10 человек.

======

Выполнялись ли полеты в плохую погоду (туман, облачность), а также ночные полеты.
Ответ: в туман и ночью не летали. При низкой облачности летали парами и звеньями.

Применялись ли РС для отстрела назад против атаки истребителя?
Ответ: нет, не применялись, потому что таких устройств на самолете не было.

Применялись ли и насколько эффективно, осколочные гранаты для отпугивания
истребителей снизу сзади.
Ответ: нет, не применялись, не было таких гранат.

Пули винтовочного калибра (пулемет МГ-17 стоявшие на Мессершмитах и Фокевульфах в качестве пристрелочных) могли нанести повреждения штурмовику?
Ответ: могли, в исключительных случаях. Например, попадание в масляный радиатор или в форточку.

С какой высоты обычно заходили на атаку в пологом пикировании?
Ответ: в зависимости от высоты облачности - от 300 до 1200 м.

Какая была задержка на подрыв фугасных бомб. Рикошетили они от земли?
Ответ: рикошетили. Взрыватели с замедлением 8 - 28 сек.


Очень интересно узнать о применении нестандартного вооружения (АО АЖ ВАП).
Ответ: ВАПами мы не пользовались.

======

Очень хорошо рассказано про крупнокалиберные пушки ОКБ-16. Хотелось бы уточнить:
1. Какое количество снарядов приходилось на пушку?
2. Какими типами снарядов пушки снаряжались? (Только бронебойные, только ОФС или "через один".)
3. Кто и как определял, какими снарядами ББ или ОФ снаряжать пушки на каждый конкретный боевой вылет?
4. На Ваш взгляд, какое максимальное количество единиц техники врага мог уничтожить пушечным огнём самолет-штурмовик за боевой вылет?
5. Визуальный результат попаданий ББ снаряда в танк (взрывался, загорался, дымил)?
6. На Ваш взгляд, действительно ли Ил-2 с 37 мм пушками управлялся и маневрировал намного тяжелее, чем "ил" с 23 мм пушками?
Ответ:
1. 80 или 90.
2. Через один.
3. Всегда оружейник, стандартно.
4. Это зависело от мастерства летчика и характера цели (скученность или рассредоточенность).
5. Куда попадет снаряд, было по-разному и так, и так, и так.

=====

Очень интересует буквально ВСЕ, что Вы еще можете вспомнить про чешских летчиков:
- имена?

- были-ли еще совместные боевые вылеты кроме упомянутого?
- впечатления?
- самолеты - имели какие-то знаки отличия? (триколора, флаг, кок винта и т.п.) - если были, то у всех или индивидуально?
- еще какие-то воспоминания об Остравской операции?
- уверены ли Вы, что у чехов тогда были Ла-7? Или дто были Ла-5ФН? Или и те, и другие?
Ответ:
- это были командиры, ведущие групп. Имена их не помню. Возраст их был около 30 лет, стройные, приветливые. Запомнился один летчик истребитель с густой черной бородой. Про него говорили, что он ас, сбивший много самолетов. В первом вылете он пролетел на Ла-7 над моим самолетом, над кабиной в 5 – ти метрах, у меня аж сердце ёкнуло.
- было два боевых вылета, 14 и 15 апреля. В первом вылете группа из восьми самолетов растянулась, и мы не выполнили задание  разрушить мост через реку Одер, по которой проходила линия фронта. Боясь удара по своим войскам, я завел группу на 10 км вглубь территории противника, и мы ударили по артиллерии и складам в ближнем тылу. Вечером был разбор первого боевого вылета. На нем присутствовали и рядовые летчики. Им было, примерно, по 22-25 лет, хорошо упитанные, в новенькой цвета хаки форме. В петлицах кругленькие знаки отличия. На другой день боевой вылет в том же составе прошел хорошо, ударили по переднему краю обороны противника. Это было начало Моравско-Остравской операции. На этом и расстались. Когда я летел домой, то слышал по радио чешскую речь, это мои ведомые, теперь уже в качестве ведущих групп, летели на боевое задание самостоятельно.
На другие конкретные вопросы ответить не могу, потому что мелкие детали того времени не сохранились в памяти.
Есть ли возможность издания книги «Штурмовики над Карпатами» в полном объеме у Вас в Чешской Республике или в Словакии?

=====

Как Вы оцениваете уровень подготовки летчиков своей эскадрильи? Береговой, к примеру, пишет, что создать однородный коллектив очень трудно. Максимум: шестерка-восьмерка. Как было у Вас?
Сколько человек в Вашей эскадрилье могли успешно водить группы? И сколько в полку?
- На эти вопросы ответы уже были, см. выше.

=====

1) По прибытии на фронт как долго Вас вводили в курс дела, прежде чем отправить в боевой вылет?
2) До какого года Вам встречались одноместные Ил-2 на фронте?
3) Как Вы оцениваете качество Ил-2, поступавших с заводов? Приходилось ли механикам что-то переделывать?
4) Насколько отличались в управлении разные экземпляры Ил-2? Были ли более легкие или более тяжелые в управлении машины?
5) Как распределялись самолеты между летчиками? Их можно было выбирать или, какой дадут на том летаешь?
6) Были ли машины, на которых никто не хотел летать?
7) Где наносились бортовые номера на Илах Вашего полка, на фюзеляже или хвостовом оперении? Какого цвета? Отличались ли по цвету бортовые номера у самолетов разных эскадрилий? Были ли другие знаки отличия у самолетов разных эскадрилий?
8) Опишите свои машины, на которых летали. Какие были б/н, какого цвета и размера, где расположены?
9) Вопрос о суеверии. Была ли в полку машина с 13-м номером? Как к этому номеру относились пилоты?
10) В мемуарах приходилось читать о том, что защищаясь от немецких истребителей, пилот Ил-2 ставил машину в глубокий вираж, отрываясь таким образом от противника. Что Вы можете сказать об эффективности этого приема?
11) Как осуществлялось взаимодействие со стрелком в бою? О чем переговаривались? Командовал ли стрелок, куда уклоняться от истребителей?
12) Об эффективности пушек Ил-2 против танков. Применяли их против любых танков или только против легкой бронетехники?
13) Были ли у Вас в полку пилоты, сбивавшие самолеты противника по-истребительному из курсовых пулеметов и пушек?
14) Как долго служил Ил-2, если его не сбивали?
15) Проводились ли замены двигателей до списания самолетов?
16) Куда девались списанные самолеты?
17) Опишите особенности пилотирования Ил-2: устойчив ли он был на курсе, или все время приходилось работать ручкой? Что главное было при взлете? При посадке? Не разворачивало ли Ил-2 на разбеге? Какой обзор вперед, назад, в стороны в воздухе?
18) Всеми ли приборами в кабине пользовались или без некоторых вполне можно было бы обойтись?
19) Над горами трудно ориентироваться, к тому же в Карпатах часто плохая погода. Вы ориентировались по ведущему или сами имели представление о маршруте, цели, ориентирах?
20) В 1944 году словацкие летчики, первоначально воевавшие на стороне Германии стали перелетать на советскую сторону. Сталкивались ли Вы с этими фактами?
21) Сталкивались ли Вы на фронте и после войны с немецкими трофейными самолетами, использовавшимися советскими войсками? Какими? Как их применяли? Как они были окрашены?
22) Через какое время после Победы Вы вернулись в СССР? На Ил-2 или своим ходом?
23) Пытались ли после войны остаться в авиации или хотели сменить род занятий?
Ответ:
1) Недолго, мы уже были подготовлены раньше.
2) У нас одноместных Ил-2 не было.
3) Переделывать после заводов не приходилось.
4) Были самолеты в управлении легкие и тяжелые.
5) Какой дадут.
6) Таких случаев не было.
7) Номера наносились на хвосте одного цвета. Летчику давался номер самолета. Комполка № 1 и т.д. последнему летчику 3-й аэ № 45
8) К сказанному добавить ничего не могу, подробностей не помню.
9) № 13 был счастливый.
10) Когда по тебе бьют, любой маневр полезен.
11) Стрелок летчиком не командовал, он докладывал, с какой стороны заходит истребитель.
12) Против всех танков.
13) Были.
14) 50 летных часов.
15) Да.
16) Списанные самолеты утилизировались.
17) Самолет был отличный, но летать сам без летчика не мог.
18) Лишних приборов в кабине не было.
19) Я был сам ведущим, вел ориентировку по карте и местности.
20) Два раза водил их группы на боевые задания (см. выше).
21) Не сталкивался.
22) В августе 1945 года на Ил-2.
23) Уволился в августе 1946 года в запас по состоянию здоровья.

=====

"Последовательность применения оружия.
М.Р. – Перво-наперво РСы, потом идут снаряды, потом идет обстрел из пулемета. За это время мы с высоты 1200 достигли высоты 500 метров. Начинаю выводить самолет из пикирования, и на выводе из планирования нажимаю бомбосбрасыватель. При этом бомбы обязательно должны попасть в цель. И никаких меток на капоте нет."

Никуда он таким образом не попадет бомбами ... И почему он палит только из пулемета? А пушки? Вообще, это прямо противоречит инструкции о бомбометании. И последовательность прямо противоположная тому что говорил Емельяненко. А ведь он был инструктором по стрельбе!
Какие снаряды имеются ввиду?

Ответ: Ребята! Вступать в спор с вами не буду. Только замечу, что снаряды бывают только пушечные, а пули пулеметные. На переднем стекле кабины Ил-2 был нарисован прицел (круги и перекрестия), им и пользовались при стрельбе и бомбометании. Порядок применения видов оружия определялся характером цели и удалением от неё, а не инструкцией. Эффективность ударов мы всегда подтверждали фото контролем.

======

Как Вы оцениваете кабину – обзор, оборудование? На Ваш взгляд, насколько верно мнение об отвратительном обзоре для пилота из кабины Ил-2?

Какова была живучесть при «вынужденной на брюхо»? Как опасно садиться для пилота, возможность ремонта?

Инженерное обслуживание Ваших аэродромов.

А как у Вас в полку вводили в бой молодое пополнение?

Как Вы теперь относитесь, к войне, к немцам?

Ответ:
Оцениваю так, что самолет был отличный, лучше его штурмовика не было. Обзор в пределах нормы.
На «брюхо» мне садиться, слава Богу, не приходилось. Наверно опасно.
Обслуживание было хорошее.
Молодое пополнение вводилось в строй в основном без происшествий.
Немцы бывают разные, так же как и русские