1) В книге о 1 ГвШАК (С.А.Донченко. Флагман штурмовой авиации. Киев. Политиздат Украины. 1988) – упоминается один единственный эпизод с участием Ме-262:
{IV.45; битва за Берлин в самом разгаре}
«Майор Нестеренко {ГСС, командир 140 ГвШАП} также доложил командиру корпуса, что над аэродромом на высоте двухсот метров пролетел реактивный самолет Ме-262. Наши зенитчики обстреляли его, но “мессершмитт” отвернул в сторону автострады.
Василий Георгиевич {Рязанов, двГСС, командир 1 ГвШАК} махнул рукой.
– Гитлер демонстрирует нам свое «чудо», о котором раструбил на весь мир, но оно его уже не спасет. Не сегодня завтраБерлин будет в наших руках.»
2) К.Г.Лаврентьев «Гвардейская зенитная». Москва. Воениздат. 1984.
Книга о 2-й гвардейской зенитной артиллерийской Барановической Краснознаменной, ордена Александра Невского дивизии.
«Боевой счет дивизии – 431 сбитый самолет противника, и среди них реактивный «Мессершмитт-262», появившийся на Одере»
Надо отметить, что первые 3 батареи дивизии еще 31.01.45 по льду форсировали Одер (совместно с передовым отрядом 5 УдА), а до конца войны – счёт дивизии пополнили еще ~100..110 побед, нигде по тексту сбитие 262-го так и не описывается, имеется лишь одно единственное упоминание о Ме-262:
«29 апреля соединения армии {в ходе Висло-Одерской и Берлинской операций дивизия была придана 5 УдА}, отражая неоднократные контратаки гитлеровских войск, разрушая баррикады и опорные пункты, медленно продвигались вперед, выйдя к южной части Пренцлауэберга. За день в небе подсчитано 92 вражеских самолета, которые чуть не задевая крыши домов, обстреливали и бомбили стрелков и танкистов. Среди них зенитчики засекли и 13 реактивных истребителей “Мессершмитт-262”
3) Е.Я.Савицкий. «Полвека с небом». Москва. Воениздат. 1988
«С одним из таких Ме-262 мне довелось встретится в воздухе и даже запечатлеть его на снимке с помощью фотокинопулемета. Произошло это во время свободной охоты, на которую мы вылетели парой с ведомым Самойловым. Шли мы на высоте 3000 метров, когда справа от меня в разрывах облачности показался вражеский самолет с незнакомым мне силуэтом и двумя двигателями на плоскостях. Для бомбардировщика слишком малы размеры, подумалось мне, а двухмоторных истребителей у немцев, кроме Ме-110, не было {ИМХО весьма характерная и интересная оговорка}. Да и моторы ли это? На вид что-то не очень похоже…
А загадочный самолет с блеснувшей в лучах солнца серебристой окраской успел вновь уйти в облачность.
– Видел? – спрашиваю я по радио Самойлова. – Что-то мне прежде не встречалась подобная птица!
– О чем ты «Дракон»? – удивился ведомый. – О какой птице?
Но в этот момент я вновь заметил вражескую машину и, не теряя времени на объяснения, ринулся в атаку. Однако точно нацеленная, с учетом поправки на скорость, трасса, вместо того, чтобы прошить самолет противника, осталась далеко позади него. Будто скорость у немца внезапно резко возросла и стала намного больше, чем я рассчитывал.
На земле, когда проявили пленку, выяснилось, что мое предположение не так уж далеко от истины: в перекрестии прицела виднелся на снимке реактивный истребитель Ме-262. Но скорость выпущенных из пушек снарядов, как известно, неизмеримо меньше скорости света. Поэтому цель, которую зафиксировал на пленке кинофотопулемет, оказалась недосягаемой для выпущенной по ней очереди: немецкий истребитель развивал скорость порядка 800-850 километров в час.
Однако и столь высокая по тем временам скорость не всегда спасала эти немецкие истребители от внезапных атак наших «яков». Так, например, 22 марта лейтенант Л.И.Сивко, бросившийся во время воздушного боя на выручку ведущему группы капитану В.И.Мельникову, поджег атаковавший его Ме-262, после чего тот врезался в землю. Позже уничтожили по реактивному истребителю капитан Кузнецов и капитан Марквеладзе {идет ссылка на книгу С.И.Руденко Крылья Победы}
3) в мемуарах А.Ворожейкина, кроме описания собственной атаки реактивного “арадо”, есть и общее описание победы Кузнецова (ст.л-т И.А.Кузнецов, комэск 107 ГвИАП 11ГвиАД 2 ГвШАК 2 ВА, в IV.45 получил ГСС за 219 б.вылетов / 59 в.боев / 10 л.побед). Итак, весна 45, он вел звено в районе Берлина и увидел ниже своей группы Ме-262. На полном газу, со снижением, используя для маскировки тонкий слой облаков, звено сумело внезапно для немца выйти на дистанцию 200..250 м. Ме-262 не успел сманеврировать и был сбит.