[to Pavel / to assur / to all] книга А.Карпова «В небе Украины» (ч.1)
Не слишком быстро, но процесс идёт – в копилке 1-я часть обещанной книги. Так что теперь надеюсь на обещанную помощь со стороны ув. assur и что книга попадет на «милитеру». 2-ю часть уже отсканил, но еще до конца не вычитал.
P.S. to Pavel – на прошедших выходных «выцепил» на базаре еще одну книгу А.Карпова (правда, на украинском языке – «Крилатi атакують») – с удивлением обнаружил довольно много «нестыковок» с его же книгой про Хиталишвили – и эпизод с госпиталем, и облет неисправного самолета после ремонта, и про птицу в радиаторе .
Да, там есть искомые эпизоды про птиц – увы, память меня немного подвела и «склеила» 2 эпизода в один – даю цитаты (перевод с украинского):
1) {2-я половина августа 1942, через несколько дней после первых б.вылетов 806 ШАП (18.VIII.42); 18 Ил-2 атаковали цель в калмыцких степях в р-не Утты}
“Возвращаемся на малой высоте. Вот показалась дельта Волги. Многочисленные синие рукава расходятся по сторонам, как пальцы огромной руки, и направляются дальше, к морю. Между ними узенькими полосками виднеются луга, пятна химерных островов.
Вдруг – удар снизу! Интуитивно резким рывком тяну ручку управления на себя. Чувствую запах гари. Что-то случилось с мотором? Нет, он работает нормально. Снижаю обороты, температура не падает. На лобовом стекле появляются неприятные струйки. Хоть бы не выбило пробку радиатора, потому что тогда мороки не оберешься.
Передаю по радио, что буду садиться первым. Захожу по прямой, без традиционного круга. Выпускаю шасси, щитки. «Форточку» на фонаре закрываю плотно-плотно, иначе вода ошпарит лицо. Обороты снижаю до минимальных и планирую. Из радиатора, как из самовара, валит пар. Срулив с посадочной полосы, выключаю двигатель. К самолету подъезжает автомашина, из нее выскакивает инженер эскадрильи старший техник Савичев, за ним спешат механики Фещенко и Александров. Вместе с инженером лезем под мотор, к масляному радиатору. Соты забиты спрессованной массой и перьями. Ясно: в радиатор попала птица. Вот почему перегрелась и закипела вода.
2) {сентябрь 1942, нижеследующий вылет описан сразу после эпизода с «огненным тараном» Ширяева}
«Выйдя из землянки, замечаем на стоянке, возле самолета Захара, группу людей.
– Смотрите, – показывает инженер Григин на кровавое пятно в нижней части фюзеляжа. Откуда она? Очевидно, летчик рубил фашистов винтом.
Все молчат, ожидая, что скажет сам Захар. Он глянул на фюзеляж, коснулся рукой винта и, вздёрнув плечами, сказал:
– Может в стаю уток врезался.
Но техники остались при своем мнении.
….
….
Ожидая машину, обсуждаем детали воздушного боя. Вдруг видим: к нам спешит человек. Долгая кавалерийская шинель путается под ногами.
– Корреспондент газеты “Крылья Родины”, – представляется военный, лет сорока, с тремя кубиками на петлицах и маленькой красной звездочкой на рукаве.
– Скажите, кто из вас будет Хиталишвили? – спрашивает политрук, остановив внимательный взгляд на Захаре. Тот сразу смутился, смуглое лицо залил румянец.
– Мне бы хотелось узнать про подробности вашего последнего вылета, я только что со стоянки, видел ваш самолет…– Корреспондент раскрыл планшетку и взялся за карандаш.
– Полет, как полет, – начал Захар. Он постепенно разговорился. Карандаш политрука, зарисовывая и записывая, бегал по листику бумаги, как бильярдный шар по гладкой поверхности стола. Каждое слово, оброненное Хитали, подхватывалось военным с поразительной скоростью. Он все писал и писал, а потом попросил:
– Давайте сфотографирую вас рядом со штурмовиком.
Через несколько дней на страницах армейской газеты появился фотоснимок: наш Хитали стоит возле самолета. Объектив фотоаппарата только чуть-чуть выхватил Ил-2, но мы узнали грозный штурмовик Захара, который как казалось вот-вот сорвется с места и пойдет на взлет.
Корреспондент не поскупился на высказывания и, конечно же, не удержался от соблазна, чтобы не поразить читателя рассказом техников. «Летчики-штурмовики, воспитанники Ширяева, – читали мы, – в неимоверно тяжелых условиях проявляли чудеса героизма. Пулями и снарядами, бомбами и эрэсами поражали они противника, а когда кончились боеприпасы, лётчим Хиталишвили винтом рубил головы фашистам…”
P.P.S. [to Pavel] есть пожелания на следующую книгу? ИМХО – 2-ю книгу Карпова лучше пока не оцифровывать, а все-таки поискать ее на русском языке.
Предлагаю другую – «Флагман штурмовой авиации» С.А.Донченко (литературная запись Л.Ф.Юдина) Киев. Политиздат Украины. 1988. – книга о 1 ГвШАК, автор закончил войну командиром 9 ГвШАД этого корпуса. Это не просто самый лучший ШАК – 94 ГССа, 7 двГССов (Андрианов, Бегельдинов, Луганский, Михайличенко, Одинцов, Рязанов, Столяров) и 1 полный кавалер ордена Славы (Драченко) – а пожалуй самый титулованный авиакорпус во всех ВВС СССР. Ну как, годится?