От Форжер Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.02.2004 20:19:39 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Новые нестыковки с контрактом века (МиГ-29К)

Подписанный в Дели в январе министром обороны России Сергеем Ивановым контракт на продажу Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и 16-ти палубных истребителей МиГ-29К – под угрозой. В понедельник в Москву приезжают разбираться индийцы.
По имеющейся информации, первоначально подписание документов по продаже авианосца «Адмирал Горшков» и палубных истребителей планировалось на ноябрь. Но индийцы, ссылаясь на непроработанность «некоторых технических вопросов», попросили перенести церемонию на январь.
Под техническими вопросами, как стало известно «Газете.Ru», индийцы понимают комплектацию МиГ-29К не штатными для этого контракта радарами Н-010 «Жук-МЭ», а современными Н-011 «Барс» – такие устанавливаются на Су-30МКИ, выпускаемых для ВВС Индии.
«Барс» более совершенный и быстродействующий – в нем использована фазированная антенная решетка с электронным сканированием луча; «Жук-МЭ» попроще, в нем используется щелевая антенная решетка с механическим сканированием луча.
Руководство Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» всячески уклонялось от индийских просьб насчет замены радаров. «Барс» заметно дороже «Жука», а российско-индийский контракт уже подписан, то есть цена на палубные МиГ-29К зафиксирована в комплектации с «Жуками». Ясно, что изменение комплектации РСК просто невыгодно.
Кроме прямого недополучения выгоды РСК пострадает и косвенно. Чтобы поставить МиГ-29К с другим, нештатным радаром, необходимо провести новые летные испытания. Это не только еще раз ударило бы по финансам самолетостроителей, но и
поставило бы под сомнение сроки исполнения контракта: корпорация «МиГ» может просто не успеть все сделать к концу 2008 года, как записано в российско-индийских документах.
Так что упрямство самолетостроителей очень даже объяснимо, но оно уже повлекло за собой неприятности: именно из-за нежелания ставить на МиГ-29К «Барсы» лишился своего поста гендиректор-генконструктор РСК «МиГ» Николай Федоров.
Стремясь ни в коем случае не упустить индийский контракт, Москва взяла на себя обязательства все возникающие вопросы решать в рабочем порядке. Но «МиГ» продолжает сопротивление. Так, 16 февраля в Москву прибывает делегация индийских генералов из министерства обороны, но разговаривать по существу с ними никто не будет: нынешний руководитель РСК «МиГ» Валерий Торянин уехал в служебную командировку в Алжир.
Впрочем, требование заказчика должно быть для продавца законом, тем более пока речь идет о замене одного российского радара на другой. В дальнейшем же неуступчивость Москвы может привести к отказу Индии от любых российских радаров – ведь индусы могут потребовать установки на МиГ-29К, например, западноевропейских радаров.
Не исключено, что дело исключительно в непомерных амбициях изготовителя «Жуков» московского ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (Москва), которое всегда устанавливало свои радары на самолеты семейства «МиГ» и которое сейчас панически боится потерять индийский рынок. («Барс» создан в НИИП имени Тихомирова (Жуковский). – «Газета.Ru»). Хотя положительный опыт в сотрудничестве с Индией у «Фазотрона-НИИР» имеется: там был создан радар «Копье» для модернизации истребителей МиГ-21бис, состоящих на вооружении индийских ВВС, вариант МиГ-21-93.
Сейчас дела у «Фазотрона» обстоят не лучшим образом. Корпорация стала смежником у КБ приборостроения (Тула), заключившего в 2000 году крупный контракт ($734 млн) на разработку для Объединенных арабских эмиратов зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1». В течение двух лет с момента его заключения необходимо было закончить НИОКР комплекса, а затем в течение трех лет (2003–2005гг.) осуществить поставки пятидесяти «Панцирей» тремя партиями (12, 24 и 14 экземпляров соответственно). «Фазотрон» обязался разработать систему сопряжения целей и ракет (ССЦР) для «Панциря», однако сделал это с опозданием на два года: лишь в прошлом году были завершены автономные испытания системы, которая затем была установлена на боевую машину, до сих пор проходящую испытания. Проще говоря, сроки исполнения важного контракта с ОАЭ сорваны; тенденция ли это – покажет исполнение «Фазотроном» индийского контракта.