От Hippo Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.02.2004 21:38:54 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Современность; Версия для печати

К 100-летию Чкалова


Я пока не выставляю давно обещанное интервью с авиамехаником 43 ИАП.
Мы пока работаем над ним.
Решил познакомить Вас со статьей, написанной этим человеком и опубликованной в газете «Город №» г. Саров Нижегородская обл.
Прошу прощения у администрации за объем вынесенный в постинг без предупреждения. Я на неделю уезжаю, думаю, что такой объем наболтал бы за это время.
А через недельку можно убрать.

К 100-летию со дня рождения В.П.Чкалова. Размышления о времени, героях, стране.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ
2 февраля 2004 г. исполняется 100 лет со дня рождения великого летчика XX века, нашего земляка-нижегородца Валерия Павловича Чкалова. Далеко не каждый горожанин знает, что не так уж далеко от Сарова, на родине Чкалова - в г. Чкаловске (бывшем селе Василеве), в 100 км к северу от Нижнего Новгорода, есть интереснейший музей-мемориал легендарного летчика. Недавно, разбирая домашний архив, я обнаружил несколько фотографий, сделанных более тридцати лет назад при посещении этого музея. Впечатлениями (по давней уже памяти) от того посещения и некоторыми возникшими размышлениями хочу поделиться с читателем.
Музей состоит из дома, в котором родился будущий великий летчик, и построенного рядом павильона–ангара.
Любопытен уже осмотр дома - просторной деревянной избы, стоящей на берегу Горьковского водохранилища. В шести комнатах - документы, утварь и вещи, принадлежавшие семье Чкалова и ему лично, вплоть до летного костюма, который был на нем в день его трагической гибели. Но наибольший интерес представляет, конечно, ангар, в котором размещена обширная экспозиция уникальных образцов авиационной и другой техники.
Центральное место в ней занимает краснокрылый гигант-самолет АНТ-25 - тот самый, на котором Чкалов и его экипаж совершили два знаменитых сверхдальних беспосадочных перелета, вошедших в историю мировой авиации. Первым из них был полет по маршруту Москва - Камчатка - остров Удд (1936г.), вторым - трансполярный рейс Москва - Северный полюс - США (1937г.). Обходя узкий длинный фюзеляж и передвигаясь под крыльями, с их впечатляющим, даже по нынешним меркам, размахом (34 м), испытываешь не только уважение к мужеству летчиков, преодолевших на одномоторном самолете, над снегами и льдами Арктики, гигантские, немыслимые по тем временам более чем десятитысячекилометровые расстояния, но и восхищение талантом и мастерством создателей самолета - ученых, инженеров, конструкторов знаменитого аэрогидродинамического института - ЦАГИ. Отечественная авиация начинала расправлять крылья!
Заметку сопровождаю двумя фотоснимками. На первом, имеющемся в музее, легендарный экипаж - В.Чкалов, А.Беляков, Г.Байдуков - с генеральным конструктором - А.Туполевым. Это - снимок эпохи: мы видим счастливых, уверенных в себе, гордых за свою страну людей, убежденных: то, что сделано - лишь начало! Не менее великие свершения - впереди...


Чкалов был кумиром мальчишек 30-х годов, почти поголовно бредивших авиацией - как позже мальчишки 60-х бредили Гагариным и полетами в космос. Не только на примере отцов, самоотверженным трудом которых создавались Магнитка и Днепрогэс, но также на подвигах Чкалова, Громова, первых героев-летчиков - спасителей челюскинцев, покорителей Северного полюса – папанинцев воспитывалось поколение патриотов, которому через несколько лет пришлось шагнуть в Отечественную войну…
Тогда же зародилась традиция триумфальных встреч победителей. Героев везли через всю Москву, в открытых машинах по широким улицам, запруженным ликующей толпой, под арками перекинутых через улицы приветственных плакатов, сквозь белую метель листовок... Забыть этот энтузиазм, этот душевный порыв, объединявший людей - невозможно!.. "Марш авиаторов" стал чуть ли не вторым гимном страны. Рамки газетной статьи не позволяют, естественно, процитировать чеканный текст марша, ограничусь первыми строфами (наверное, их помнит старшее поколение):
Мы рождены, чтоб сказку
Сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки - крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ...
Несколько лет назад, в командировке в Штаты, довелось побывать на ночной дискотеке (было это в городе-миллионнике Денвере, столице штата Колорадо - гостеприимные хозяева решили показать нам одну из страничек жизни Америки).
Что мы увидели? Громадный зал с множеством холлов, прихожих, баров. По стенам - многоцветье транспарантов, эмблем - символов городов и штатов (конечно, прежде всего - Колорадо), флагов страны и отдельных штатов Америки. Оркестр (банджо, гитары, ударные) исполняет национальную музыку - кантри. Парни - в ковбойском одеянии (высокие сапоги со шпорами, широкополые шляпы, костюмы из грубой джинсы), девчонки - в живописных цветных нарядах... Баночного пива - море, пьяных - ни одного.
Подумалось, с известной горечью и завистью: вот где он сегодня, неподдельный патриотизм 90-х... Гордость за Америку, убежденность, что она всегда и везде права, у них в крови, воспитывается с детства. Эти ребята за нее горло готовы перегрызть любому - каждому, кто ее идеалы не приемлет... Каково же мне было, вернувшись в Москву, читать расклеенные во множестве в вагонах и переходах метро объявления: "предлагаем двадцать законных способов (гарантия!) освободиться от службы в армии" (№№ телефонов, адреса фирм)... Подумалось: у нашей молодежи в давние годы было несравненно больше оснований, чем у этих стилизованных ковбоев, гордиться своей советской страной - не только ее тысячелетней историей могуществом сверхдержавы, но также - справедливостью ее устройства, ее интернационализмом и чистотой идеалов. Тогда, естественно, в страшном сне не могло привидеться появление подобных постыдных объявлений. Мы не только не стремились уклониться от военной службы; но - трудно, может быть, поверить молодым - с гордостью надевали, когда приходило время, погоны, и ощущение их на плечах, как символа особой причастности к судьбе страны, оставалось потом и после возвращения "на гражданку" - на всю оставшуюся жизнь. Впрочем, было ради чего служить, что защищать, за что воевать...
Вернусь к музею. Рядом с центральным экспонатом - АНТ-25 - в ангаре стоит один из первых послевоенных реактивных самолетов - истребитель МИГ-15, как образец той великолепной отечественной техники, на которой уже не довелось летать Чкалову, но создание которой он готовил по существу, всей своей короткой, но яркой жизнью. Поодаль - подаренные Чкалову правительством самолет "ПО-2" и автомобиль "Паккард", а также подарок волжских речников - моторный катер.
Особый интерес в этой уникальной экспозиции представляет находящийся в ангаре один из лучших довоенных советских истребителей - короткий, "тупорылый" (с движком воздушного охлаждения) "И-16", прославивший себя, в небе Испании, в финской кампании и в битве с японцами под Халхин-Голом. В создание этого самолета Чкалов внес большой вклад как летчик-испытатель. При испытании одной из последующих модификаций самолета (И-180) 15 декабря 1938 г. Чкалов погиб (в морозный день заглох остывший мотор: на опытной конструкции отсутствовали жалюзи воздухопритока. Чкалов не бросил самолет и, уведя его от жилого массива, над которым летел разбился при посадке).
С самолетами "И-16" и "ПО-2" автора связывают сугубо личные воспоминания. Ускоренный курс учебы (обслуживания и эксплуатации) на этих машинах я прошел в 1942 г. в военной школе авиамехаников, в г. Сталинабаде (сейчас - столице суверенного Таджикистана, г. Душанбе) - параллельно с подготовкой к более вероятной предстоящей (и состоявшейся вскоре) работе на современных самолетах - "ЯК" во фронтовом авиаполку (промышленность уже начала к этому времени массово поставлять "ЯКи" в части действующей армии).
Понятно особое чувство, с которым я сфотографировался (вместе с женой) возле легендарного "И-16", стоящего на бетонном полу ангара под исполинским крылом АНТ-25 (первоначальная аббревиатура АНТ была позднее заменена транскрипцией NO-25). Снимок тоже предлагаю вниманию читателя.



Возвращаюсь к началу заметки. Хотя, повторюсь, мало, кто у нас знает о существовании на Нижегородчине музея Чкалова (и, по-видимому, лишь единицы были в нем), наверное, почти каждый саровчанин был у памятника Чкалову в Нижнем Новгороде, на откосе, у стрелки при слиянии великих русских рек - Волги и Оки. Я впервые побывал у памятника в начале 50-х (вскоре после прибытия в Саров по окончании ленинградского института) и успел еще увидеть на постаменте, под латунной надписью "В.П.Чкалову, великому летчику", строку - "сталинскому соколу", срубленную после XX партсъезда зубилом (темный след сбитых букв был потом отчетливо виден еще несколько лет). Такова, увы, была и остается наша Россия, и это - тоже правда...

Г.Антропов