От Hippo Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.01.2004 02:06:48 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Награждали за то, что не сбил. Полтава - Приштина 1944 год.


Продолжаю собирать данные о наших потерях и вот сюжет
( если было, я жестоко извиняюсь):

"…В ходе боев за Югославию часть 37-й армии выдвигалась на север… сплошными колоннами по дороге через город Ниш на Белград. Наш аэродром находился севернее этого города… Там размещался КП 866ИАП.
Утром 7 ноября 1944 года одна из колонн 37-й армии двигалась по шоссе. Головные машины ее проходили уже траверз полкового КП, когда дежурный офицер доложил начальнику штаба 866ИАП Сигорскому о том, что курсом на аэродром, с запада, на высоте 1500 — 2000 метров летят две большие группы немецких самолетов.
Я в это время находился на КП в расположении 2-й болгарской армии и вот слышу, командарму докладывают, что американские бомбардировщики атакуют колонну наших войск в районе города Ниш. Судец распорядился: «Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе». Но как? …Взлетела восьмерка истребителей, возглавляемая ГСС капитаном А. И. Колдуновым… Передаю указание командующего сделать все возможное, чтобы привлечь внимание американцев, дать как-то понять, что мы — союзники. Сделать это трудно: нам неизвестна радиоволна их обмена.
А тем временем две группы — по 25 — 30 самолетов каждая — уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась еще на две равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая ее пулеметно-пушечным огнем с малых высот, а другая атаковала взлетающие истребители. В результате было сбито четыре американских истребителя типа «лайтинг» (один уничтожили зенитчики). Наши потери — два экипажа. Погибли лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Самолет лейтенанта Жестовского оказался подбит, и летчик выпрыгнул с парашютом.
При штурмовке американцами был убит командир корпуса генерал Г.П. Котов.
С каждой минутой обстановка накалялась до предела. Капитан Колдунов решил еще раз рискнуть и устремился к ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а «лайтинги» открыли по нему огонь. Он упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолет смешался с машинами союзников, еще секунда — и капитан Колдунов, оттеснив ведомого от командира американской группы, притерся к нему вплотную. «Лайтинги» уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить своего командира.
Все это произошло в считанные секунды. «Лайтинги» прекратили огонь.
Воздушный бой с союзниками, по оценке наших летчиков, был для них самым памятным и самым каверзным. Капитан Панин: «Они гоняются за нами, а мы увертываемся, и непонятно, почему на их пулеметные очереди мы должны были отвечать реверансами...». Когда наши самолеты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки «лайтингов»:
— Колдун! Ты английский знаешь?
— Нет.
— А как же разговаривал?
— Очень просто — на летном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединив ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу — намекнул, что мы союзники. Вот и все...
— Подожди. Уточним, приблизительно так: «Босс, ты дурак — соображать надо!»

Оценим по достоинству подвиг Колдунова. Представим себе такую ситуацию: нашим летчикам не удалось разъяснить сложившуюся обстановку, и американцы продолжали бы штурмовать корпус генерала Котова. Пришлось бы поднять в воздух полк, а то два-три, и тогда доброй половины «лайтингов» наши союзники не досчитались бы...
После расследования происшествия представитель американской стороны принес командованию фронта извинения, выразил соболезнование по поводу погибших. Он пояснил, что ведущий «лайтингов» спутал в полете ориентиры и принял колонну нашего корпуса за немецкую.
Колдунова, проявившего находчивость в сложной обстановке, командование наградило орденом Красного Знамени.
А кто из наших пилотов сбил те «лайтинги», мне так и не удалось установить. Летчики как воды в рот набрали...
Понятно, была комиссия по расследованию, мы с Колошиным тщательно осмотрели место падения одного из «лайтингов». Выставили часовых. Обломки американского самолета лежали разбросанными от сильного удара на большом расстоянии. Я поднял тот предмет, который искал, — катушку с намотанной картой. Она была отпечатана на шелке и хорошо читалась. Красная черта, нанесенная на карту, обозначала маршрут полета. Он начинался от города Бари и заканчивался в нашей Полтаве, где американские самолеты получали обслуживание для обратного полета. Мы обратили внимание на то, что два югославских города, Приштина и Ниш, были отмечены на карте особо. Обычно так делается летчиками, отмечающими цель. Приштина была занята гитлеровцами, освобожденный город Ниш лежал строго по линии маршрута на северо-востоке, в 84 километрах от Приштины. Колошин в прошлом был штурманом. Глядя на меня, он только с удивлением развел руками...
из книги: Смирнов БА Небо моей молодости. В сокращении