От Бомбер Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.01.2004 10:22:16 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Триммер руля направления на поздних Як-7Б, Як-9???

Приветствую всех!
В очередной раз озадачился поиском отличий позднего 7Б от "девятки", по чертежам и фотографиям вот чего усмотрел:
1. На "семерках" триммер руля направления выполнен в виде управляемой плоскости, по обводам не выходящей за контур руля направления. Имеется тяга управления триммером, прикрытая обтекателем и, соответственно, в кабине должен быть штурвал управления триммером руля направления (фото кабины "семерки" не видел..).
2. На "девятках" триммер руля направления (как и на элеронах) выполнен в виде неуправляемой плоской пластины, выступающей за контур руля направления. В кабине только штурвал управления триммером руля высоты, а триммеры руля направления и элеронов регулируются только подгибанием (или подстукиванием молотком, черт их знает..). Причем триммер в виде пластины характерен уже для самых ранних "девяток"-и это подтверждается фотографиями.
Вот тут уже напрашивается вопрос - а каков триммер руля направления на поздних 7Б с пониженным гаргротом? Если верить чертежам, то именно управляемая плоскость, а не простенькая пластина (как на "девятках")! Вот только фото поздних, заводских 7Б с пониженным гаргротом у меня всего два, и киля с рулем направления там не видно...
Опять же, сомнений прибавляет вокэраунд музейного Як-9 в книжке Лейпника. Автор представляет эту "девятку" именно как раннюю, но триммер руля направления там как на "семерках"...
В общем, очередной раз возникла путаница у меня с этими "семерками"-"девятками". И у Степанца ничего на этот счет вычитать не удалось.
Может у кого есть какие соображения на этот счет?

С уважением, Борис