От Юрий Ответить на сообщение
К С.Исаев
Дата 20.04.2001 23:16:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ту-144

> Но самое интересное в другом - "Крылья Родины" №3 1990 с. 15 - очень туманно обронили: "... для Ту-144 использовалось более ТЕРМОСТАБИЛЬНОЕ (!?!) горючее".
> С уважанием к авиаторам-острословам
> С.Исаев

Ограниченные возможности размещения топлива в сверхзвуковых самолетах заставили искать новые рецептуры авиакеросина имеющие повышенную плотность при достаточно высокой теплоте сгорания. Это нужно для обспечения высокой мощности двигателей а следовательно и дальности и скорости полета. Кроме того в условиях сверхзвукового полета топливо может нагреваться до значительных величин. Так при скорости полета 2М температура топлива может достигать 130С а перед форсункой 210-230С. При скорости 3М температура может повыситься до 330С. При таких температурах обычные топлива (ТС-1 РТ) нестабильны и склонны к интенсивному осадкообразованию и повышению коррозионной активности. Чем это грозит самолету и безопасности полета объяснять не надо. Более того нагрев топлива в баках и топливной системе приводит к увеличению его потерь и даже "закипанию".

Поэтому для сверхзвуковых самолетов (продолжительный несколько часов полет на сверхзвуковой скорости) потребовалась разработка новых термостабильных топлив.

Для Ту-144 были разработаны такие топлива как Т-6 и Т-8. В частности к Т-8 предъявлялись следующие требования. Ограничения по давлению насыщенных паров при 150С не должны превышать 300 мм рт.ст. температура начала кипения не должна быть ниже 165С.

У топлива Т-6 плотность была 840 кг/м3 температура начала кипения превышала 195С (чем выше оба показателя тем лучше) термическая стабильность - 6 мг/100 мл в течение 5 часов (чем ниже количество мг тем лучше).

Я не буду объяснять глубже смысл этих показателей. Просто покажу для сравнения аналогичные данные для самого массового нашего топлива ТС-1: плотность 775 кг/м3 температура начала кипения 150С термостабильность 10 мг/100 мл в течение 4 часов.

Другими словами используемые ныне топлива не позволяют современным самолетам совершать ДЛИТЕЛЬНЫЕ полеты на сверхзвуковых скоростях. Для кратковременных полетах более 1М сейчас используется топливо РТ. Его показатели аналогчины ТС-1 но несколько лучше по термостабильности.

В СССР топлива Т-6 и Т-8 могли выпускать только два НПЗ сейчас остался один но нет спроса: основной потребитель Ту-144 - это несколько экспонатов в Жуковском а у МО нет средств.