От Экзот Ответить на сообщение
К Antipode Ответить по почте
Дата 11.12.2003 17:18:32 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; Версия для печати

Сначала - принадлежность вертолётных движков.(+)

>Тока не деритесь ни с кем, ладно?

Да я вообще то человек мирный и даже инертный...

Это турбина, которая является отдельным ротором и вращает только "потребителя" мощности, под которого и делается двигатель - в контексте разговора это воздуный винт самолёта и несущий винт вертолёта.
В обычном ГТД (для простоты возьмём 1вальный ТВД) турбина через один вал вращает и редуктор винта (для чего, собственно, и городится весь двигатель) и компрессор газогенератора (для того чтобы было из чего "делать" поток газа, вращающего эту турбину).
В ГТД со свободной турбиной (в вертолётной практике это называется Турбовальный двигатель - ТВлД) отдельная от "компрессорной" турбины турбина (пардон за тавтологию) работает только на редуктор - вот она и есть "свободная".
С ростом мощностей ТВД разные ступени турбины оказывались в разных условиях, поэтому было логичным перенять опыт двух- и трёх- вальных ТРД и разделить ротора на "ротор газогегератора" ("термин" - мой :) ) и "свободную турбину".
По непроверенным слухам это позволило получить "бесплатное" улучшение конструкции - на СААБах, вроде, можно стопорить свободную турбину и использовать запущенный (но не вращающий винт двигатель) как ВСУ.
К тому же, как мне представляется, такой двигатель требует менее мощного стартёра и вообще запускается легче.

С наилучшими. Сергей