От karlenko Ответить на сообщение
К Fishbed Ответить по почте
Дата 17.11.2003 23:23:03 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

куда круче!

>А вот когда эмбарго сняли, после 22.06.41 г., и по ленд-лизу начали получать в т.ч. и высококтановый бензин, все проблемы решились: и разбили врага "малой кровью на чужой территории". Единственная нестыковочка вышла - мало бензина подлые империалисты давали, поэтому и до Сталинграда пришлось отступать и свою нефть грозненскую чуть было противнику не отдали.


Ну, не будем ерничать, мил человек.
Роль Ленд-Лиза была немалой - поставки техники начались тогда, когда большинство военных заводов эвакуировались на Восток. Чтоб перевезти и наладить производство - время надоть. Если б не англицкая и амеровская техника - хреновато пришлось бы. Или я опять не прав? А вот причина отступления аж "до Сталинграда", прошу взглянуть и сравнить цифирьки наличия и соотношения техники на 22 июня 1941г и год спустя. Смогли ли мы сохранить четырех-пятикратный перевес? Дудки! А причина? Куда делись те тысячи танков и самолетов?

Если б все так просто, мил челавек, - мы б с вами в академиках ходили :-)
Никто ж и не говорит, что это была ЕДИНСТВЕННАЯ причина. Но, как один из многих составляющих факторов (далеко не последний) почти никогда серьезно не рассматривался ранее. Диапазон причин приводился от "немцы - гады вероломные" до "Сталин - дурак, обескровил армию"...
А до настоящего глубокого анализа с изложением всех факторов (включая и такие обидные, как головотяпство и нерасторопность) похоже еще время не пришло...

Ну да ладно, привожу "первоисточник" - из книги Н.А.Зенькович "Маршалы и генсеки", Смоленск, 1997 (цитирую по: А.Помогайбо "Псевдоисторик Суворов и загадки второй мировой войны", М., 2002г):
"До войны механикам-водителям отводилось всего пять часов практического вождения, в то время как в вермахте - не менее пятидесяти часов. Что это - вредительство, тупоумие или вынужденная мера?
Норма - пять моточасов - была введена наркомом Тимошенко не от хорошей жизни. И не от глупости. Страна испытывала острейший дефицит горючего. Павлов, занимавший в 1939 году пост начальника автобронетанкового управления наркомата обороны, скрепя сердце завизировал подготовленный Тимошенко приказ о жесточайшей экономии топлива. Пять моточасов - это же курам на смех. Но выхода не было: после начала войны СССР с Финляндией США ввели торговое эмбарго на поставку в Советский Союз стратегических материалов. Запрет коснулся прежде всего ввоза высокооктанового авиационного бензина и горючего для танков, а также и другой авиатехники. Американское эмбарго сохранялось до нападения Германии на СССР.
Вот почему на первых порах советские летчики и танкисты уступали немецким. Многому ли научишься соответственно за девять и пять часов? Вот в чем причина того, что в первые дни войны наши боевые машины быстрее выходили из строя - из-за неправильной эксплуатации, а исправные танки и самолеты приходилось бросать на дорогах и аэродромах - не было горючего. Павлов сказал истинную правду о самолетах, которые не могли подняться в первую ночь войны. Дело даже не в том, что летчики не имели навыков ночных полетов. На новейших илах и яках и днем никто не успел полетать!"
Однако горючего было слишком мало не только для боевой подготовки личного состава, но и для начавшихся с 22 июня 1941г боевых действий.
Командующий Западным фронтом Павлов на допросе рассказывал о событиях 23 июня 1941г:
"Штабом фронта на 23 июня была получена телеграмма Болдина, адресованная одновременно и в 10-ю армию, о том, 6-й мехкорпус имеет только одну четверть заправки горючим. Учитывая необходимость в горючем, ОСГ (отдел снабжения горючим) еще в первый день боя отправил в Барановичи для 3-го мехкорпуса все наличное горючее в округе, т.е. 300 тонн. Остальное горючее для округа по плану генштаба находилось в Майкопе. Дальше Баранович горючее продвинуться не смогло из-за беспрерывной порчи авиацией противника железнодорожного полотна и станций"...

Далее А.Помогайбо итожит:
"Запас горючего в Западном особом военном округе составлял всего 300 тонн. Был еще запас - но он в Майкопе, рядом с Черным морем. 300 тонн - это одна заправка для 400-600 танков. Таким образом, танки Западного фронта фактически не имели горючего. Не только из-за американского эмбарго, но и американское эмбарго сыграло свою роль"...

И стоит немного отвлечься от обсуждаемой темы - мы вот тут с вами героизм летного состава в основном обсуждаем. А про тыл и не вспоминаем. А вот мне приходилось столкнуться с воспоминаниями одного нач. авиабазы (в 1941-42гг), - дико, просто дико. В наши дни бардака предостаточно. А стоит только представить, каково тогда было.