Люди и авиация; Авиатехника; Моделизм; Объявления;
Re: Экраноплан
>Подготовил более развернутый ответ и поэтому решил ответит в отделной ветке.
Сергей, я внимательно прочитал Ваши соображения.
Постараюсь объяснить свои.
Берем крыло с выпуклым симметричным профилем и обдуваем его воздухом при угле атаки – 0. В этом случае Су = 0.
Постепенно приближаем крыло к плоской поверхности.
Начиная с некоторой высоты разрежение под крылом начнет уменьшаться поскольку воздушный поток межу крылом и поверхностью начнет испытывать некоторое сопротивление. При дальнейшем приближении крыла к поверхности разрежение под ним перерастает в давление. Таким образом, при приближении к поверхности крыла с симметричным профилем возникает подъемная сила. Указанная сила растет нелинейно. Высота измеряется от самой близкой к поверхности точки на крыле (а не от САХ).
Назовем данный эффект – эффектом «прилипания». Суть эффекта в том, что крыло не может оторваться от поверхности более чем на некоторую высоту в не зависимости от скорости обдувающего потока.
Снабдив нижнюю часть крыла продольными (параллельными хорде) каналами мы уменьшаем подъемную силу, но получаем возможность ее регулировать перекрывая эти каналы.
Поперечная устойчивость при таком рассмотрении вопроса осуществляется следующим образом: Если мы наклоним крыло, то подъемная сила на участке более удаленном от поверхности уменьшиться – крыло вернется в исходное состояние. Учитывая, что подъемная сила в зависимости от высоты изменяется очень резко можно предположить стабилизацию при небольших кренах.
Продольная устойчивость крыла обеспечивается стабилизацией угла атаки. На экраноплане в связи с этим использована специальная форма нижней поверхности. (При этом профиль не S-образный.) Один из элементов профиля – острый нос, способствующий быстрому срыву потока при увеличении угла атаки. Следующий элемент- плоский, а не выгнутый как на крыле участок днища. Еще имеются стабилизаторы (на фотографиях они не показаны). Продольная устойчивость машины будет изучаться экспериментально, поскольку рассчитать, что и как будет происходить сейчас сложно.
Я изначально не ставил перед собой цель построить аппарат типа Волги или Амфистара, поскольку данные экранопланы не имеют коммерческих перспектив. (Как и иные экранопланы похожие на самолеты). Поэтому не могу в своих расчетах использовать готовые наработки в области, как авиастроения, так и классического эеранопланостроения. В связи с этим есть соображения, которые можно проверить только экспериментально.
Поскольку для экраноплана важно не только летать, но и плавать то использование плоского днища не желательно. Лодка с таким днищем легко выходит на глиссирование, но обладает при этом низкой мореходностью. В связи с последним, эксплуатация судна уже при небольшом волнении оказывается опасной – судно испытывает большие ударные нагрузки.
Экраноплан должен проектироваться на три продолжительных режима эксплуатации – глиссирование, частичный полет (водяной руль находится в воде), полет на экране. Применение днища Фокса дает возможность реализовать все три режима. При этом боковые лыжи выполняют роль концевых воздушных шайб. Технологической особенностью саней Фокса является высокая прочность конструкции, что важно для уменьшения веса экраноплана. Есть и другие достоинства – высокая устойчивость и остойчивость на воде.
ТТД экраноплана.
Крейсерская скорость – 130 км/ч.
Удельная нагрузка на днище 40 – 70 кг/ кв.м.
Мощность двигателей 2 х 65 л.с.
Статическая тяга 2 х 160 кг.
Вес пустого 650 кг.
Максимальный взлетный вес – 1400 кг.
Вместимость – 8 чел.