Один и без оружия В. КОТЕЛЬНИКОВ (с)МирАвиации 1993 №1 стр26
Один и без оружия
Владимир КОТЕЛЬНИКОВ Москва
Бывший летчик 118-го орап И.А.Пла-тонов рассказывал, что когда он доло-жил прибывшему на аэродром наркому ВМФ Н.Г.Кузнецову о том, что единст-венным оружием на борту его самолета является автомат ППШ, адмирал сначала решил, что над ним насмехаются... Тем не менее, "Спитфайр" PR IV, на котором летал Платонов, действительно защища-ли от истребителей и зениток противни-ка только скорость и высота полета. А автомат лежал за бронеспинкой пилот-ского сиденья на случай вынужденной посадки за линией фронта.
В начале 1-й мировой войны значи-тельная часть авиации сражающихся сто-рон состояла из невооруженных самоле-тов-разведчиков. Реалии воздушной войны быстро заставили их ощетиниться пулеметами. Но история сделала виток, и к концу 30-х годов идея применения для разведки машины, не несущей воо-ружения (поэтому более легкой, скоро-стной и маневренной), возродилась вновь. Пожалуй, первым на новом уров-не ее реализовал А.С.Яковлев, выпустив весной 1939 г. быстроходный двухмотор-ный моноплан смешанной конструкции. Однако, военные недоверчиво отнес-лись к необычной концепции и заставили установить на серийный вариант, ББ-22, оборонительный пулемет на турели. По-добное же вооружение имела и чисто разведывательная модификация этой машины - Р-12. Аналогичным образом перестраховалась и японская фирма "Мицубиси", поставившая на своем ско-ростном двухмоторном разведчике Ки.46, поступившем на испытания в ок-тябре, довольно неэффективную оборо-нительную точку в задней кабине. В но-ябре 1939 г. в КБ компании "Де Хэвил-ленд" был закончен проект DH.98 (буду-щего "Москито") - многоцелевой маши-ны, разрабатывавшейся одновременно как бомбардировщик, разведчик и тяже-лый истребитель. Два первых варианта пушечно-пулеметного вооружения не имели вообще.
А за несколько месяцев до этого, в августе, когда 2-я мировая война еще не началась, английский военный летчик М.Лонгботтом выдвинул идею, каравшу-юся совершенно еретической. Он пред-ложил передать выполнение задач стра-тегической фоторазведки невооружен-ному самолету, созданному на базе од-номестного истребителя. Подобные функции во всех странах обычно осуще-ствляли переоборудованные бомбарди-ровщики. Немцы, например, сделали ставку на оснащенные гермокабинами высотные варианты бомбардировщика Юнкере Ju 86 (первые Ju 86Р-1 получила в конце 1940 г. известная "группа Реве-ля", фотографировавшая западные рай-оны СССР).
Однако, в первые же месяцы 2-й ми-ровой выяснилось, что ни один тип раз-ведчиков, имевшихся на вооружении ко-ролевских ВВС, не способен глубоко проникнуть в хорошо прикрытое систе-мой ПВО небо Германии, и идея Лонг-боттома получила право на реализацию. Выбор пал на лучший английский истре-битель того времени - Супермарин "Спитфайр".
Первые два самолета переоборудо-вали для специально созданного разве-дывательного подразделения, "Хестон-ского звена", существование которого держалось в глубокой тайне. На первой стадии "Спитфайры" облегчили, сняв во-оружение, боеприпасы и радиостанцию, герметизировали и зашпаклевали стыки обшивки, отполировали ее. Все это дало прирост скорости в 16-24 км/час на раз-ных высотах.
Первый боевой вылет, совершенный инициатором этой затеи, лейтенантом Лонгботтомом, получился по принципу "первый блин комом". Летчик потерял ориентировку и снял не немецкие, а бельгийские укрепления у границы... Но вскоре пилоты набрались опыта и дока-зали жизнеспособность концепции Лонгботгома. Спустя считанные месяцы в распоряжении королевских ВВС ока-залась целая гамма быстроходных фото-разведчиков с разной дальностью поле-та и различным фотооборудованием, предназначенных для съемок с больших и малых высот. За первыми двумя само-летами, названными типом А, появились B,C,D,E,F... Новинку подхватили и за океаном: в декабре 1941 г. на вооруже-ние ВВС армии США поступили F-4-1-LO, первые фоторазведчики на базе истре-бителя Локхид Р-38 "Лайтнинг". Впос-ледствии там сконструировали и вторую подобную машину, F-15A, в основе кото-рой находился ночной перехватчик Нор-троп Р-61. В 1941 г., после введения но-вой системы, "СпитфайрьГ-разведчики переоборудовали более мощными мото-рами "Мерлин" 45 (внедренными на ист-ребителях "Спитфайр" V) и старые бук-венные обозначения модификаций за-менили цифровыми с добавлением ин-декса PR. Например, тип С стал "Спит-файром" PR III, а тип D - PR IV.
Последний, появившись в октябре 1940 г., отличался от всех остальных но-вой конструкцией крыла: вся его пере-дняя кромка представляла собой интег-ральный бензобак, использование ко-торого наряду со стандартными баками истребителя и дополнительными - фюзе-ляжными позволило значительно увели-чить запас горючего. Он достигал 1037л, что примерно в 2,5 раза больше, чем у "Спитфайра" I, на базе которого изгото-вили тип D. Этот запас горючего позво-лял разведчику достигать с территории Великобритании такие дальние цели, как Штеттин в Германии, Марсель и Тулон во Франции, Тронхейм в Норвегии. В левом крыле поставили и дополнитель-ный маслобак на 63,7 л. За пилотской кабиной стояли два плановых фотоаппа-рата типа F.24 или F.8. Внешне, также как большинство "Спитфайров"-развед-чиков, PR IV выделялся: округлым ветро-вым козырьком без бронестекла; капле-видными выступами по бокам фонаря, улучшившими обзор вниз; отсутствием мачты радиоантенны (на самолете не бы-ло ни приемника, ни передатчика) и от-верстий для выхода пулеметных стволов (крыло типа D изготовлялось на заводе "Супермарин" на заказ и с самого начала не несло вооружения).
Машины именно этого типа впервые попали в советское Заполярье в сентяб-ре 1942 г. Три PR IV из 1-й фоторазведы-вательной части (наследницы того само-. го "Хестонского звена") включили в со-став сводной группы груп-кэптена Хоп-пса, направленной под Мурманск для осуществления операции "Оратор" -проводки конвоя PQ-18. 1 сентября они вылетели из Сумбурга на Шетландских островах и через 4,5 часа благополучно селив Африканде-для PR Этакая даль-ность (около 1300 миль) не являлась пределом. Отметьте, что направившие-ся через три дня по этому же маршруту двухмоторные торпедоносцы "Хэмп-ден" по дороге потеряли почти треть своего состава.
Из Африканды английские летчики перебрались на аэродром Ваенга под Мурманском, откуда начали регулярные полеты, контролируя немецкие морские базы в Нарвике и Альтен-фьорде. В Ва-енге английские трехцветные круги на крыле и фюзеляже сразу заменили крас-ными звездами. Предосторожность бы-ла не лишней, поскольку один из "Хэмп-денов" два "Яка" по ошибке сбили в ус-тье р.Колы. Всего за время операции "Оратор" англичане совершили на "Спитфайрах" 20 боевых вылетов. Один самолет на разведке был сильно по-врежден, и 16 сентября его заменили однотипным, перегнанным из Сумбурга. Еще один 27 сентября немцы сбили над Альтен-фьордом (пилот погиб).
Три оставшиеся машины (в том числе одну поврежденную) англичане сдали ВВС Северного флота. Их получила од-на из эскадрилий 118-го орап, укомплек-тованная истребителями. Ее "Харрикей ны", "Томагауки", "Киттихауки", "Аэро-кобры" и отечественные Як-1 и ЛаГГ-3 были дооборудованы фотоаппаратами, но другим существенным переделкам не подвергались и обеспечивали, в ос-новном, решение тактических задач. Получение PR IV с его огромной дально-стью полета и возможностью проникно-вения в хорошо охраняемые районы по-зволило советскому командованию на-дежно обеспечить себя информацией о намерениях немецких флота и ВВС в северной части Финляндии и Норвегии. Наши летчики быстро освоили не-знакомую машину. Надо сказать, что по-леты на "Спитфайрах" совершали в ос-новном опытные пилоты, в большинстве своем довоенной выучки, многие из них до фронта успели поработать инструкто-рами в летных школах. PR IV получил очень высокую оценку у наших летчи-ков: быстроходный, маневренный, с от-личными высотными характеристиками. Самолет оказался надежен, живуч, сто-ек к боевым повреждениям. Правда, не сразу приспособились к особенностям фотосъемки со "Спитфайра": пилот не видел, куда нацелена аппаратура. Одна-ко, и здесь вскоре выработались не-сложные приемы ориентации. Больше досаждала нехватка запчастей - ведь это были первые "Спитфайры" на нашей земле; организованные поставки истре-бителей этого типа в СССР начались только весной 1943 г. А пока механики придумывали свои рецепты: например, техник-лейтенант И.Т.Маночкин после того, как износились английские по-крышки, приспособил к PR IV колеса от МиГ-3.
В начале сентября 1943 г. под Мур-манск опять прибыли английские воз-душные разведчики. Англичане готови-лись к операции "Брон" - прорыву сверх-малых подводных лодок типа "X" в Аль-тен-фьорд, где тогда стоя*ли немецкие линкоры "Тирпиц" и "Шарнгорст". Не-сколько полетов не принесли ожидаемо-го результата - мешала погода, мешали истребители и зенитки немцев, которы-ми плотно прикрыли базу.
Задачу выполнил 12 сентября коман-дир эскадрильи капитан Л.И.Елькин, один из лучших авиаразведчиков Север-ного флота. У него был "Спитфайр" PR IV, доработанный англичанами установкой на левом борту за кабиной фотоаппара-та, смотрящего вбок, перпендикулярно направлению полета. Это позволяло ве-сти перспективную съемку и при необхо-димости работать с малых высот. Елькин добрался до Альтен-фьорда в сильный дождь, подойдя к немецкой базе со сто-роны суши. Ему пришлось ждать около получаса, пока облачность хоть немного рассеется. И только тогда он пронесся над самой водой, поймав корабли в кадр бокового фотоаппарата. Зенитки немцев не смогли поразить стремительно летя-щую на малой высоте машину. На брею-щем Елькин и вернулся к вечеру домой.
Использовав добытые отважным разведчиком данные, английские под-водники подорвали главные турбины не-мецкого линкора. Выполнив поставлен-ную задачу, английские летчики верну-лись домой морем, а их "Спитфайры" пополнили ряды 118-го орап. На легко-сть расставания англичан со своими ма-шинами, видимо, повлияло то, что дома их уже ждали новые "Спитфайры" PR XI, о которых будет сказано чуть позже.
"Четверки" регулярно обшаривали все основные немецкие аэродромы, порты, укрепленные районы. Летчики: Елькин, Семенов, Тартаковский, Панкра-шин, Пугаков, Попович, Соловкин, Алек-сандров, Платонов привозили ценную информацию о состоянии сил противни-ка, о дислокации его кораблей и самоле-тов. Напряженная боевая работа раз-ведчиков высоко оценивалась командо-ванием. Многие из них были награжден ы орденами и медалями, и не по одному разу; Л.И.Елькину 22 января 1944 г. при-своили звание Героя Советского Союза.
Постоянного закрепления самоле-тов за пилотами в эскадрилье не было. Один и тот же человек мог за один день совершить несколько вылетов на маши-нах разных типов, что, конечно, требова-ло от летного состава высокой квалифи-кации.
Особой целью для "Спитфайров" ос-тавался "Тирпиц". Этот мощный боевой корабль, поврежденный, но не уничто-женный, оставался постоянной угрозой движению союзных конвоев из Англии в наши северные порты. Летчики 118-го орап участвовали практически во всех попытках добить линкор, осуществляя разведку и контролируя результаты на-летов. Например, 1 апреля 1944 г. две "четверки" и один Пе-3 снимали Альтен-фьорд перед ударом английской палуб-ной авиации. Участвовали советские "Спитфайры" и в подготовке операции "Параван - рейда английских тяжелых бомбардировщиков на "Тирпиц" с аэродрома Ягодник под Архангельском.
Большой вклад внесли летчики 118-го орап в подготовку Печенго-Киркенес-ской наступательной операции.
Не обходилось, конечно, и без по-терь. Судьба некоторых летчиков до сих пор неизвестна: "Спитфайры" отправля-лись на задание, как правило, поодиноч-ке, радиостанций на них не было (и для экономии веса, и по соображениям скрытности). Не вернулись домой Алек-сандров, Соловкин, Елькин... Выпрыгнул с парашютом из горящей машины Попо-вич. Платонов посадил подбитый само-лет у линии фронта на одну выпустившу-юся ногу шасси. Всего за войну ВВС Се-верного флота получили 10 Спитфай-ров", но более 3-4 в строю одновремен-но никогда не имелось. Из-за отсутствия пополнений количество машин этого ти-па в 118-м орап постепенно уменьша-лось. Если на 1 июня 1944 г. в полку имелось 4 "Спитфайра", то на 1 февраля 1945 г. - только 2. В 1946 г. последний у нас PR IV с номером "2" на хвосте сдали в музей Северного флота в Мурманске; его дальнейшая судьба неизвестна.
В Англии же с ноября 1942 г. начали выпускать "Спитфайр" PR XI, который к лету следующего года почти вытеснил "четверки из разведывательных под-разделений королевских ВВС. Это тоже был дальний разведчик с баками в пере-дней кромке крыла, но на базе истреби-теля "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин" 61 и соответственно измененной сим-метричной схемой расположения радиа-торов и одиночными (а не спаренными) выхлопными патрубками. От PR IV он также отличался тем, что дополнитель-ный маслобак перенесли под носовую часть фюзеляжа, ввели убираемое хво-стовое колесо; фонарь кабины уже не имел каплевидных выступов. На самоле-те сохранили радиостанцию. Аналогич-ный PR XI вариант, но с гермокабиной, назывался PR X. Их выпустили куда меньше, чем PR XI - 16 против 471. Третьим в этом семействе был "Спит-файр" PR VIII - специализированный са-молет для съемки с малых высот.
С мая 1944 г. на вооружение англий-ской авиации поступил новый преемник славных традиций - "Спитфайр" XIX, со-четавший основные черты PR XI с мощ-ным мотором "Гриффон". Начиная с 26-го серийного самолета, на нем внедрили еще и гермокабину и вновь нарастили объем крыльевых баков, превысив запас горючего "Спитфайра" I в 3.5 раза. К кон-цу войны "Спитфайр" XIX практически сменил "одиннадцатый" в разведыва-тельных эскадрильях.
До 1949 г., когда в СССР и США по-явились реактивные истребители второ-го поколения, PR XIX со своей скоро-стью и высотой полета был практически неуязвим для истребителей-перехватчи-ков. Поэтому "Спитфайры" этой моди-фикации успешно служили до середины 50-х гг. в Англии, Индии и Швеции, после чего их сменили реактивные разведчики - модифицированные "Канберры" и "Ме-теоры". Последние также не несли обо-ронительного вооружения. История прошла еще один круг, и концепция без-оружного скоростного разведчика воз-родилась уже на базе реактивной техни-ки...
Re: Один и... - Finder4231.07.2003 17:51:54 (41, 243 b)
Re: Один и... - Попов Андрей31.07.2003 23:42:53 (45, 6029 b)
Re: Один и... - Finder4201.08.2003 15:55:56 (33, 4771 b)