От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.07.2003 10:26:50 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Версия для печати

машины-актеры - пресловутая статья "в бою и на экране"

которую часто поминают и сейчас, в ветке
Как снимался фильм "В бой идут одни старики"(+)
https://vif2ne.org/nvi/forum/0/print/28361.htm

в копилке сканы статьи в ПДФ из ТМ-12-1975
о декорации технике в кино
https://vif2ne.org/nvi/forum/files/Maler/KF.pdf
ну а сюда роняю распознаный текст на веки вечные :)

-----------------------------------
ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ 12-1975

В БОЮ И НА ЭКРАНЕ

ПАВЕЛ ЛИПАТОВ

Дорогая редакция!
В кинофильмах о Великой Отечественной войне
нередко удивляет насыщенность батальных сцен
подлинной боевой техникой тех времен.
Как удается теперь, спустя 30 лет после Победы,
воспроизвести технический арсенал давно
отгремевших битв?
Г. РУДАКОВ, инженер. Москва


Уже три десятилетия отделяют нас от победного сорок пятого. Но чем дальше уходит то суровое и героическое время, тем обостреннее интерес к нему, желание знать о нем больше и полнее.
Каждый год на экране появляются новые фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. Редкая лента обходится без показа на экране боевой техники и вооружения. Оружие становится важным выразительным средством драматургического действия.
В первые послевоенные годы на наших киностудиях было немало трофейной техники и вооружения. Вооруженные Силы обеспечивали киносъемки отечественным оружием.
И потому в батальных фильмах выпуска 40-х - начала 50-х годов с исторической достоверностью техники все было в порядке.
Шло время, и старые танки, пушки, автомобили иностранных марок постепенно ветшали, выходили из строя, отправляясь в металлолом. Порой в переплавку шли еще пригодные для съемок машины.
На вооружение наших сухопутных войск, авиации и флота принимались новые образцы боевой техники.
Спустя пятнадцать лет после войны от огнедышащих армад, сталкивавшихся когда-то на земле, в небесах и на море, осталось немногое. Некоторые машины сохранились в считанных экземплярах, да и то в музеях и на пьедесталах боевой славы, И если советской военной техники кинематографу еще хватало, то недостаток иностранных образцов пытались восполнить самыми различными - и не всегда лучшими - способами.
В фильмах появлялись кое-как обшитые фанерой танки, размалеванные невероятным камуфляжем, с огромными крестами, нарисованными часто совсем не на том месте. Считалось, что крест на тридцатьчетверке сразу превращал ее во вражеский танк. Нечто подобное происходило и с авиационной техникой. На тренировочном Як-18 рисовали звезду и выдавали его за истребитель времен войны. Крест и свастика превращали мирную машину во вражеский истребитель.
Но сама природа кинематографа требует максимальной достоверности во всем, тем более что фильм смотрели сами свидетели изображенных событий.
Во многих случаях спасала положение "всесильная" комбинированная съемка. Макеты военной техники и кораблей выглядели на экране не хуже настоящих. Но никакая малоразмерная копия не заменит подлинника, если необходимо ввести технику в актерскую сцену.
В начале 60-х годов а нашем кино стали использовать крупноразмерные макеты-копии самолетов и танков. В них применялись детали и элементы отслуживших свой срок машин. Одна из первых удачных работ такого рода - знаменитые истребители И-16, с большой точностью переделанные из тренировочных Як-11. Зрители видели эти машины в фильме "Балтийское небо". Впечатление подлинности производил и сделанный из дерева и деталей от тридцатьчетверки танк "тигр" в фильме "Дикий мед". Потом не менее тщательно построили Т-26 для картины "Офицеры". Лишь вблизи обнаруживалось, что броня танка фанерная, а траки гусениц отпрессованы из винипласта.
Тем не менее даже хорошо исполненные макеты не удовлетворяли создателей фильмов.
С немалыми трудностями доставали кинематографисты чудом уцелевшие немецкие танки и, кое-как пуская их в ход, добавляли еще одну краску в правдивое и достоверное изображение войны. Эти танки становились на экране не только точной "матчастью", но и образом гигантской военной машины, сокрушенной советским солдатом.
Вспомним сцены из фильма "У твоего порога", бесславные дороги бегства захватчиков в "Конце "Сатурна". Настоящие трофейные танки и бронемашины стояли в кадре в сочетании с макетами и силуэтами, что вкупе создавало впечатляющий "пейзаж после битвы".
Единственный в стране Музей истории авиации в Монине под Москвой неоднократно выручал кинематографистов. И хотя экспонаты не могли больше подниматься в воздух, они оказались незаменимыми для съемок многих "авиационных" эпизодов в фильмах "Свет далекой звезды", "Вызываем огонь на себя", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Освобождение", "Случай с Полыниным" и "Небо со мной".
Очень помогает кинематографистам ветеран Гражданского воздушного флота - работяга Ли-2. Во многих фильмах появлялся этот самолет, изображая и себя самого, и американскую "Дакоту-С-47", и немецкий транспортник "Юнкерс-Ю-52/ЗМ" - для этого на носу машины монтировался третий "мотор", а остальное довершала раскраска. А для фильма "Места тут тихие" ("Торпедоносцы") носовую часть самолета заменили специально сделанным фонарем ильюшинского бомбардировщика - торпедоносца ДБ-ЗФ, достигнув большого сходства с прототипом.
Во многих зарубежных журналах, предназначенных и для моделистов и для специалистов, регулярно публикуются раскраски различных типов боевых машин, преимущественно самолетов, всех эпох - по модификациям и воинским частям, вплоть до отдельных знаменитых машин. У нас же подобных данных порою нет, либо их приводят усредненно. Отсюда и трудности в документально точном изображении в кино некоторых исторических самолетов, танков, кораблей. Порой камуфляж и геральдика военной техники на экране представляют собой нечто фантастическое и, разумеется, недостоверное.
У нас до сих пор снимают в качестве "Лавочкиных" и "фокке-вульфов" Як-18; чехословацкий "Тренер" изображает "мессершмитты" и "Яковлевы". Пассажирская двухкилевая "морава" на экране предстает то грозным пикировщиком Пе-2, то тяжелым истребителем Ме-110. Вместо прославленных "небесных тихоходов" По-2 на съемках летают антоновские бипланы.
Между тем в нашей стране есть пример реконструкции исторических машин. Авиамоделисты Ленинградского авиаспортклуба ДОСААФ во главе с мировым рекордсменом Е. Мелентьевым по старым чертежам и фото построили "фарман" образца 1910 года для съемок фильма "Воздухоплаватель". Аэроплан, оснащенный вместо мотора "Гном" 1907 года двигателем гоночного мотоцикла, получился вдвое легче прототипа, гораздо надежнее в полете, и лишь черепашья скорость уравнивала его с древним самолетом. Сейчас этот "фарман" передан в Монинский авиамузей, но "кинобиография" его будет продолжена
Иногда современные машины похожи на те, что участвовали в войне. Як-12 внешне напоминает немецкий легкий самолет "физелер-шторх", а четырехмоторный Ту-4 почти ничем не отличается по виду от "летающей сверхкрепости" В-29. Но когда за самолет времен войны пытаются выдать реактивную машину - результат сомнителен.
Внешние доработки, сделанные для киносъемок, могут серьезно отражаться на аэродинамике самолета (грубая окраска, например, съедает до 20% скорости), на его управляемости, наконец, на безопасности полета. "Земные" машины менее капризны в этом отношении и поддаются переделке в самых широких пределах.
Многие зрители, даже фронтовики, принимали снимавшиеся в киноэпопее "Освобождение" "тигры" за настоящие. Но это была имитация. По заказу "Мосфильма" декорировали около дюжины средних танков Т-44. На башню Т-44 крепилась неуклюжая цилиндрическая башня "тигра", орудие оснащали громоздкой маской и дульным тормозом (см верхний левый рисунок на 4-й стр. обложки журнала: зеленым выделены привнесенные элементы конструкции) На съемках случалось, что массивные литые набалдашники срывало холостым выстрелом и уносило метров на восемьдесят
Не удалось только полностью добиться сходства с характерной ходовой частью "тигра". Если пренебречь различием в шасси, во всем остальном кинематографические "тигры" - образец реконструкции старой техники в соответствии с требованиями современного кино.
Задекорированные под немецкие средние танки Т-IV тридцатьчетверки смотрелись менее удачно. Причиной тому прежде всего завышенный силуэт башни и машины в целом и, конечно же, ходовая часть (см. верхний правый рисунок на 4-й стр. обложки). Иногда её маскировал навесной экран.
Но мало закрыть танк фальшброней. Ведь машину, даже декорированную, ведет настоящий водитель. Важно предоставить ему элементарные удобства, дать хороший обзор. К тому же должен быть доступ к главнейшим агрегатам.
Грандиозную танковую битву на Курской дуге советские воины выиграли на танках Т-34-76 и "Клим Ворошилов". Сейчас этих славных машин остались единицы. В распоряжении кинематографистов есть лишь Т-34-85, появившиеся на фронте только в начале 1944 года. И если теперь требуется показать танки ранних выпусков, башни с 85-мм орудием заменяют бутафорскими с макетом 76-мм пушки. На базе ИС-2 делают подобие КВ. Но бывает и так, что на экране появляются вопреки исторической правде Т-54 и Т-55, отблескивающие своими полусферическими башнями, а вместо КВ в атаку идут на экране ИС-3...
Бронетранспортеры тоже широко используются для съемок. БТР-152 и БТР-40 изображают немецкие машины типов 251 и 231 (хотя у тех было полугусеничное шасси с шахматным расположением катков) и американские М2 и МЗ. Кстати, модифицированная спецмашина 251 до недавнего времени состояла на вооружении чехословацкой армии под наименованием ОТ-810. Ее неоднократно снимали в кино, в частности, в советско-чехословацком фильме "Соколово".
Автомобилей военного времени осталось немного. Кое-какие грузовики еще применяются в народном хозяйстве, но большинство уцелевших машин перешло в ведение киностудий. А по ходу съемок автомашины нередко жгут, ломают, давят танками. Жертвы во имя искусства оправдать можно, но потери автомобилей, особенно иностранных, увы, невосполнимы.
Поэтому чаще всего кинематографистам остается надеяться, что зрители примут перекрашенные в мышиный цвет МАЗы и "Уралы" с немецкими эмблемами и номерными знаками за "бюссинги" и "даймлеры". Большого сходства современной автомашины с исторической добиваются редко. Но в советско-югославском фильме "Единственная дорога" автоцистерны минского завода выглядят натуральными бензовозами "мерседес-дизель", а в некоторых других фильмах можно видеть неплохую имитацию "опель-блитца" на безе уральской трехтонки.
Благополучнее обстоит дело с легковыми автомобилями: их немало у индивидуальных владельцев Автолюбители содержат машины в хорошем состоянии и довольно охотно предоставляют их для съемок.
Но практически нет немецких мотоциклов, и поэтому под БМВ, ДКВ, "цундапы" декорируют - окраской, номерными знаками, установкой пулемета МГ-34 - заслуженные советские машины М-72.
Не хватает кинематографистам и трофейных орудий. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с "немецкими" расчетами.
Не всякое "игровое" орудие способно выдержать даже ослабленный заряд холостого выстрела. Поэтому стреляют в кино чаще всего с помощью пиротехнических патронов. Но маломощные заряды не откатывают ствол назад, не подбрасывают орудие при выстреле.
Иллюзии боевого выстрела можно добиться, запив в гаубичный ствол ведро воды, но так способны "стрелять" орудия калибром выше 122 м.
Арсеналы киностудий располагают богатым выбором стрелкового оружия разных стран и эпох. Но если не удается вооружить статистов нужным количеством старых образцов, тогда на экране во "фронтовой обстановке" появляются автоматы Калашникова или зенитные установки крупнокалиберных пулеметов Владимирова. Эти установки напоминают бывшие на вооружении вермахта "эрликоны", но со счетверенными "максимами" общего у них маловато.
Сложности возникают не только при съемках наземной и воздушной техники, но и военно-морской. В кино снимают в основном корабли послевоенной постройки, лишь отдаленно схожие с пущенными на слом стальными ветеранами.
Обстановку военных лет можно достоверно воссоздать на палубе и в интерьерах современного корабля. Крупные суда достаточно многолики и вполне подходят для таких целей. Значительно труднее показать целиком старую подлодку или торпедный катер. Но в фильме "Командир счастливой "щуки" послевоенные лодки с успехом изображали корабли военного времени.
Есть у нашего кино уникальный арсенал. Официально он называется "Военно-техническая кинобаза киностудии "Мосфильм". База обеспечивает военной техникой устаревших образцов съемки военно-патриотических и историко-революционных фильмов.
Начиналась она с четырех тридцатьчетверок. Сейчас база располагает несколькими десятками Т-34, уже упоминавшимися имитациями Т-IV, "тигров" и "пантер", тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3, самоходно-артиллерийскими установками ИСУ-152 и СУ-100. Есть и бронетранспортеры, тягачи, артиллерийские орудия, минометы, автомобили, броневики, "катюши", техника связи и инженерная техника. Сохранен даже бронепоезд. К услугам базы прибегают почти все студии страны и нередко зарубежные, ставящие фильмы о войне совместно с советскими кинематографистами.
Вполне оправданно внимание кинематографистов к достоверному изображению советской техники времен войны. Но стоит ли ломать копья, достигая того же в отношении вражеских боевых машин?
Стоит! Небрежение к показу технического оснащения врага способно лишь принизить значение подвига советских воинов, победивших сильного, опытного и прекрасно вооруженного противника.
Изобразительная достоверность военного фильма неотъемлема от его исторической достоверности. Историческая точность фильма о героическом прошлом - насущная потребность.

На иллюстрациях (слева направо):
Схема переделки Т-34 в немецкий танк "тигр" (ранний вариант).
"Тигр" готов к съемкам.
Транспортник Ли-2 превращается в грозный бомбардировщик ДБ-ЗФ (Ил-4) заменой носовой части и добавлением пулеметных турелей. С третьим "мотором" на носу Ли-2 становится немецким Ю-52/ЗМ.
Роль истребителя Як-3 в этом эпизоде из фильма "Нормандия - Неман" играл тренировочный самолет Як-11.
Декорировка Т-34-85 с длинной пушкой под тридцатьчетверку ранних выпусков с 76-мм пушкой.
Мосфильмовский парк автомобилей периода второй мировой войны.