>Есть ли сабж в природе??? Можно ли ссылки или почтой??? Интересно практически все. Как сбрасывать бомбы, поскольку прицела нет? можно ли описать варианты прицеливания "по сапогу"?
Из ранних записей В.Б.Емельяненко:
"На бомбометании с самолёта Ил-2 следует остановиться особо, потому что существует множество различных доморощенных приёмов прицеливания, в большинстве случаев не выдерживающих критики. В нашу задачу входит внедрение в жизнь таких способов бомбометания, применение которых
даёт наибольший эффект. Это трудная задача. Когда беседуешь с лётчиками о технике бомбометания, слышишь много разноречивых суждений и невольно приходишь к убеждению, что далеко не у всех штурмовиков имеется ясное и
твёрдое представление о том, какими методами можно повысить прицельность бомбометания с Ил-2.
Один лётчик на мой вопрос, как он бомбит с пикирования, нимало не смущаясь, сказал, что использует для этого метки на капоте, и в недоумении развёл руками, услышав о действительном назначении этих меток. Другой летчик чистосердечно сознался, что он бомбит по ощущению и получается «на совесть».
Существующие способы бомбометания - по выносу упреждённой точки, но выдержке времени и на выводе из пикирования - предусматривают пикирование под углом 30°. Эти три способа я имел возможность проверять и в полигонных условиях, и в бою. Выбор мой пал на бомбометание по выдержке времени и с постоянным углом упреждения, которые я считаю наиболее эффективными.
В предыдущем разделе я уже сказал, что лётчик-штурмовик должен владеть техникой пикирования под углом 30°. Как же следует пикировать, чтобы поразить цель? Для определения начала ввода в пике надо пользоваться нанесенными на самолёте заводскими метками (крестики на боковых бронестеклах козырька, штыри на пятом шурупе бронелиста капота). Если в режиме горизонтального полёта линия визирования - глаз - крестик - штырь - совпала с целью, нужно энергично вводить самолёт в пикирование, добиваясь совмещения перекрестия прицела с целью. Проделав это, мы получим угол в 30°. Поскольку цель во время ввода в пикирование проходит по правому или левому борту самолёта, необходимо произвести координированный доворот на
цель. Ввод в пикирование с доворотом имеет то преимущество по сравнению с вводом с прямой, что мотор при этом не захлебывается. К тому же доворот является маневром, вводящим противника в заблуждение, позволяющим непрерывно видеть цель. Для определения момента начала ввода в разворот на 60-70° могут служить визирные линии, проходящие через крестик и мнимую точку, находящуюся ниже обреза ствола пушки на 5 см, или через верхнюю часть обтекателя пушки.
Создав наклон фюзеляжа в 30°, лётчик должен определить момент сбрасывания бомб по выдержке времени. Для этого можно пользоваться прибором ВМШ-2 или производить отсчёт в уме до 9 секунд. Отсчёт времени производится с так называемой высоты манёвра (момент уменьшения угла), которая определяется по альтиметру. На высоте маневра слегка уменьшаем угол пикирования, с таким расчётом, чтобы верхний обрез капота тоннеля водорадиатора совпал с целью. Такое положение соответствует углу пикирования в 20°. Производя описываемый манёвр, мы фактически берём поправку на величину линейного упреждения, которая в угловых величинах составляет 10°.
Этим способом можно бомбить с трёх начальных высот, причем каждой из них соответствуют своя высота манёвра и своя выдержка времени. Ниже я привожу исходные данные для бомбометания с пикирования, которые летчик должен знать напамять.
Высота ввода в пикирование
в м Высота уменьшения угла пикирования
в м Время выдержки с момента уменьшения угла пикирования
в сек. Фактическая высота сбрасывания бомб
в м
1000 850 9 600
800 600 6 450
600 400 3 300
В показательных полётах на бомбометание я добился среднего отклонения от центра цели четырёх сброшенных одиночно бомб и 4-6 м.
Более простым и менее трудоёмким способом бомбометания является вышеупомянутый способ - с постоянным углом упреждения. Техника ввода в пикирование выполняется ранее описанным способом с той лишь разницей, что сразу после ввода нужно брать постоянный угол упреждения 10°, совместив с целью метку 9 и колено мушки. В таком положении производятся снижение до высоты 450-500 м, после чего, не меняя угла механически (нажатием кнопки),
сбросить бомбы. Пологое планирование при этом (20-25°) позволяет успешно применять этот способ при групповом бомбометании без опасения расстроить боевой порядок. При соблюдении вышеизложенных условий возможность грубых ошибок по дальности исключена, что гарантирует поражение тех целей, которые являются характерными для штурмовиков.
Однако следует обращать внимание на необходимость немедленного погашения сноса после ввода в пикирование с доворотом, что достигается координированными движениями рулей, ибо даже незначительный снос в момент сбрасывания влечёт за собой боковой относ сброшенной бомбы. Почему я рекомендую эти способы бомбометания? Потому, что они в сравнении с другими имеют то преимущество, что с момента ввода в пикирование до момента сбрасывания бомб летчик получает возможность все время видеть цель. Это позволяет свести к минимуму погрешности глазомерного прицеливания.
Точно бомбить с пикирования должен уметь не только командир группы, но и рядовой лётчик, который обычно при полёте строем сбрасывает бомбы по ведущему. Такое бомбометание допустимо только по площадным целям. Что
же касается бомбометания по точечным и узким целям, то оно должно производиться индивидуально, а не группой, прицельно, а не на-глазок. Только при таком условии бомбометание бывает эффективно."
Хочу особо обратить внимание на ВЫСОТУ СБРАСЫВАНИЯ БОМБ. От 600 до 1000 метров.
А это именно РАБОЧИЕ ВЫСОТЫ для горизонтального прицела типа ОПБ-1, то бишь довоенный Герц, который Ильюшин планировал ставить для штурмана-стрелка на ДВУХМЕСТНОМ штурмовике. Как на Су-2.
А вот когда убрали этого штурмана-стрелка, то и оказалось, что бомбить придется "по сапогу", уповая на эффективность "бреющего бомбометания".
Так что беда одноместного Ил-2 была не столько и не только в том, что задняя полусфера была не защищена, а в том, что эффективность бомбометания была низкой ввиду отсутствия нормального прицела. ПБП-1б не годился по многим причинам.