От BALU Ответить на сообщение
К hunter019 Ответить по почте
Дата 27.04.2003 16:31:52 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Версия для печати

Re: Штопор на...

Немножко о важности нивелировки в то время на примере валёжки.
"Самопроизвольное кренение (валёжка) на больших приборных скоростях

Одной из особенностей работы стреловидного крыла является то, что под действием подъемной силы оно не только изгибается,но и закручивается в сторону уменьшения углов атаки. Причина кручения состоит в том, что центр давления какой-либо части крыла расположен позади центра жесткости сечения крыла, лежащего ближе к фюзеляжу .
При серийном производстве самолетов (тогдашнем)невозможно выпoлнить два полукрыла так, чтoбы их жесткость на кручение была одинаковой. Допускаемая при изготовлении разница в толщине oбшивки полукрыльев, неодинаковая затяжка заклепок и ряд других факторов могут
явиться причинoи жесткостной несимметричности крыла.
В горизонтальном пoлете каждое пoлукрылo находится под действием подъемнoй силы, равной половине полетного веса. Если
жесткость пoлукрыльев различна, то под этой нагрузкой менее жесткое полукрыло будет закручиваться сильнее и его угол атаки окажется меньше, чем у более жесткого пoлyкpылa. Значит,
меньшей будет и создавaeмая им пoдъёмнaя сила.
Благодаря тому, что при прoизводстве самолетов стремятся как можно строже выдержать жесткoстную симметричность крыла, различие в величине средних углов атаки полукрыльев не может быть
большим. обычно оно не npeвышает 0,1.
Если полет осуществляется на небольшой приборной скорости,то средний угол атаки всего крыла велик. Так, например, при
скорости 300 км/ч у самолеТа МиГ-17 он составляет примерно 7 градусов.
Относительная разница углов атаки в этом случае будет всегo 0,1/7,
т. е. менее 1,5%. Следовательнo, и подъемные силы полукрыльев будут различаться менее чем на 1,5%.
Иная картина получается на ольших приборных скоростях полета. Как известно, при увеличении приборной скорости угол
атаки крыла уменьшается примерно пропорционально ее квадрату. Так, если увеличить приборную скорость от 300 до 1000 км/ч,
т. е. в 3,3 раза, средний угол атаки уменьшится более чем в 10 раз
и станет менее 7/10=0,7 градуса. Теперь относительное различие углов
атаки, а значит, и подъемных сил пoлукрыльев будет составлять
уже не 1,5%, а около 15%.
"

Штопор не МиГе выполнялся не небольших приборных скоростях полёта, но думается мне, особенности стреловидного крыла при скольжении помноженные на "заложенную" в самолёт при производстве разную жесткость полукрыльев приводили при плохой нивелировке (плохо отрегулированныч "ножах" к интересным эффектам.