Подземные укрытия для самолетов советских ВВС, авиации ВМФ и авиации ПВО
В 60-х годах только в Германии на аэродромах возведено около тысячи арочных укрытий для самолетов с зонами рассредоточения, десятки запасных командных пунктов и специальных сооружений.
В 1971 году Правительством СССР принято Постановление о создании крупных подземных комплексов стоянки и ремонта для кораблей ВМФ.
Грандиозную программу осуществили ГУСП и УИАС ВВС по выполнению приказа Министра обороны об укрытии новейших самолетов, находящихся на вооружении Советской Армии, прежде всего на прифронтовых аэродромах, от внезапного нападения авиации вероятного противника.
Строительная промышленность Министерства обороны уже имела опыт изготовления элементов сборных железобетонных арочных сооружений для строительства комплексов наземных ракетных сооружений. Генерал А.Н.Комаровский поручил Главстройпрому, проектным организациям и 26-му ЦНИИ совместно с Управлением инженерно-аэродромной службы ВВС проработать использования таких арочных конструкций для укрытия самолетов. В короткие сроки были оценены габариты состоявших на вооружении, а также ожидавшихся в ближайшем будущем самолетов и предложено несколько типоразмеров арочных укрытий.
Определилась основная часть укрытий - сборные железобетонные арки с защитной грунтовой обсыпкой верха арки и по боковым сторонам. Для свободного входа и выхода самолета служила передняя сторона арочного укрытия, надежно защищаемая двух створчатыми откатными воротами, которые собирались из железобетонных панелей с песчаной засыпкой, перемещаемых на самоходных тележках. Задняя стенка укрытия, так же как и фронтальная часть и парапет для удержания грунтовой отсыпки предусматривалась из обычных фундаментных бетонных блоков. Пол площадки перед укрытиями и рулежные дорожки к ним укладывались из аэродромных железобетоных плит (ПАГ-14). В передней части каждого арочного укрытия предусмотрели устройство двух ниш для размещения поверочного электрооборудования и электрозапуска, а также для оборудования заправки топливом.
Проекты арочных укрытий самолетов предусматривали их полносборную конструкцию, что давало возможность организовать изготовление всех элементов укрыйтий на заводах ГУСП, а сборку-монтаж на местах осуществлять силами войск - в основном силами инженерно-аэродромных частей ВВС.
Принципиальные рещения по укрытиям были одобрены Генеральным штабом и Министром обороны, одновременно утверждено задание каждому военному округу, группе войск по строительства укрытий на 1968Ю 1969 и 1970 годы, а Главстройпрому - по обеспечению поставок конструкций. Так определилась впечатляющая по объему и значимости задача строительной промышленности и войскам - обеспечить в течение трех лет защиту самолетов на всех пережовых аэродромах путем строительства более трех тысяч арочных укрытий.
Кроме комплектов основных конструкций арочных сооруженйи предприятиями Главстройпрома было организовано изготовление и поставка на объекты электрооборужования арочных укрытий, электролебедок, оборудования сигнализации и связи.
Была запущена в дело широкая программа создания арочных укрытий для самолетов. Прямо скажем, задача эта была сложной. Но ее успешно решили коллективы ГУСПа, его предприятйи и инженерно-аэродромных частей ВВС. В первый же год (1968) было построено более 800 укрытий. Заводы Главстрйопрома изготовили более 35 тысяч полуарок и других конструкций и изделий. В 1969 году было изготовлено и смонтировано более 850 укрыйтий, а в 1970 году - еще 600 штук. Строительство уркытий продолжелось и в последующие годы вплоть до 1990 года. Всего было построено более 3700 арочных уркытий.
Арочные уркытия для самолетов широко применялись на аэродромах ПВО и авиации ВМФ.
1960-1970 годы в кратчайшие сроки на аэродромах Группы войск и приграничных Военных округов выполенны основные работы по строительству зон рассредоточения с земляным обвалованием, а затем с арочными железобетонными укрытиями для самолетов фронтовой авиации, во внутренних Военные округах - земляные обвалования
1968-1984 годы построено 3800 арочных и других капитальных укрытий и около 100 земляных обвалований Дальней авиации и Военно-транспортной авиации, из них на аэродромах Групп войск - свыше 1500, на территории СССР - 2000, из них на территории РСФСР - 840