Так сказать, вдаваясь (почти) только в технические подробности
Тэкс, ну, приступим, помолясь...
"Ла-5", "ТБ-3" - марку самолета не пишут в кавычках.
> - Су-четвёртые. Это как вторые, но моторы получше и с ними весь оголовок.
Су-4 серийно выпускались еще в 41-м. В 42-м завод 135 расформировали, а восстановленный в 43-м в Харькове занимался ремонтом и сборкой Як-9 из россыпи. В 44-м уже по Су-4 не сохранилось ни оснастки, ни заделов, ни документации, ни людей. Фактически это был бы запуск новой машины, и скорее всего - уже Су-6 М-71Ф двухместного. (Запомните этот мотор, он нам еще пригодится...)
>- Голова моя садовая! Да мы-то на чём!?
> - Э-э-э... Да на том же, что и сейчас, в принципе. Яки. Усилена конструкция... Крюк там, крылья складываются - всякие морские штуки... Сборка штучная, дерева - ноль... Так, - он полистал затрёпанный блокнот с плотной, тем не менее, непроницаемой обложкой и прошивкой из толстых шнуров. - Двадцать восьмого у нас запланировано с Яковлевым, смотрим машины.
Мне кажется, что выбор типа матчасти логичнее оставить за тем, кто эту часть формирует, т.е. за Покрышевым. И вообще, автор так ведет сюжетную линию, что командир вновь формируемой части занимается только составлением списков летчиков. А технический и др. состав? А МТО? А довольствие л/с? Да куча вопросов возникает при формировании новой части, а он с помошником две недели списки летчиков переписывает...
> Ага, на двадцать восьмое - Яки-третьи, их в основном составе двадцать четыре, через три дня, в Монино - уже Яки-девятые, серии "Д" и "ДД", слышал про такие?
Так, что делать Як-3 на авианосце? ПВО авианосца обеспечивать? Так для этого можно поднимать обычные истребители с уменьшенным запасом топлива. А в случае выполнения основной задачи - ПВО района боевых лействий, расчистка воздушного пространства, разведка, прикрытие ударных самолетов - тут Як-3 не годится, на морском ТВД. Кстати, в морскую авиацию Як-3 и в реале никогда не передавались, если не ошибаюсь...
Теперь о Як-9. Автор честно переписывает Шаврова или Степанца, но фишка в том, что в то время эти индексы выглядели совершенно по-другому. То, что сейчас принято называть Як-9Д тогда именовался просто Як-9 (строился на 153-м заводе - с 4 по 25 серию; не знаю, какую модификацию, Як-9Д или М в нынешних терминах строил 166-й завод), а под индексом Як-9Д проходил самолет, который сейчас известен как Як-9ДД.
По поводу базирования Як-9ДД на авианосце - это вряд ли, учитывая его большую длину разбега с полной заправкой. Я бы рекомендовал подумать над возможностью комплектования авианосца истребителями И-185 с АШ-82ФН или АШ-71Ф. Его высокая энерговооруженность позволила бы взлетать с палубы при полной заправке топливом. Дальность его, конечно, уступает дальности Як-9ДД, но не меньше, чем у Як-9Д. Зато по боевым возможностям "яки" и рядом не валялись - как в в воздушном бою, так и при ударах по кораблям: И-185 мог нести 400-500 кг бомб в отличие от. И-185 на тот момент был уже доведен и многократно проверен. Да и установка одного и того же мотора (АШ-82ФН или АШ-71Ф) на оба основных типа саомлетов авианосного базирования - И-185 и Су-6 - значительно облегчила бы МТО.
> - Нет, - на лице Покрышева отразилось недоумение. - Что за?
> - Дальние. Для сопровождения и, в нашем случае, разведки. У американцев серийные машины с такой дальностью...
Установка подвесных баков на И-185 позволила бы получить такую же дальность для разведвылетов, хотя для этих целей логичнее было бы применять те же "Каталины" или Че-2. А что касается сопровождения - кого они собрались сопровождать на такой радиус - порядка 1000 км?!
> "Як-первый" был солдатом неба, вытянувший на себе, наверное, почти полный год войны
Это какой же? В 41-м основным истребителем был, пожалуй, И-16, а из новых - МиГ-3. В 42-м - ЛаГГ-3. В 43-м - Як-7 на пару с Як-1...
> "Девятый-У", уже прозванный "убивцем" или "убийцей", в зависимости от воздушной армии, и "Як-3", ещё не заслуживший никакого особого прозвища были птицами другого полёта.
Это когда ж он успел? Як-9У попал в части практически одновременно с Як-3, да и такого красивого прозвища я не встречал нигде.
> Заводам дали малые серии, литерный заказ, скостили им план по серийным машинам как следует.
Тоже первый раз слышу о таком. Наоборот, при запуске нового типа каждый раз специально оговаривалось, чтобы темп выпуска не падал. Даже для такого задания вряд ли пошли на такое...
> Ну, опыт у нас большой, "Троечка" уже вовсю воюет
Она вовсю воевать будет аж осенью...
> В правую плоскость добавили точку, так что и баланс не пострадал.
Баланс чего?! И добавление пулемета с одной стороны крыла - это глупость. Точность его огня снижена, мощь огня вырастет незначительно, а разворачивающий момент появляется.
> Номер машины в серии последовательный - конструктор указал всем на многозначный индекс, ярко выделявшийся на вертикальном оперении. - "М", значит морской вариант, "О" - это литера особой сборки, плюс заводской и серийный номер.
Насчет "М" - можно согласиться, насчет "О" - нет, а заводской и серийный номера суть одно и то же.
> испытатель назвал "Як-3" "Красавицей", такое прозвище было у "ЛаГГа", пока его не изменили на более актуальное "Лакированный (или Летающий, говорили по-разному) Гарантированный Гроб". Ещё иногда добавляли "Авиационный" для буквы "А".
Первый раз слышу такое название для Як-3 и тем более для ЛаГГ-3. Громе "гроба" его называли еще "таранкой с икрой", "утюгом" и другими обидными прозвищами...
> Испытатель покрутил элеронами, оперением киля,
"Покрутил" - очень коряво, лучше - "покачал". А насчет оперения киля - эта что-то новое в авиации. Правильно - руль направления или, как тогда говорили, поворота. А покачать еще положено было рулем высоты или, по тем временам, глубины.
> и, подталкиваемый впрягшимися технарями, самолёт выкатился на кромку полосы.
Куда должны впрягаться технари и зачем? Самолет сам по земле перемещается.
> "Як" приземлился, коротко пробежал по полосе, и, скрипя тормозами, подрулил
Тут автор явно про скрип тормозов взял из Полевого, но забыл, что там движок был заглохший, а здесь ревел вовсю, так что услышать скрип тормозов никто не смог бы.