>Я и не спорю, что заклепками фанеру приклепывать к металлическому каркасу - мягко сказать, не самое лучшее решение.
У вас есть другие предложения по креплению металла к дереву?
> Тут надлежащей прочности никак не добиться.
Э, проблемы были с прочностью приклейки обшивки к этой приклепанной фанерки, а не с клепкой самой. А количество дефектных самолтов исчесляется в процентах от общего количества выпущенных, так что добивались всё-таки надлежащей прочности.
>Но цельнодеревянные конструктивные элементы вполне оправданы, конечно при полном соблюдении технологии изготовления.
Особенно при отсутствии металла.
>А ремонт деревянных частей в полевых условиях был реально много проще, чем металлических.
Здесь я боюсь Ильюшин с вами не согласиться(из Родионова):
11 ноября 1943 С.В.И. писал письмо А.И.Ш N 1/1185с:
"Согласно Вашему приказу N 664 от 4 ноября 1943 для улучшения продольной устойчивости самолета Ил-2 отводятся назад концы крыла.
При переходе на измененную консоль со стрелкой на самолете Ил-2 необходимо делать ее не смешанной конструкции, а полностью металлическую по следующим соображениям:
1. Вес существующей смешанной конструкции на 100 кг больше, чем полностью металлической
2. При даче стрелки консоли назад, разница в весе деревянных и металлических консолей увеличится еще больше.
3. Нормальная бомбовая нагрузка увеличится с 300 до 400 кг
4. Опыт войны показал, что мы несем потери самолетов с деревянными консолями больше, чем с металлическими. Доказательством этого служит то обстоятельство, что очень часто с боевых операций самолеты возвращались с прострелянными металлическими консолями крупнокалиберными снарядами. Самолеты, имеющие деревянные консоли с такими пробоинами не возвращаются, так как вся фанерная обшивка от ударной воздушной нагрузки снимается с консолей.
5. Производственная трудоемкость смешанной консоли 1450 час., а металлической - 1100 час.
6. Ремонт в полевых условиях консолей смешанной конструкции невозможен. особенно во время весны, осени и зимы, а также летом в сырую погоду. По этой причине значительный процент самолетов бездействует.
7. Защитные покрытия, состоящие из высококачественного полотна, нитрокрасок и высококачественных и дефицитных шпаклевок, а также высокой требовательностью деревянной конструкции к условиям производства (температура, влажность и т.п.) делают ее очень высокой по стоимости.
8. Дополнительный вес дюраля на один самолет Ил-2 выразится в 175 кг (1698,38).
Особенно обращает на себя внимание сравнение трудозатрат на консоль.
>Конечно, прочность клепанного металлического элемента, выполненного низкоквалифицированным рабочим, будет ненамного ниже, чем если бы то же делал специалист, чего не скажешь о клееной деревянной конструкции - небольшое несоблюдение технологии тут же отразится на прочности склейки.
Я думаю что проблем с металлической обшивкой тоже может быть дохера при нарушении технологии.