От Андрей Диков Ответить на сообщение
К Андрей Диков
Дата 09.12.2002 03:02:59 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Перевод статьи Бергстрема про наших, немцев и Западников

День добрый!

Это есть перевод статьи, висящей на нашем сайте уже несколько лет. Статья носит общий план, параллельно объясняет задачи проекта Черный Крест/Красная Звезда, но определенные полезные моменты просматриваются.

Перевод делал с листа, так что прошу извинения за опечатки и "нерусскости".

Итак:

Сравнение немецких и советских асов
Кристер Бергстрём, 1999

Очевидно, что немецкие летчики-истребители воевали успешнее на восточном фронте чем на Западном и что воздушная война на Восточном фронте стоила советским ВВС больше, чем немецким. Но причины этого различны по своей сути. Одним из ключевых моментов являлось развитие нгемецких асов-истребителей и исключительный упор Люфтваффе на индивидуальные воздушные победы. Прежде всего в 1941-1942 гг. у Люфтваффе было превосходство в подготовке летчиков, боевом опыте, тактике и технике.

К тому времени когда Гитлер напал на Советский союз, ветераны Люфтваффе уже были закалены джестокими уроками сражений над Францией и Англией в 1940-1941 гг. Массовые сталинские чистки в рядах Красной Армии в конце 30-х годов привели к существенному снижению качества командирских кадров. Многие командиры, плоть до уровня полка, были репрессированы. В мышлении преобладал консерватизм и перед началом войны советские летчики в своей массе оказались плохо вооруженными, недостаточно подготовленными для совеременной воздушной войны и скованными устаревшими тактикой и стратегией. В добавок ко всему программа перевооружения только-только началась.

Люфтваффе в техническом плане опережали противника на два года. В результате советские ВВС понесли тяжелейшие потери в летчиках. Это привело к дальнейшему уорачиванию программ обучения, что в совю очередь, еще более повысило советские потери и, конечно, успехи немецких истребителей. Общая ситуация позволила основной массе летчиков Люфтваффе выжить и набрать огромный боевой опыт.

К концу 1942 года, когда качество советских ВВС стало медленно повышаться, на Восточном фронте сосредоточилась большая группа чрезвычайно опытных немецких летчиков-истребителей, за плечами которых было по 600 и более боевых вылетов (причем на одном и том же типе самолета). Можно сказать, что нигде и никогда на одном фронте не собиралось такое большое число немецких асов, чем в России в 1941-1943 гг.

Иная ситуация складывалась на Западном фронте, где вооруженные современной техникой Королевские ВВС являлись более-менее равным противником немцев с самого начала войны. Потери летчиков Люфтваффе на Западном фронте в 1941-1943 гг. просто не позволяли сформироваться такой группе сверхопытных асов как это было на Восточном фронте. Однако были и дочтаточно многочисленные исключения. В сентябре 1942 года в боях над Северной Африкой немецкий ас Ханс-Йоахим Марсель заявил 54 воздушные победы, включая 17, одержанных в один день (большая часть - истребители). В том же месяце ас Восточноо фронта Герман Граф заявил о 62 сбитых советских самолетах, в том числе 10 – сбитых за один день.
По нескольким причинам (часть из них будет освещена ниже), немецкие летчики-истребители до 1943 года в основном держали некоторое превосходство в воздушных боях над западными союзниками. Однако эта ситуация изменилась с появлением многочисленных групп тяжелых американских бомбардировщиков и дальних истребителей сопровождения. С осени 1943 года "охотники" Люфтваффе превратились "дообычу". В то время как немецкие истребители были вынуждены сосредоточить свое внимание на американских бомбардировщиках, "Тандерболты", "Мустанги" и "Лайтнинги" сопровождения имели возможность охотиться за ними и и сбивать немцев в больших количествах. Все возрастающие потери в воздушных боях над Германией привели к сокращению програм обучения, что в свою очередь повышало потери немецких истребителей.

Важным различием между Восточным и Западным фронтом был тот факт, что до самого июня 1944 года американские и британские ВВС не имели перед собой наземной линии фронта в Западной Европе и поэтому могли сосредоточить свои усилия на охоте за немецкими самолетами. У советских летчиков никогда не было такого преимущества.

Интересно рассмотреть судьбы некоторых немецких асов, "сменивших театры боевых действий". Здесь я принимаю во внимание прежде всего бои истребителей с истребителями, где наибольшую роль играет боевая выучка и мастерство, поскольку каким бы великим асом ни был бы летчик он легко мог бы быть сбитым плотным огнем сотен крупнокалиберных пулеметов групп тяжелых американских бомбардировщиков.

"Йохен" Мюнхеберг, протеже Галланда в JG 26, прибыл в состав JG 51 на Восточный фронт в августе 1942 года. В течение четырех недель он был сбит дважды. Зигфрид Шнелль, одержавший 87 воздушных побед против Королевских ВВС и американцев прибыл в состав JG 54 на Восточный фронт в феврале 1944 года – две недели спустя он погиб в бою с советскими истребителями. "Асси" Хан был сбит советским истребителем и погиб в плену три месяца спустя как он прибыл на Восточный фронт. Да того момента он одержал 68 побед против англичан и американцев.
"Эти ла-маншские охотнички [Kanalja:ger] прилетали к нам, думая что тут на Русском фронте раздолье. Что ж, вскоре они поняли, что это не так." – рассказывал Артур Гартнер из JG 54.

Обратите внимание на некоторых немецких асов, набравших опыта на Восточном фронте, и на их достижения против американских и английских ситребителей:

К моменту перевода в Тунис Эрнст-Вильгельм Райнерт выполнил примерно 500 боевых вылетов на Восточном фронте в 1941-1942 гг. и одержал 103 воздушные победы. С января по начало мая 1943 года он одержал 50 побед против американцев и англичан – вполне сравнимо с результатами других асов на Восточном фронте в то время и более чем сравнимо с уровнем побед против хуже вооруженных советских ВВС.

Хайнц Бэр прибыл с Восточного фронта в Северную Африку в октябре 1942 и сбил 20 истребителей противника в течение двух месяцев – примерно то же уровень с которым он воевал до этого на Восточном фронте. Теодор Вайссенбергер прибыл в Нормандию в июне 1944 года после почти трех лет службы на Восточном фронте. Всего лишь в 26 боевых вылетах в июне-июле 1944 года он заявил о 25 сбитых американских и английских истребителях. 22 предыдущие его победы были одержаны в 25 боевых вылетах на Восточном фронте. И мы все хорошо знаем как проявил себя Хартманн в боях с американскими "Мустангами"... [5 сбитых в двух боях].

Мы справшивали ветеранов Люфтваффе об их впечатлениях о качестве их различных противников. Хуго Дамер, воевавший на Восточном фронте только в 1941 году, сказал, что советские летчики уступали англичанам. Альфред Гриславски, воевавший на Восточном фронте до 1943 года, а потом защищавший Рейх, утверждает, что советские летчики в 1943 году были равны по качеству аншличанам. Гриславски пояснил что "у русских была другая тактика – основной их задачей была штурмовка наших наземных войск и поэтому нам часто удавалось атаковать их при большом преимуществе с наше стороны."

Один из немецких асов, кавалер Рыцарского Креста (пожелавший остаться анонимным) даже выразил мнение, что советские летчики были лучше американцев (это касалось боев с USAAF в Северной Африке в 1942 году). Общераспространенное утверждение асов Люфтваффе: "Преимущество американцев было в том, что они всегда появлялись многочисленными группами."

Советские истребители в подавляющем числе случаев действовали относительно небольшими группами. На Западе представление о советских летчиках во Второй Мировой войне все еще сильно размыто пронемецкими публикациями.

Обычной тактикой немецких истребителей были атаки с высоты с последующим использованием преимущества Bf 109 в скороподъемности для ухода. Таким образом немецкие летчики-истребители чаще всего могли позволить себе атаковать противника только в том случае, если находились в выгодном положении. В то время как немцы действовали рассредоточенными парами и четырехсамолетными звеньями, в которых ведомые прикрывали ведущих, а ведущие сбивали противника, советские летчики с 1941 года до середины 1942 года в основном действовали трехсамолетными звеньями, снижавшими гибкость построения маневра в воздушном бою. Одним из решающих преимуществ немецких летчиков был тот факт, что их самолеты были оборудованы и радиоприемниками и радиопередатчиками, в то время как большая часть советских истребителей в первые годы войны была оснащена в лучшем случае приемниками. Советских летчиков также сковывала общераспространенная тактика патрулирования, когда им было запрещено преследовать противника вне назначенной зоны. Немецкие же летчики по большей части получали боевые задания на ведение свободной охоты в зоне действий, ограниченной разве что количеством топлива в баках.

Не смотря на эти преимущества немцев, советские летчики очень хорошо себя зарекомендовали. Без сомнений, советские летчики в целом были наиболее сильными и решительными противниками из всех с кем пришлось столкнуться немцам. ВВС любой другой страны скорее всего морально разложились бы после столь тяжелых потерь и поражений нанесенных Люфтваффе в начале войны. Не смотря ни на что экипажи советских бомбардировщиков в первые недели войны день за днем наносили удары по наступавшим немецким войскам и советские летчики-истребители никогда не прекращали борьбы за превосходство в воздухе.

До того как Томас Полак и мой друг Ханс Дитер Зайдль ("Сталинские соколы" и "Сталинские орлы") не выпустили свои книги о советских летчиках-истребителях Второй Мировой войны, подвиги советских летчиков были почти неизвестны западному читателю.

То, что наиболее опытными и успешными асами союзников во Второй Мировой войне были советские асы. Интересно отметить, что истребитель Р-39 "Аэрокобра" был отвергнут летчиками и USAAF и RAF. И тем не менее советский ас Александр Покрышкин одержал большую часть из 59 воздушных побед именно на этом самолете, который уступал и Bf 109G и Fw 190 и "Спитфайрам", "Мустангам", "Тандерболтам", на которых воевали английские и американские летчики.

В 1941 году советский ас Борис Сафонов одержал свои первые 16 побед на истребителе И-16. И хотя качества И-16 в западных публикациях слишком приуменьшались (впрочем, не так давно новозеландский летчик испытавший реплику И-16 доказал, что он даже несколько превосходит английский "Харрикейн"), очевидно, что он сильно уступал противостоявшим ему Bf 109. Легко представить, какого бы успеха достиг Сафонов, если бы летал на "Спитфайре" в условиях наличия сети радаров раннего оповещения, телекоммуникаций и прочего, чем обладали летчики Королевских ВВС в 1940 году.

Учитывая то, что на Восточном фронте были собраны сливки Люфтваффе, успехи советских летчиков еще более впечатляют. Также следует учитывать, что в то время как основной целью немецких летчиков являлось уничтожение вражеских самолетов в воздухе и повышение своего личного боевого счета, советские летчики воевали с противником, где бы он ни находился – и в воздухе и на земле. У немецких летчиков-истребителей развилось настолько презрительное отношение к штурмовым и истребительно-бомбардировочным боевым заданиям, что они расценивали их как несправедливое наказание – впрочем этого и добивался Геринг, когда издал соответствующий приказ.
Основным достижением советских ВВС во Второй Мировой войне был их вклад в уничтожение немецкой армии. Характерно, что в то время как немецкие конструкторы создавали все лучшие и лучшие истребители, они не смогли создать что-либо подобное советскому штурмовику Ил-2, не говоря уже об Ил-10.

Доминирующая оценка "западным миром" возможностей советских ВВС в большинстве случаев основана на мифах, предвзятости и предубеждении. Безусловно это пошло со времен холодной войны, когда события на Восточном фронте оценивались в основном на источниках с немецкой стороны. Но холодная война закончилась и то, что у нас есть это живые русские ветераны и их бесценные воспоминания, а также горы неисследованных документов в российских архивах.

Мы пытаемся найти истину повреди мифов и предвзятости – с обоих сторон! – исследуя эти источники. Совмещая вместе воспоминания русских инемецких летчиков, с которыми мы встречались, документы обоих сторон, мы видим картину, которая во многом не соответствует взглядам бытовавшим как на "Западе", так и на "Востоке".

Единсвтенная цель проекта "Черный Крест/Красная Звезда: Воздушная война на Восточном фронте" – это воссоздание истинных событий этой столь малоизвестной и величайшей воздушной войны.


С уважением,
Андрей [ http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]