От Д.Срибный Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.12.2000 02:35:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Интервью с Николаем Никитиным, Ген.дир. РСК "МиГ"

ИНТЕРВЬЮ: НИКОЛАЙ НИКИТИН ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РСК «МИГ»
Генеральный директор «МиГа» считает что Минобороны не помешает его компании выходить на зарубежных покупателей
От СССР России в наследство досталось не так уж много всемирно известных торговых марок. Самолеты «МиГ» - одна из них. Их производит Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ». И хотя советское наследие изрядно обветшало «МиГ» по итогам прошлого года показал объем экспорта в $200 млн а в ходе визита Владимира Путина в Индию было подписано межправительственное соглашение согласно которому Москва поставит Дели авианосец «Адмирал Горшков». И вместе с ним более двух десятков МиГ-29 (МиГ-29К. - АКН) по цене около $35 млн за машину. «МиГ» - одна из шести российских военно-промышленных компаний имеющих право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Однако именно этого права «МиГ» может лишиться в результате реформы системы оружейного экспорта начатой президентом с создания единого госпосредника «Рособоронэкспорт». О том как повлияют на деятельность компании последние преобразования в организации военно-технического сотрудничества «Ведомостям» рассказал генеральный директор РСК Николай Никитин.
- Создание «Рособоронэкспорта» передача кураторства над военно-техническим сотрудничеством Минобороны и фактическое отстранение правительства от регулирования ВТС означает выстраивание жестко централизованной и замкнутой на президента системы оружейной торговли. Существование предприятий ВПК с правом самостоятельной внешнеэкономической деятельность в эту схему вписывается слабо. Не опасаетесь ли вы того что вашу лицензию на ВЭД не продлят?
- Мы ничего не боимся. Если нам лицензию не продлят ничего страшного не произойдет. Я хочу напомнить ведь у нас сложились нормальные рабочие отношения и с «Промэкспортом» и с «Росвооружением». Мы одни из немногих среди российских предприятий ВПК с правом самостоятельного экспорта не боялись идти в то или иное государство тот или иной регион вместе с госпосредником-спецэкспортером. Ресурсы страны необходимо концентрировать.
- Но последние контракты на поставку МиГ-29 в Эритрею и Бангладеш вы заключали самостоятельно.
- Мы работали и сейчас работаем в партнерстве с «Росвооружением». И в Бангладеш мы работали вместе по специальному соглашению.
- Когда должна быть продлена ваша лицензия на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность?
- Она бессрочная однако в октябре этого года мы ее продлили в связи с тем что компания в прошлом году изменила свое название (с ВПК «МАПО» на РСК «МиГ»).
- А как скажется на вашей деятельности самостоятельного экспортера передача кураторства ВТС Минобороны? В качестве одной из причин такого решения называют желание открыть военному ведомству доступ к перераспределению прибыли от экспортных контрактов в пользу закупок вооружений для Российской армии. Приоритет при получении контрактов будут иметь те компании и предприятия которые важны Минобороны с точки зрения внутреннего заказа. А у «МиГа» отношения с военным ведомством в последние годы складывались очень тяжело. Бывший начальник вооружений Вооруженных сил Анатолий Ситнов говорил даже о том что такой фирмы как «МиГ» уже больше нет.
- Прибыль определяется исходя из себестоимости продукции конъюнктуры на рынках. Раз принято такое решение то пусть ВТС курирует Минобороны. И вообще отношения с министерством у нас сейчас обычные. А разногласия технического плана у военного ведомства с промышленностью были всегда. Финансовые же ресурсы и тем более от ВТС необходимо концентрировать под новые программы Минобороны.
- Но у вас сейчас весь оборонный заказ составляет чуть больше 1 5 млн руб. А самолетов МиГ в Российской армии около 600. Разве это нормальные отношения с Минобороны?
- Но гособоронзаказ не может быть $100 млн. Будут у Минобороны деньги - будет больше заказ. Я же не решаю сколько денег надо отдать МО по линии бюджетного финансирования.
- Но вопрос в том что Минобороны будет решать и вопрос распределения средств по экспортным контрактам. А логика военного ведомства будет проста. Не может себе Россия сегодня позволить два истребителя - МиГ-29 и Су-27. Похоже выбор сделан в пользу «Сухого». Поэтому если вы придете в Минобороны с экспортным контрактом конкурирующим с предложением «Сухого» то выбор будет видимо сделан в пользу той компании которую в МО считают более важной с точки зрения поддержания в боевой готовности российских ВВС.
- Вы хорошо говорите когда речь идет о внутреннем заказе. Все остальное - это право инозаказчика. Он диктует условия что ему нужно какой самолет. А Минобороны здесь ни при чем оно лишь формализует решения на основании российской нормативно-правовой базы для исполнения контрактов. И не более. Минобороны не диктует зарубежному партнеру что ему брать.
Дальше вы говорите что будут перераспределять прибыль. То есть просто отбирать деньги. Но ведь есть налоговое законодательство. Мы знаем какие отчисления в пользу государства мы делаем. Просто экспроприацией никто заниматься не будет. А то что нужно аккумулировать средства от экспорта и грамотно их распределять - это факт.
- Как с вашей точки зрения это необходимо делать?
- Деньги надо «окрашивать» внутри предприятия. И представитель главного заказчика (Минобороны. - «Ведомости») на предприятии должен контролировать расходование этих денег так же как и бюджетных. Если мы договорились подписали с Минобороны соответствующее соглашение о том что часть средств от экспорта расходуется в интересах МО то военные должны четко контролировать себестоимость производства и распределение прибыли. Чтобы не было такого когда говорят: «Я потратил $100 млн от экспорта в интересах Минобороны России» а в итоге выхода нет никакого. Перераспределением средств тоже надо заниматься. По-видимому необходимо создать специальный фонд или ввести специальную статью в бюджете. Механизм этот отработан будет такие поручения есть.
- Сейчас правительство работает над планом создания интегрированных структур в военно-промышленном комплексе. В частности речь идет о создании единого производителя военной авиационной техники. Необходимо ли создание такой компании? Кто в нее должен войти - «Сухой» и «МиГ»? Какой принцип должен быть заложен в основу ее создания?
- Главное надо понять что не все сегодняшние производители останутся в самолетостроении. Государство не может кормить все предприятия. Каким образом будет происходить реформа - есть масса вариантов. Моя точка зрения такова. Есть продукт - тактический самолет военного назначения. Сегодня это Су-27 и МиГ-29. Но как можно обеспечить жизнь предприятия только на одном продукте тем более на военном самолете одного назначения?
- Но КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение экспортировало за 90-е гг. около 50 Су-27. - «Ведомости») ведь смогло.
- Не КнААПО а государство. Вся государственная система обеспечила успешную работу с Китаем. Первые переговоры о поставках «Сухих» Китаю вел председатель правительства Советского Союза Николай Рыжков. Это было еще в 1989 г. Была просьба со стороны китайской стороны. После всестороннего рассмотрения она была одобрена. Но все заканчивается. Контракты имеют пределы по срокам и по количеству. На одном продукте сидеть нельзя. И если мы говорим о создании крупных объединений то они должны быть разнонаправленными и иметь сильное гражданское направление.
- То есть сливать «МиГ» и «Сухой» смысла нет?
- А зачем? Это объединение будет производить по сути один самолет. Тактическую авиацию надо интегрировать с тяжелой. При этом нельзя забывать про Украину ведь серийные производители военно-транспортной авиации находятся там. Одно из предложений которое может иметь право на существование - это интеграция «МиГа» с туполевским направлением и направлением Антонова.
- РСК «МиГ» - госпредприятие. «Антоновское направление» - это украинские серийный завод «Авиант» и АНТК им. Антонова (разработчик). В ОАО «Туполев» входят АНТК им. Туполева (разработчик самолетов) и лишь один из серийных заводов - ульяновское ОАО «Авиастар». Как реально все это можно объединить?
- Вариантов много. Например можно сначала акционировать «МиГ» а потом объединяться. Можно создать управляющую компанию которой подчинить пока унитарное предприятие РСК «МиГ» и отдать в управление госпакет акций ОАО «Туполев». Занимаясь дальнейшей реструктуризацией РСК «МиГ» параллельно вести переговоры с антоновской фирмой. Причем объединенной компанией которая будет включать в себя серийный завод «Авиант» и АНТК им. Антонова. Здесь существует масса различных вариантов. Тем более как известно из СМИ в ходе последней встречи премьер-министров России и Украины было достигнута договоренность по которой Украина соглашается расплачиваться с Россией по своим долгам передавая пакеты акций некоторых предприятий.
- Едва ли не единственный крупный контракт на боевые самолеты который РСК «МиГ» может заключить в ближайшие годы - это поставка МиГ-29 для авиагруппы передающегося Индии крейсера «Адмирал Горшков». Есть даже мнение что от этого контракта зависит сохранится ли «МиГ» как производитель боевых самолетов. В ходе визита Владимира Путина в Индию было подписано межправительственное соглашение о передаче Дели «Горшкова». Означает ли это что вопрос о закупке МиГ-29 для авианосца принципиально решен известны сроки и примерный объем поставок?
- На сегодняшний день самолетом для «Горшкова» определен МиГ-29. Мы к выполнению контракта готовы. Дели сделал нам официальный запрос. Мы ответили. У индийской стороны находятся наши коммерческие предложения о поставках в различной комплектации.
- Уже определены параметры сделки по цене и количеству самолетов удельный вес «самолетной» части во всей стоимости контракта?
- Пока нет.
- Кто будет исполнителем контракта на поставку самолетов для авиагруппы «Горшкова»? РСК «МиГ» или госпосредник «Рособоронэкспорт»? Если вы выступаете без госпосредника в контракте на поставку авиагруппы то вы не платите 5омиссионных «Рособоронэкспорту»...
- Госпосредник еще должен доказать объем своих услуг. Держателем контракта будет спецэкспортер если ценовой параметр не ущемит нас как производителя.
- Все-таки правительство дало вам право самостоятельно осуществить контракт?
- Пока такое постановление не подписано.
- После индийского контракта для РСК «МиГ» сегодня наиболее значимым является участие в модернизации МиГ-29 поставленных еще СССР в страны Восточной Европы. Вы этот рынок оцениваете примерно в $500 млн. Еще летом должно было быть подписано российско-германское межправительственное соглашение о взаимодействии в сфере модернизации восточноевропейской военной техники советского производства. Вот и Герхард Шредер уже приезжал в Москву а документ до сих пор не подписан. Почему?
- Это нормальный процесс согласования. Насколько я знаю поручение подписать межправительственное соглашение уже дано. У нас в России оно полностью со всеми согласовано.
- И что оно предусматривает? Насколько оно облегчает вам работу?
- В нем говорится что стороны (Россия и Германия) намерены вести работу вместе. Хотя последнее слово конечно за клиентом который будет заказывать модернизацию военной техники. И Германия ни в коем случае не будет действовать без России.
- То есть проекты подобные МиГ-29 Sniper (модернизация румынских МиГ-29 германскими и израильскими компаниями без участия России) это соглашение запрещает?
- Такое больше не повторится. Это уже политический документ.
- Но ведь есть правительство ФРГ а есть DASA - компания которая будет непосредственно вести работы. Насколько федеральное правительство Германии может ограничивать деятельность частных корпораций?
- Работы ведут действительно субъекты хозяйствования. Где-то это государственные предприятия где-то частные. Но есть еще и политические документы которые накладывают ограничения и дают возможность той или другой стороне предпринять какие-то действия базирующиеся на международном праве. Кроме того если раньше не было ничего то теперь уже есть меморандум о взаимодействии между тремя партнерами - РСК «МиГ» «Росвооружением» и DASA. И сегодня речь идет о подписании политического межправительственного соглашения.
- Когда будет подписан наиболее «продвинутый» венгерский контракт на модернизацию МиГ-29? Будапешт вообще принял принципиальное решение по своим «МиГам»?
- Контракта пока нет. Но принципиальное решение принято. На Венгрию сейчас оказывается мощное политическое давление. Но летом оно было еще больше. В НАТО против модернизации «МиГов» уже не возражают. И командующий авиацией альянса сделал соответствующее заявление.
- Что с «МиГами» других восточноевропейских стран?
- Венгрия сегодня как лакмусовая бумага. Если Будапешт подпишет контракт с Россией то можно прогнозировать такие же действия в этом направлении и других государств.
- После выборов нового президента сняты санкции с Югославии. Вы ведете переговоры с югославами по модернизации их МиГ-29 и других микояновских самолетов?
- Пока я не могу ничего сказать по поводу Югославии. Пусть Венгрия будет номер один дальше Болгария Румыния Словакия Польша.
- Но Югославия по политическим причинам для нас очень перспективный партнер...
- Все будет зависеть от решения российского правительства. Будет дана отмашка - сразу начнутся переговоры.
- Каковы предварительные результаты экспорта РСК за этот год? Были ли экспортные поставки истребителей?
- В этом году поставок Миг-29 не было. Готовилась база для подписания контрактов со странами Африки Европы Латинской Америки и Азии.
- А насколько изменился общий объем экспорта по сравнению с прошлым годом?
- В том году мы экспортировали продукции чуть меньше чем на $200 млн. В этом году на конец октября объем нашего экспорта составил около $100 млн. Это запчасти обслуживание и т. д. Конечно существенно сказалось эмбарго ООН наложенное на поставки оружия в Эритрею (РСК «МиГ» поставила туда в прошлом году шесть МиГ-29 и такое же количество должна была поставить в этом. -»Ведомости»).
- Есть информация о том что был подписан $60-миллионный контракт на поставку запчастей в Сирию. Вы можете ее подтвердить?
- Пока сирийская сторона не заявила о начале действия этого контракта.
- Это формальная отсрочка контракта или Дамаск действительно не хочет приступать к его реализации?
- У нас есть только официальное объяснение. Сейчас мы готовим производственную базу для выполнения контракта.
Ведомости 28.11.00