От Dinamik Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.08.2002 17:55:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ответы Мутнова А.П. (кобра)

1)С какого года он на фронте ?

C 19 cентября 43-го.

2)Где служил ?

Морская авиация 632 иап. НЕ ПВО.
Дивизия (номер не помнит) состояла из двух полков. Один штурмовой и один истребительный который прикрывал этот штурмовой.

3)Что заканчивал ? И на чем учили летать ?

В октябре 41-го попал в ЦАГИ и там обслуживал аэродром. Прям из пионерского лагеря из под Великих Лук. Ему тогда 16 лет было. Вообще история у него достаточно интересная и необычная. Благодяря какому-то комиссару они из пионерлагеря дошли до Москвы до ЦАГИ. Половина ребят погибла по дороге. Работали они на аэродроме в Раменском. Впервые там познакомились с английскими самолетами Харикейнами. Примерно в 20-хх числах октября. Провел на этом аэродроме около года.
Потом попал в авиашколу в районе мордовского селения Чамзинка. Обучался он на Р-10. Слетал самостоятельно на нем раз 18 всего. Курс полетов – всего 40 часов был. Причем попал один раз в аварию. Комичный был случай схватился по ошибке не за ручку поднятия шасси а за кран перекрытия горючего. Простили.
Потом сразу пересел на кобру. Учили их почти год. Основательно. Кстати про писуар под сидением не помнит категорически. Но все 45 приборов кобры помнит как сейчас.
Всего на кобре отлетал 418 часов. В бой пошел только после 300 часов налета (!). Но подготовленным он себя ни в кое мере не считал. Мало было упражнений по стрельбе в воздухе. Чувствовал себя очень неуверенно. За всю войну не было у него в боевых вылетах при сопровождении «бостонов» НИ ОДНОГО БОЯ т.е. ни одной встречи с немцами. А то говорит не разговаривал бы я с вами…

Насчет истории с полтавской трагедией.

>Предполагаю (только предполагаю).
Они могли базироваться где-то в пределах радиуса досягаемости до Полтавы.
Их могли поднять. В пути туда или обратно (после неудачного поиска) могли погибнуть в ночном полете при столкновении о землю или между собой или то и другое вместе.
НО есть очень существенное сомнение весь полк не мог иметь допуск к ночным полетам.
Как правило в полку летчиков-ночников было меньше половины.

Предположения Игоря оказались верными. Базировались они под Перязево (могу ошибиться с названием) Миргородом и Полтавой. Они прилетели из Удмуртии и разместились в Перязево и Миргороде. В Полтаве место на аэродроме не оказалось. Во время этой катавасии один полк ихний подняли. Но они не знали ни местности ни карт не было. Подняли их ночью. Были ночники. Он сам имел допуск к ночным полетам. И не было радиосвязи. И с кем связаться не знали. Никого не нашли и на обратном пути много повредили самолетов при посадке. Плохая подсветка аэродрома точнее ее отсутствие. Полк стал не боеспособен. Прекратили перебазировку на Черное море и оставили доучиваться НАВИГАЦИИ. Были специальные навигаторские занятия.

>Если действительно подняли Кобры (откуда ?) их должны были пытаться наводить Пегматитом. Спроси - попытка наведения по РЛС ? Либо их просто пульнули искать иголку в стоге сена ?
Если пилоты-ночники: были ли у них ОАБы о которых в свое время подробно писал Владимир ?

Не было у них ни ОАБов ни Пегматитов. И вообще не ПВОшники они были может быть поэтому не было у них ничего. Кстати про Пегматит он даже не слышал. ОАБы были в бомбардировочном полку только.

1/ Как он оценивает шасси с носовой стойкой насколько сильно руление и посадка отличались от традиционных тогда с костылем

На костыле он летал только на Р-10. О носовой стоке очень высокого мнения. Даже если стойка подламывалась (если грубо сесть) самолет не переворачивался. Вобщем никто не жаловался. Как он говорит они все были «зеленая молодежь» и к «костылям» не привыкли. Рассказывал о трагедиях на «костыльных» - капоты.

2/ Каково его мнение о двигателе? Так ли действительно он был "капризен"? Или дело все-таки в "масляной культуре" технарей и инженера полка?

Про капризы ничего не сказал. Правда и сравнить ему было не с чем.

3/ Впечатления от двери кабины "автомобильного" типа. Как это сказывалось на покидании самолета (другими летчиками)?

Одна из дверей была ЗАКРЫТА наглухо. Из кобры ни разу не прыгал.

4/ Были ли в полку подвесные топбаки? Использовали ли их на практике? Или очень редко при перебазировании как в полку Покрышкина?

Не было никогда.

5/ Летал ли он на других самолетах (ЯКи Ла)? Если да то каково его сравнение Кобры с нашими самолетами?

Нет.

6/ Как часто бывали случаи плоского штопора? И насколько эта "болезнь" была типичной (на фоне воспоминаний Рабкина) для Кобры в боевых частях когда летчики - строевые подготовка - от аса до выпускника "взлет-посадка"?

У него ни разу.

7/ Привелось ли летать на Кингкобре? Если да то его мнение.

Нет.

4) Какие были прицелы просто перекрестие или с ёлочкой?

Насчет оружия у него мнение очень высокое. Они все оружие перевели на одну гашетку как у Покрышкина. Причем стрельба по наставлениям ихним должна была вестись с дистанции 200-250 метров!!!
Но опять же в бою ему его применить не пришлось. Так что…
Кстати у него в полку на кобрах НЕ БЫЛО кислородных приборов.

И вот самое важное:

- Так на вас ни разу никто не нападал когда вы бомбардировщики сопровождали?
- Нет ни разу. А если бы напали изничтожили бы наверно?
- Почему?
- Не подготовлены мы были.
- Странно вас столько учили…
- Ну и что же. У НАС СТАРЕНЬКИХ ЛЕТЧИКОВ НЕ БЫЛО. Всех повыбивали…

Т.е. они практически юноши еще 17-18 лет целыми эскадрильями летали на сопровождение практически БЕЗ «СТАРИКОВ».