От ZaReznik Ответить на сообщение
К SK Ответить по почте
Дата 08.10.2019 00:10:52 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Ооо! Шацкий на Яке против Мустанга! Читал, ЕМНИП в "Технике-Молодежи" :))

>А этого пилота куда девать?
>Михайлов Павел Михайлович, Сто ночей в горах Югославии. 2-е изд. М.: Мол.гвардия, 1980 на с.81
>"Сопровождать нас назначили двух храбрых летчиков, хорошо мне знакомых, славных ребят — Ивана Сошнева и Александра Шацкого".
>Если Сошнев и Сошников еще как-то близко (и имена совпадают), то из других пилотов-Александров к Шацкому никого близко нет.

"Обратимся к Марксу!" (с)
http://militera.lib.ru/h/sergienko_am/index.html

В книге у Сергиенко перечислены все 12 летчиков
В эскадрилью вошло 12 летчиков: майор Н.И.Овчаренко (командир эскадрильи), капитан В.А.Щукин (его заместитель), старшие лейтенанты И.Ф.Сычев (штурман), И.И.Сошников, лейтенанты В.Меркулов, А.М.Бебин, А.Е.Богданов, Б.В.Арсеньев, П.Ю.Рочагов, Малахов и младшие лейтенанты Д.Д.Костин, М.М.Руденко. Все летчики имели отличную подготовку и опыт боевых действий.
(!! возможно не совсем хорошо распознанный скан !!)

В этой же книге, кстати, есть и хронометраж по созданию группы - с номерами постановлений, датами и т.п.

А вот и описание "боя с Мустангом". Не бой, а форменное фулюганство. Сорвали боевой вылет союзнику-американцу.

7 октября с утра между советскими и американскими летчиками в Бари разыгрался авиационный "скандал". По плану командования АГОНа истребительной эскадрилье предстояло произвести тренировочные полеты. Утро было тихим и спокойным, на небе ни облачка. Полеты производились в зоне аэродрома, поэтому на вышке представителей АГОНа не было, находились там только американцы, истребители которых в это утро выполняли боевые задания.
На взлетной полосе пара "яков". В кабинах летчики И.И.Сошников и А.Е.Богданов. Одновременный старт, короткий разбег, синхронный отрыв, и, круто набирая высоту, словно привязанные друг к другу самолеты вонзились в голубизну. Поднялись на тысячу метров, вышли в море, сделали полукруг и стали, теряя высоту, заходить на аэродром.
За это время американцы вывели на старт своего "Мустанга". Подняв облако пыли, он взмыл в небо, как раз в то время, когда пара "яков" заходила на посадку. Не сговариваясь, советские летчики бросились вдогонку за американцем. "Мустанг" — один из лучших истребителей ВВС США. Его мотор был на 500 лошадиных сил мощнее, чем у Як-9.
Пристроившись с внешней стороны круга к американскому истребителю, Сошников и Богданов стали ходить за ним, повторяя все его эволюции. Американец попытался оторваться скоростью, но не тут-то было: пара "яков" не уступила ему ни метра. "Мустанг" круто полез на высоту, "яки" — за ним. Видя, что оторваться никак не удастся, американский летчик попросил командную вышку передать русским, чтобы они дали ему возможность уйти с круга на задание. Но руководитель полетов сделать этого не мог, так как представителя АГОНа рядом с ним не было.
А весть о том, что "русские взяли в клещи американца", уже растеклась по аэродрому. Все, бросив свои дела и задрав головы, следили за тем, что происходит в небе. А там тройка, бесспорно первоклассных летчиков, распалив свое профессиональное самолюбие, уже вошла в азарт. [367]
Американец бросил своего "Мустанга" вниз, прошел над аэродромом, набирая скорость, бреющим, красиво выполнил горку с виражом, надеясь оторваться от "яков" маневром на вертикали. Однако советские летчики в точности повторили его эволюцию, вышли на 500 м выше и, спикировав, заняли место рядом с "Мустангом". Понимая, что оторваться от русских нет возможности, американец повел машину на посадку. Через минуту после него приземлились "яки".
В разных секторах барийского аэродрома начался разбор. В американском с летчика спрашивали, почему он не ушел на задание, а тот в ответ только разводил руками, что означало: чего спрашивать, сами все видели. Американского летчика на месяц лишили воздуха. По-русски — это отстранение от полетов.
Более крутой разговор состоялся в советском секторе. К только что зарулившим на стоянку "якам" подкатила машина. Из нее вылезли Щелкунов и Овчаренко. Летчики, разгоряченные полетом, стояли рядом. По резкому звуку захлопнутой двери автомобиля определили: будет разнос.


Вот комментарий Сергиенко аккурат насчет Шацкого:
Что мне хотелось бы добавить к этому? В истребительной эскадрилье летчика Шацкого не было. С этим именем созвучна фамилия Щукина Виктора Александровича. Не было среди истребителей и Сошнева, а был Сошников Иван Иванович.
А вышел я на эти тонкости не для того, чтобы уличить автора статьи в неточностях, нет. Павел Михайлович Михайлов мог и перепутать фамилии летчиков истребительной эскадрильи, что вполне естественно — все-таки это были разные подразделения да и прошло столько лет. Дело в другом: в этот день в Бари не вернулся один Як-9. Погиб летчик истребительной эскадрильи, причем его фамилия не совпадает с теми, кто сопровождал, как пишет Михайлов, самолет в этом полете.

Привожу архивный документ:
"В течение ноября было произведено два вылета днем: 5 ноября на сброс грузов в район порта Сплит и 9 ноября на площадку Бугойно с посадкой. В обоих случаях полет осуществлялся под прикрытием пары истребителей. При полете в Бугойно была очень тяжелая обстановка в районе цели. Командир ведущего корабля дал истребителям указание сопровождать только до облачности и ожидать его возвращения у ее кромки. Несмотря на это, истребители пошли в облачность за прикрываемым кораблем и один из них — лейтенант Малахов — не вернулся на базу. Предположительная причина — потеря представления о положении самолета относительно земли"{260}. [407]


Но тут вот какая странность!
В наградном Малахов не_указан ни как погибший, ни как пропавший без вести.
В ОБД "Мемориал" вроде не_пробивается
ни Малахов Иван Сергеевич, 1916 г.р.
ни какой либо Малахов Иван Сергеевич, погибший (пропавший без вести) осенью 1944