От SK Ответить на сообщение
К ZaReznik Ответить по почте
Дата 10.11.2016 11:56:52 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Вопрос по...

>>>>>ЕМНИП в мемуарах Долгушина было упоминание о персональной раскраске самолета В.Сталина с орденами во весь хвост
>>>>Ага, Долгушин еще не то рассказывал, но принимать его байки всерьез - это просто смешно...
>>>Тем не менее о сталинском Яке с орденами несколько раз упоминает в своем мемуаре и Ф.Ф.Прокопенко.
>>
>>Ну тоже верно.
>
>Не знаю, что там верно, а что - нет.
>Могу лишь отметить, что у Прокопенко написано следующее:

>(стр. 150-151)
>"Тут генерал [командир 1 ИАК Белецкий] заметил Як-9, который как раз находился у нашей стоянки. Про этот самолет надо рассказать особо. Когда-то эту машину главный конструктор Яковлев лично подарил полковнику В.И.Сталину. Самолет был изготовлен, как говорили, по специальному заказу: полированный фюзеляж, особый камуфляж, выделявшийся из общего "зеленого" стандарта.

>В нашей эскадрилье этот Як-9 оказался случайно. Поначалу самолет стоял на Центральном московском аэродроме. Мне пришлось перегонять его в расположение нашего полка, на аэродром Люберцы. Впоследствии перелетал на нем на очередной театр военных действий. Поэтому он и был в боевом расчете 3-й эскадрильи и под опекой нашего техсостава.

>Как оказалось, "як" оказал медвежью услугу Василию. Местные подхалимы-политработники распорядились на руле поворота с одной стороны нарисовать орден Красного Знамени, с другой - орден Александра Невского, которыми уже был награжден полковник Сталин. Что только не делает угодливость! В первом же боевом вылете на этой машине на Северо-Западном фронте немцы с удовольствием погоняли В.Сталина. После вылета полковник зло распорядился: "Убрать это художество!" Впоследствии Василий, в знак уважения к комкору, подарил ему этот Як-9.

>И вот теперь, по случаю, генерал Белецкий решил посмотреть на свой Як-9. Поинтересовался, летал ли кто-нибудь на нем из наших летчиков. Подполковник Бабков сказал, что старый хозяин самолета разрешил использовать машину в случае крайней необходимости и только с разрешения нового хозяина.

>Комкор летать разрешил. На Северо-Западном фронте на мою честь выпало выполнить два юоевых вылета на этой машине. Ордена с руля поворота убрали, но привлекающий камуфляж остался. Поэтому немцы пытались погонять и меня. Не вышло. А я к своему боевому счету добавил второго Фокке-Вульфв-190, сбитого огнем этого особенного Як-9"


>(стр.200)

>"В описанной выше опале полковник В.Сталин находился непродолжительное время. Он назначается командиром нашего полка и в конце января 1943 года прибывает на Северо-Западный фронт. Знакомится с летным составом, прибывшим на пополнение полка в период переформирования. Принимает решение на перестановку руководящих кадров в связи с уходом команлира полка Бабкова Ивана Федоровича на другую должность. Из 1-й эскадрильи выбрал себе постоянного ведомого, Владимира Орехова, впоследствии ставшего Героем Советского Союза.
>В первом же боевом вылете, преследуя противника, он оторвался от группы. Немцы увлеклись охотой за его Як-9, выделявшийся среди других, о чем я уже упоминал. Нам было известно, что руководство авиационного корпуса и Воздушной армии следило за тем, чтобы полковник Сталин не увлекался боевыми действиями. Именно после этого вылета, когда немцы гонялись за его "яком", украшенным изображениями орденов, которыми В.Сталин был награжден, в полк прибыл командующий 3-й ВА генерал Папивин. Весь летный состав находился в сборе: производился разбор совершенного боевого вылета. Командующий уговаривал командира полка: "Василий Иосифович, не нужно вам летать. Что скажет нам Иосиф Виссарионович?! Старший брат погиб. В воздушных боях все бывает..." Полковник Сталин отвечает: "Понял! Слушаю Вас!" Он умел артистически продемонстрировать свою послушность, выправку, умело "взять под козырек". Как только командующий убыл с аэродрома, командир, обращаясь ко мне, задает вопрос: "Где твой ведомый?" Анатолий Барановский стоял рядом. Дает команду, обращаясь к Сергею Долгушину: "Сергей, ты с Луцким, я с Орехом! Повторим вылет!" Той же шестеркой сразу врезались в бой. Вот в этом бою мне удалось выбить "мессер" из-под хвоста самолета командира. При этом я наблюдал другой горящий "мессер", который отправил в мир иной Василий. Видимо, данный эпизод позволил ему уже после войны подарить мне свой фотопортрет с надписью: "За жизнь - обязан тебе! В.Сталин"."
"
Судя по описанию- это не мог быть обычный Як-9, потому-что у Як-3-1 (И-30-1) были отъемные консоли и бескаркасный капот (по описанию), а из вооружения осталась только одна пушка. То, что существовал запрет на полеты лишний раз может свидетельствовать об опытном характере машины, которая не должна была достаться противнику или были виды ее вернуть в ОКБ и использовать впоследствии.
Если говорить об окраске, то ОКБ в конце 1942 г. красило машины весьма своеобразно (см. самолеты 562-го иап)
http://ic.pics.livejournal.com/owl_99/51346797/45930/45930_original.jpg


http://ic.pics.livejournal.com/owl_99/51346797/46480/46480_original.jpg


И скорее всего это серо-темно-серая гамма.