От assaur Ответить на сообщение
К All
Дата 02.06.2016 10:09:43 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Самолеты, подаренные 5 ВА_на июнь 1944 года

Источник: История 5 воздушной армии (военно-исторический очерк).

На середину июня 1944 года в частях 5 Воздушной Армии находилось уже 16 самолетов, приобретенных трудящимися на свои сбережения и переданных лучшим летчикам Армии.

Самолеты подарены:

Коневым Василием Викторовичем, колхозником колхоза «Большевик», Бударинского района, Сталинградской области − «ЛА-5». Вручен командиру аэ капитану Кожедуб, сбившему к тому времени 34 самолета противника;

− комсомольцами города Алма−Аты «ЯК-9». Вручен командиру аэ 152 иап Герою Советского Союза капитану Луганскому С.Д., сбившему к тому времени 32 самолета противника;

− рабочими паровозного депо гор. Знаменка − «ЯК-9». Вручен командиру 152 гв. иап, Герою Советского Союза гв. подполковнику Меркушеву, сбившему к тому времени 25 самолетов противника; [240]

− Рабочими паровозного депо «Знаменка» − «ЯК-9». Вручен летчику 153 (???) шап гв. лейтенанту Усову В.М.:

− Железнодорожниками гор. Смоленска − «ИЛ-2». Вручен командиру звена 130 гв. шап гв. мл. лейтенанту Курепину.

− личному составу 21 ГИАЧКП трудящиеся Краснояркого края подарили приобретенные на свои личные сбережения 8 самолетов «Аэрокобра», которые вручены: командиру аэ капитану Проженкову, летчику гв. старшему лейтенанту Ефимову, летчику гвардии лейтенату Фалалееву, летчику гв. лейтенанту Мацокину, летчику гв. мл. лейтенанту Белоус, летчику гв. мл. лейтенанту Костякову, летчику гв. мл. лейтенанту Тушкову, летчику гв. мл. лейтенанту Морозову.

Кроме боевых самолетов в 9 гв. иамд имеется еще 3 самолета «У-2», подаренных колхозниками колхоза им. Горького, Мариупольского района.

Большая работа в частях армии проводилась в связи с получением летчиками именных самолетов, построенных на собранные трудящимися средствами. При получении таких самолетов в полку устраивались митинги, на самолетах делались надписи.

Например, на самолете капитана Кожедуб была такая надпись на правом борту фюзеляжа: «От колхозника Василия Викторовича». На левом: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г.Н.»

Между летчиками, получившими именные самолеты, и трудящимися, на средства которых они были куплены, завязывалась переписка, благодаря которой в авиационных частях и подразделениях знали о героическом труде советского народа, а в тылу − о боевых подвигах наших славных летчиков. [241]

Вот письма, которые направил в конце мая 1944 года личный состав полка, где проходил службу прославленный воздушный асс Иван Никитович Кожедуб, колхознику Коневу, который приобрел на свои сбережения самолет.

«В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего на внесенные Вами средства построен самолет.

Но Вашему желанию самолет с надписью «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева передается лучшему нашему летчику. Василий Викторович, можете быть спокойным. Самолет в надежных руках. Боевой счет Героя Советского Союза Кожедуб − 38 лично сбитых вражеских машин. Последние 3 победы от одержал за 2 дня. В первый день в ожесточенном бою он сбил Ю-87. 38-ой его трофей «ХШ-129».

А спустя немного времени сам Кожедуб направил письмо 10 июня 1944 года Коневу, в котором писал:

«Дорогой Василий Викторович! Рад передать Вам что на Вашем самолете я поверг на землю уже 7 немецких машин: 31 мая − один ФВ-190, 1 июня − 1 Ю-87, 3 июня − еще 3 самолета ФВ-190 и 7 июня − 2 самолета противника».