От Прокофьев Илья Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.01.2009 20:35:34 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Размышления на тему: кто погиб в обломках И-16

Приветствую, уважаемое сообщество!
Размышления на тему: кто погиб в обломках И-16.

И так, что мы знаем:
На Карельском перешейке (район границы между Выборгским и Приозерским районами Ленинградской области) в районе урочища Богородское (район Ланиярви, рядом поселок Красный Сокол (Соккала), на ж\д перегоне Каменогорск (Антреа) – Бородинское (Сайрала), было обнаружено место падения самолета И-16. На найденных Владимиром Николаевым обломках, удалось установить тип и номер самолета: И-16 тип 29 № 2921770, а также номер мотора М-62 № 621220. Причем, похоже, что мотор ранее находился в ремонте, так как на одной из сменных деталей (которая была использована как запасная часть от другого мотора М-63) был обнаружен номер старого мотора, который был однотипный и имел заводской номер 633805. При обследовании места падения было установлено, что самолет упал и основательно обгорел, в районе расположения кабины были обнаружены пряжки от пристяжной системы парашюта, которые тоже обгорели. Данный факт, говорит о том, что летчик, скорее всего, погиб вместе с самолетом. Вот только остается открытым вопрос, в какое время упал сбитый самолет и на чьей (на время падения) территории: советской или финской. Что одни, что другие могли извлечь останки пилота и похоронить их либо на кладбище, либо у самолета. При проведении работ у самолета останков пилота не обнаружено. Конечно, нельзя и отвергать версию, о полном сожжении трупа в обломках самолета…
Теперь о полках истребительной авиации на данном направлении: скорее всего (почти на 99 %) самолет погиб летом 1941 года, так как данная территория была занята финнами уже в августе 1941 года и линия фронта к сентябрю находилась уже почти у самого Ленинграда. Поэтому рассматриваемый нами промежуток времени строго ограничен июнем-августом 1941 года. На этом направлении в 1941 году действовали ВВС 23 армии Ленинградского фронта. ВВС 23 армии состояли лишь из одной 5-й смешанной авиадивизии, в которую входили всего два истребительных полка. К слову, сразу отбросим 159 и 158 ИАПы, которые выбыли из состава дивизии в июне 1941 года, да и дислоцировались они на аэродромах: Гривочки, Сиверская и Веретье, что очень далековато от интересующего нас места. Тем самым остаются только два полка истребителей: 7-й краснознаменный ИАП и 153-й ИАП.
Сразу оговоримся, о том, что если бы у меня на сегодняшний день имелись документы 5-й САД о передвижении матчасти (приказы о постановки и снятия с учета, акты списания, ведомости наличия), то и гадать нам бы не пришлось! Но, так как до документов 5 САД, которые есть в ЦАМО, я еще не добрался, будем использовать имеющиеся сведения. А это: «Сведения о боевом составе и потерях ВВС Ленинградского фронта с 22 июня 1941 года по 09 октября 1941 года» и списками безвозвратных потерь 5-й САД за указанный период. Попробуем совместить потери матчасти и личного состава полков. Также для понимания выводов, должен сказать, что приводя потери личного состава буду указывать только тех летчиков, которые погибли на самолетах И-16, или по которым я не имею информации, на типе какого самолета погиб последний.
На вооружении данных полков в 1941 году, были:
- 7 КИАП (МиГ-3, И-16, И-153, И-15бис);
- 153 ИАП (МиГ-3, И-16, И-153).
Теперь о количестве самолетов И-16 в этих полках и их передвижении в период июня – августа 1941 года (к сожалению, типы самолетов, мне неизвестны):
На 23 июня 1941 года:
- 7 КИАП (аэродром базирования Майсниеми) имел 4 исправных И-16.
- 153 ИАП (аэродром базирования Кексгольм) имел 3 исправных И-16.
На 10 июля 1941 года:
- 7 КИАП на аэродроме базирования Майсниеми имел 1 неисправный И-16 и на аэродроме Сурмериоки еще 1 неисправный И-16.
- 153 ИАП – самолетов И-16 в составе не имеет.
Тем самым установлено, что за период с 23 июня по 10 июля 1941 года оба полка полностью потеряли 5 самолетов И-16 (два 7 КИАП и три 153 ИАП).
По потерям личного состава полков за этот период:
7 КИАП:
- 3 июля 1941 года сбит ИА противника в районе Выборг – Энсо (Светогорск) капитан Исаев А.А. На типе какого самолета он погиб мне неизвестно, но есть предположение, что все же на И-153. Труп капитана Исаева был найден на нашей территории и похоронен в городе Выборг. Больше потерь за указанный период в полку на самолетах И-16 (или на неустановленных типах) нет.
153 ИАП:
- 1 июля 1941 года (по другим документам 2 июля 1941 года) не вернулся с боевого задания из района Мемола (русское название не нашел) район Иматра (Финляндия) – Париккала (Финляндия) лейтенант Дятленко В.А. Тип самолета на котором погиб летчик мне неизвестен. В истории полка говорится, что подбитый ЗА противника самолет Дятленко упал на сбившую его финскую зенитку.
- 1 июля 1941 года при заходе на посадку на аэродром Кексгольм (Приозерск) врезался в землю младший лейтенант Фишбейн И.С. Летчика похоронили в городе Кексгольм. Тип самолета на котором погиб летчик мне неизвестен.
- 8 июля 1941 года не вернулся с боевого задания лейтенант Корчагин В.Н. Район задания и тип самолета неизвестен.
По матчасти на 1 августа 1941 года:
- 7 КИАП (аэродром базирования Майсниеми) имел 8 исправных И-16.
- 153 ИАП (аэродром базирования Саккола) имел 3 исправных И-16.
Тем самым становится ясно, что оба полка получили пополнение в самолетном парке. К сожалению, точно сказать, какое количество самолетов И-16 за этот промежуток времени было потеряно сказать невозможно, так как неизвестна дата поставки в полки самолетов. Возможно, что самолетов И-16 было поставлено больше, чем, то количество, которое указанно к 1 августа 1941 года.
Потери личного состава:
7 КИАП:
- 16 июля 1941 года катастрофа самолета в районе аэр. Майсниеми, самолет И-16 упал в озеро, летчик старший лейтенант Носаченко Ф.Е., похоронен на кладбище в Левашово.
- 1 августа 1941 года в районе Иммолан-ярви сбит ИА противника лейтенант Безотосов Н.А., на самолете И-16.
153 ИАП:
- 14 июля 1941 года в районе Уркрукуй (русское название не нашел, возможно ошибка в названии) не вернулся с боевого задания младший лейтенант Землянушкин А.Р. Тип самолета мне неизвестен. Но, по частичным архивных сведениям финнов известно, что в этот день ими зафиксированы два сбитых И-153 в районе Ристалахти – Киряавала (русские названия не нашел). Так что, можно вполне предположить, что Землянушкин погиб на самолете И-153.
- 19 июля 1941 года в районе 5 км севернее аэродрома Кексгольм сбит в воздушном бою лейтенант Большаков П.С. Летчика похоронили на кладбище в городе Кексгольм. Тип самолета неизвестен.
По матчасти на 10 августа 1941 года:
- 7 КИАП (аэродром базирования Майсниеми) имел 2 исправных и 4 неисправных И-16, что говорит о том, что полк в течение 10 дней потерял 2 самолета данного типа.
- 153 ИАП на данное число самолетов И-16 не имеет. Это говорит о том, что в период этих дней потерял все три самолета И-16.
Потери личного состава:
7 КИАП:
- 4 августа 1941 года (по другим данным 14 августа 1941 года) не вернулся с боевого задания лейтенант Сеекутов С.Д. Район задания и тип самолета неизвестен.
153 ИАП:
- 9 августа 1941 года сбит и предположительно упал в Ладожское озеро самолет И-16 с летчиком младшим лейтенантом Бычковым М.И.
По матчасти на 26 августа 1941 года:
- 7 КИАП на данное число самолетов И-16 не имеет. Это говорит, о том, что за шесть дней были потеряны (или списаны) все 6 оставшихся И-16.
- 153 ИАП на аэродроме Пехтияся имеет 1 исправный И-16 и на аэродроме Яппиля еще 1 исправный И-16. Зная, что на предыдущие отчетное число (10 августа) полк вообще не имел самолетов И-16, значит к 26 августу в полк поступили как минимум еще два самолета. Если не предположить, что поступления были и большего количества, а до отчетного 26-го числа дожили всего два самолета.
Потери личного состава за этот период:
7 КИАП:
- 18 августа 1941 года сбит ЗА противника в районе Сантала (русское название не нашел) младший лейтенант Юсков Ф.С. Тип самолета неизвестен.
153 ИАП:
- 11 августа 1941 года погиб в воздушном бою младший лейтенант Фадеев И.А. Район задания и тип самолета неизвестен.
- 20 августа 1941 года сбит в воздушном бою и упал на территорию противника лейтенант Любутин М.А. Район задания и тип самолета неизвестен.
- 21 августа 1941 года сбит в бою над Ладожским озером лейтенант Кривойкин Н.А. Тип самолета неизвестен. Летчик похоронен на аэр. Лехтимется.
По матчасти на 1 сентября 1941 года:
- 7 КИАП на данное число самолетов И-16 не имеет. Тем более полк перелетел с Карельского перешейка и его эскадрильи стали базироваться на аэродромах Ленинградского аэроузла: Дубровка, Комендантский, Касимово).
- 153 ИАП на это числе имел на аэродроме Касимово 1 исправный И-16, а на аэродроме Комендантский еще 1 исправный И-16.
Потери личного состава:
7 КИАП:
- за этот промежуток времени потерь на И-16 не имеет.
153 ИАП:
- 1 сентября 1941 года сбит над территорией противника старший лейтенант Морозов Н.А. Район задания и тип самолета неизвестен. Известно, что имя пилота увековечено на мемориале в пос. Агалатово, но он там точно не похоронен. В оперативных документах ВВС Ленинградского фронта, есть упоминание, что в этот 5 САД потеряла один единственный самолет И-153. Так можно предположить, что именно на этом самолете не вернулся с боевого задания старший лейтенант Морозов.

Итого получается:
7 КИАП за этот промежуток времени потерял 4 самолета И-16 и 4 летчика. Не исключаются, что возможны потери самолетов и без гибели пилота, поэтому однозначно сказать, что все четверо пилотов погибли на И-16 не оправдано.
Исключая из списка летчиков погибших, чьи обстоятельства гибели, менее подходят к нашему случаю (Исаев, Носаченко), остаются как предполагаемые: Безотосов, Юсков, Сеекутов.
153 ИАП за этот промежуток времени потерял 6 самолетов И-16 и 10 летчиков. (Для сведения: В истории 153 ИАП записано, что за время боевых действий под Ленинградом полк потерял 6 самолетов И-16 как боевые потери, и 1 самолет И-16 как не боевая потеря. Итого 7 самолетов).

Аналогично, исключая из списка летчиков погибших, чьи обстоятельства гибели, менее подходят к нашему случаю (Морозов, Землянушкин, Большаков, Кривойкин, Бычков, Дятленко, Фишбейн), остаются как предполагаемые: Любутин, Корчагин, Фадеев

Итог таков, что возможно на самолете И-16 обнаруженном в районе Каменогорска погиб кто-то из ниже приведенных летчиков:
- летчик 7-го Краснознаменного ИАП лейтенант Безотосов Николай Алексеевич;
- летчик 7-го Краснознаменного ИАП младший лейтенант Юсков Федор Семенович;
- командир звена 7-го Краснознаменного ИАП лейтенант Сеекутов Сергей Дмитриевич;
- командир звена 153 ИАП лейтенант Любутин Михаил Александрович;
- командир звена 153 ИАП лейтенант Корчагин Василий Николаевич;
- летчик 153 ИАП младший лейтенант Фадеев Иван Александрович.

Обращаясь ко всем, кто сможет чем-то дополнить данные размышления, буду очень признателен. Со временем, мы конечно же установим имя погибшего пилота. Но, это случится только после того, когда мне удастся ознакомится с документами ЦАМО по 5-й смешанной авиадивизии ВВС Ленинградского фронта.



С уважением. Илья.