От deruluft Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.01.2009 15:41:33 Найти в дереве
Рубрики 1945-1991; Версия для печати

Для интересующихся ХВ

Запись беседы первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко с послом США в СССР А. Кэрком по вопросу о нарушении 8 апреля 1950 г. советской границы американским военным самолетом
03.05.1950

Секретно
Принял сегодня Кэрка по его просьбе.
В ответ на нашу ноту от 21 апреля с.г.2 по вопросу о нарушении американским самолетом советской границы в районе Либавы Кэрк вручил ноту правительства США (текст прилагается).
Кэрк заявил, что это единственный вопрос, по которому он пришел.
Сознательно бегло просмотрев ноту, я сказал, что нота будет изучена.
На этом беседа закончилась.
На беседе присутствовал 1-й секретарь Отдела США тов. Моляков.
Заместитель министра
иностранных дел СССР
А. ГРОМЫКО
Приложение
НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА США ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР ПО ВОПРОСУ О НАРУШЕНИИ АМЕРИКАНСКИМ САМОЛЕТОМ ГРАНИЦЫ СССР
Посол Соединенных Штатов Америки свидетельствует свое уважение министру иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик и, ссылаясь на ноту Министерства от 21 апреля относительно пропавшего американского самолета, имеет честь сообщить следующее.
Правительство Соединенных Штатов Америки отмечает, что правительство Союза Советских Социалистических Республик продолжает говорить об американском самолете типа Б-29, который якобы проник 8 апреля на советскую территорию, несмотря на факт, что было ясно заявлено, что единственным американским военным самолетом, находившимся в районе Балтики 8 апреля, был самолет военно-морского флота Соединенных Штатов типа «Прайвитир». Правительство Соединенных Штатов повторяет, что этот самолет Военно-морского флота Соединенных Штатов был невооружен и никогда не находился над советской территорией, либо над территорией, оккупированной Советским Союзом, или над советскими территориальными водами. Таким образом ясно, что версия этого инцидента, выдвинутая советским правительством, не соответствует фактам. Из ответа правительства СССР на сообщение правительства Соединенных Штатов от 18 апреля явствует, что правительство СССР продолжает основывать свою позицию на ошибочной версии, которую оно выдвинуло вскоре после того, как произошел инцидент, и что оно не произвело предложенного правительством Соединенных Штатов тщательного расследования, которое позволило бы советскому правительству исправить эти ошибки.
Правительство Соединенных Штатов категорически отрицает, что американский самолет нарушил советскую или оккупированную Советским Союзом территорию, и отвергает как полностью необоснованный протест, содержащийся в последнем параграфе ноты Министерства иностранных дел от 21 апреля.
При этих обстоятельствах правительство Соединенных Штатов не может прийти к иному выводу, кроме как к выводу о том, что правительство Союза Советских Социалистических Республик не только не выполнило, но и не имело намерения выполнить обязательства, налагаемые международным правом и международной практикой на членов содружества наций. Ясно, что это пренебрежение к закону, обычаю и к мнению человечества создает дальнейшее препятствие к установлению дружественных отношений между странами и не вяжется с постоянными заявлениями советского правительства о его преданности делу мира.
Совершенно невозможно решить это дело до тех пор, пока советское правительство будет отказываться основывать свою позицию на фактах. Однако советское правительство должно нести ответственность как за действия своих воздушных сил, так и за проявленное им отношение к этому инциденту. Правительство Соединенных Штатов Америки должно предупредить правительство Союза Советских Социалистических Республик о той серьезности, с которой оно относится к позиции правительства СССР в делах, имеющих столь серьезное значение.