От gull Ответить на сообщение
К Almer
Дата 09.11.2008 12:17:49 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Моделизм; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Вопрос к...

Добрый день,


>Уважаемые коллеги, хочу посоветоваться, необходимо в полстранице обзорно рассмотреть ряд недостатков СБ, которые в боевой обстановке становились решающими.

В целом текст очень слабый, мягко говоря. И, что самое смешное, никакого отношение к ответу на заявленный вопрос не имеет.

> Итак:
> Отсутствие протектирования баков приводило к тому, что самолет зажигался со второй очереди, первая пробивала баки, бензин растекался по центроплану, а от второй очереди воспламенялся.

Протектирование баков на СБ было введено примерно с 96-й серии. Если взять к примеру СФВ, то из числа участвовавших в ней СБ, самолетов более ранних серий, чем 96-я, было не более четверти. В 40-41-м было построено много новых СБ, а самолеты ранних серий активно передавались из боевых частей в авиаучлища и тп. Думаю не ошибусь, если скажу, что в июне 41-го в боевых частях западных округов СБ с непротектированными баками составляли единицы процентов от общего количества.


> Рвались тросы створок бомболюков, а на первых сериях из-за врывавшегося мощного потока воздуха взводились ветрянки взрывателей прямо в полете.

Какое это имеет отношение к заявленной теме? Или автор всерьез думает, что в июне 41-го в массовом порядке происходили подобные случаи, что серьезно влияло на боеспособность частей?

> В частях продолжали оставаться много самолетов со старыми турелями в которых перевод фонаря стрелка-радиста в боевое положение занимал много времени. Нужно было сдвинуть фонарь, расстопорить пулемет и вывести его из гнезда. Сильный ветер мешал вращать турель. Для того, что бы перейти к нижнему пулемету нужно было: опустить сидение вниз, установить верхний пулемет вертикально, открыть нижний люк, отвернуть стопоры нижнего пулемета и только после этого стрелять. А при переходе вверх все в обратном порядке... все это занимало в лучшем случае 4-5 секунд, атака же истребителя занимала 2-3 секунды.

Смешная фраза про продолжительность атаки истребителя - да время ведения огня истребителем обычно не превышает 2-3 секунды, но ведь для того, чтобы открыть огонь, нужно сблизиться с противником на соответствующую дистанцию - а это занимает гораздо большее время. Даже при скорости сближения в 200 км/ч сокращение дистанции на 100 м займет 1,8 секунды - можете подсчитать сколько займет время прохождение дистанции от рубежа визуального обнаружения до рубежа действительного огня. Но в большинстве случаев скорости сближения были еще меньше.
Другое дело, что воздушный бой, очень динамичен и 4-5 сек это достаточно много - осбенно если атакуют несколько истребителей.
Вообще в данном случае стоит вести речь не об отдельных конструктивных недостатках оборонительного вооружения СБ, а об общей его слабости - ШКАС, в какую турель его не поставь не был адекватной защитой от вооруженных пушками истребителей.


>Невысокая относительная скорость даже у СБ последних серий вызвана была тем, что даже на новых моторах стояли устаревшие винты ВИШ-2, в то время как на западе уже использовались ВИШ-автоматы, которые могли подстраитваться под любой режим работы мотора.(-тут как то "скомкано" выражена мысль.. подскажите как корректней, очень не уверен насчет ВИШей, т.к. иформация пока мною не подтверждена).

На СБ последих серий стояли вполне себе автоматы ВИШ-22. Большинство СБ действительно имело двухпозиционные ВИШ-2, но почему вы решили, что это оказывало сколь-нибудь значительное влияние на максимальную скорость СБ? И кстати, что значит загадочная фраза - "невысокая относительная скорость"?;) Обычно двухпозиционные винты оптимизируют на 2 режима - взлетный (малый шаг) и режим максимальной скорости (большой шаг). Преимущество винтов-автоматов в том, что он работает на оптимальном угле во всем диапазоне скоростей. Если ВИШ-2 и оказывал какое-то негативное влияние на максимальную скорость, то причина этого была совсем в другом.

> Остекление фонарей целулоидом мутнело и трескалось на больших высотах,

Опять же - какое это имеет отношение к заявленной теме?

> неудачное расположение стрелковой установки на носу, приводило к сильному задуванию в кабину, при этом гильзозвеньеотводная трубка спаренной установки ШКАСа закрывала обзор вперед. Таким образом необходимость столь громоздкой системы была сомнительна и неэффективна.

Все это справедливо, но какое отношение это имеет к решающим в боевой обстановке недостаткам? Подавляющее большинство атак немецких истребителей производилось в заднюю полусферу, а в этой ситуации установка штурмана была бесполезной вне зависимости от деталей ее конструкции.

>Сохранение явно устаревших установок ТУР-9 и ЛУ.

О том же самом по второму кругу - ответ см. выше.

Примитивнейшая связь посредствам ручного меха пневмопочты между стрелком и штурманом, хотя и была заменена в 101 серии, создававшим давление наружным воздухозаборником , но по прежнему патрон с сообщением частеноко застревал в изгибах трубы. Работая с радиостанцией стрелок-радист не мог следить за воздухом.

Вы действительно думаете, что выпуская серийно СБ вплоть до 41-го никто не озаботился оснастить его более продвинутым средством переговоров внутри экипажа, чем пневмопочта? Большое количество СБ было оборудовано СПУ-3/СПУ-3бис. К сожалению, оценить долю СБ оставшихся без СПУ не могу.

Вообще же, на мой взгляд, СБ, особенно последних серий, на июнь 41-го был вполне адекватным бомбардировщиком, а основными причинами его высоких потерь были:
1) Неудачная(мягко говоря) тактика применения - стремление действовать мелкими группами, отсутствие либо слабость (неквалифицированность) истребительного прикрытия.
2) Недостаточная подготовка экипажей - в первую очередь тактическая.
3) Сила немецкой истребительной авиации
4) И только на 4-м месте - конструктивные недостатки самолета как то слабое оборонительное вооружение, недостаточная скорость, избыточная устойчивость и т.п.

Дело в том, что за всю войну в ВВС КА так и не появилось ударного самолета, который мог бы самостоятельно или в группе эффективно противостоять массированным атакам немецких истребителей. В течении всей войны имели место случаи, когда эскадрильями сбивались Ил-2, Пе-2, Ту-2, Бостоны и тд. И никакие ТТХ не спасали. Просто с течением войны ситуация с пуктами 1 и 2 у нас улучшалась, а у немцев с пунктом 3 ухудшалась. Поэтому подобные случаи происходили все реже.

С уважением,

gull