>- 7 января 1940 года катастрофа самолета ДБ-3 в районе озера Самро из состава 5 АЭ 53 ДБАП, экипаж в составе: помощника командира полка капитана Захарова Ивана Ивановича, штурмана капитана Титова Ивана Михайловича, воздушного стрелка-радиста старшины Торловского Ивана Карповича, воздушного стрелка старшины ________(фамилии у меня нет) Николай Сергеевич, и еще воентехник 2 ранга Панкратов Василий Васильевич – погибли…..
Самолет разбился при перебазировании полка в Эстонию из-за плохих метеоусловий. Захаров по моим данным - помкомэск, Титов - адъютант эскадрильи. Стрелок-радист - один, Торловский, старшина Чуранов НиколайСергеевич - авиамеханик, Панкратов В.В. - электротехник, в/т 2 ранга.
Еще один ДБ-3 полка тогда же разбился на Чудском озере, экипаж пострадал, но уцелел.
>- 5 января 1940 года катастрофа самолета СБ в районе озера Самро из состава 2 АЭ 31 СБАП, экипаж в составе: лейтенанта Большакова Алексея Минаевича, капитана Долгова Александра Алексеевича – погибли, стрелок-радист Макаричев – ранен……
5 января 16 авиабригада должна была нанести удар по военно-промышленным объектам в Миккели, где располагалась Штаб-квартира финской армии. Поскольку этот вылет был первым для 31 сбап на новом ТВД, вместе с экипажами полка вылетел помощник командира бригады майор Борисенко, лидировавший головную 4 аэ, однако дебют 31 сбап на советско-финском фронте не предвещал ничего хорошего. Еще в районе Чернево при сборе на круге эскадрилий произошла катастрофа. СБ летчика Яхновского (№19/91) правой плоскостью протаранил шедший рядом СБ летчика Ланге (№5/75). Самолет Яхновского, потеряв правую плоскость, сорвался в штопор и упал на землю. Яхновский и штурман Козуля погибли, а стрелок-радист Дубатовский получил сильные ушибы и сломал правое предплечье. У СБ Ланге ударом снесло левую стойку шасси, с внешней подвески сорвались две ФАБ-100, но самолет в целом не пострадал, однако Ланге, видимо лишившись сознания, потерял управление и СБ пролетев по прямой полтора километра врезался в лес. От удара носовая часть самолета была смята и находившийся там штурман Петунин погиб, а вот Ланге остался невредим. Стрелок-радист Герасимов еще раньше выпрыгнул из самолета с парашютом с высоты 200 м и благополучно приземлился.
В общей сложности в период с 10.11 до 11.28 бригадой было поднято в воздух сорок четыре СБ 54 сбап и тридцать пять бомбардировщиков из состава 31 сбап и Управления бригады. При следовании к цели СБ несколько раз обстреливались огнем с земли начиная от ст. Хейниоки, в результате чего восьмерка 1 аэ 31 сбап под командованием капитана Стародумова потеряла строй полка и, по словам экипажей, нанесла удар по ст. Пиексимяки. Опять таки согласно докладам экипажей, эскадрилья была атакована финскими истребителями, но те открыли огонь с большой дистанции и никакого вреда не нанесли. Однако уже при возвращении эскадрилья, вероятно, потеряла ориентировку и на свой аэродром не вернулась. Вскоре выяснилось, что один СБ вынужденно сел в районе Гдова, сломав при этом хвостовое оперение, а еще семь машин – в 35 км к юго-востоку от аэродрома Чернево, в районе деревни Ломакино.
Основной строй бригады, тем временем, продолжал упорно лететь к цели, и в 15 км юго-восточнее Вильманстрандта были замечены первые четыре финских истребителя. Противник преследовал 1 аэ 54 сбап до района цели и отстал только когда заговорили зенитки в районе Миккели. В период с 11.48 до 12.20 54 сбап пятью девятками последовательно бомбил назначенные полку объекты в Миккели, сбросив на них 50 ФАБ-250, 105 ФАБ-100, 2 ЗАБ-50, 1302 ЗАБ-2,5 и 210 ЗАБ-1э. Бомбардировщики атаковали с высот от 1600 до 3100 м, что вместе со значительным временем нахождения полка над целью позволяет сделать вывод, что взаимодействие между девятками было весьма условным. Ответным огнем с земли были подбиты бомбардировщики мл. лейтенанта Бурмана (СБ-2М-100А №4/67) и летчика Родина (СБ-2М-100А №12/66) из 3 аэ полка. Летчики, тем не менее, смогли удержать машины в строю, однако настоящие неприятности у 54 сбап начались при отходе от цели.
В 12.00 уходящие от Миккели бомбардировщики 1 аэ были вновь перехвачены все той же четверкой «Фоккеров», которые преследовали СБ до района южнее Иматры. Согласно докладам стрелков-радистов, эскадрилья сбила в районе цели один, а у станции Яски, южнее Иматры, еще два D.XXI. Однако за это время финские истребители успели поджечь два СБ: №1/218 капитана Е.И. Нестеренко (штурман лейтенант Ф.Е. Иванов, стрелок-радист И.Н. Игнатов) и № 11/93 лейтенанта Н.П. Сочнева (штурман мл. лейтенант А.К. Радионов, стрелок-радист М.И. Бергатов), еще два бомбардировщика летчиков Проскурина (№6/67) и Волошина (№13/93), были подбиты (получили по 10-15 пробоин), но благополучно дотянули до своего аэродрома и были отремонтированы силами полка.
Согласно финским данным, «Фоккеры» поднялись из Йоутсено, но догнать шедшие к Миккели бомбардировщики не смогли. Более того, из-за неполадок в работе мотора прапорщик Пухакка со своим ведомым старшиной Римминеном вернулись обратно в район Йоутсено, где и встретили возвращающиеся назад СБ (финны посчитали, что перед ними ДБ-3). Здесь Пухакка сбил один СБ, который упал где-то южнее Йоутсено, а затем атаковал еще один, от которого после атаки Пухакки полетели куски обшивки и брызги масла. Самолет стал отставать от строя и терять высоту. Однако добить свою жертву финну не удалось, поскольку у него закончились патроны. Второй СБ был сбит ведомым Пухакки старшиной Римминеном. Он обстрелял три бомбардировщика, последний из которых сильно дымя начал отставать от общего строя эскадрильи. Кроме того, Римминен смог обстрелять еще два СБ, правда без видимых результатов. При этом один из стрелков СБ смог всадить очередь в кабину Фоккера, в результате Римминен получил ранение в лицо и оставил преследование. Раненный пилот смог посадить самолет в районе ст. Кавантсари и уже после посадки видел, как подбитый им бомбардировщик падает в направлении Носкуа.
Стрелкам-радистам 3 аэ полка также пришлось пострелять по истребителям противника. Согласно их докладам в районе 5 км северо-восточнее Йоутсено ими был сбит D.XXI, а подбитый ранее СБ Бурмана был атакован истребителем противника. Возможно, это был сержант Пароненом, который гнался за бомбардировщиками от Йоутсено почти сотню километров и настиг только в районе Кивиниеми, т.е. над линией фронта. Паронен заявил об одном сбитом бомбардировщике, хотя в действительности Бурман смог довести свой самолет до Смуравьево и посадить его «на живот». Его стрелок И.И. Чепурышкин, ранее благополучно переживший вынужденную посадку в Левашово, получил ранение в грудь, попал в госпиталь, но успел вернуться в полк еще в январе и до окончания войны совершить еще несколько боевых вылетов.
31 сбап силами оставшихся 27 СБ нанес удар по серенной части Миккели в 12.25-12.40 с высоты 1500-2100 м. Еще на подходе к цели, в 11.49 две группы по 7-8 истребителей противника безуспешно пытались атаковать бомбардировщики 4 аэ снизу на встречных курсах. При отходе от цели 2 аэ на высоте 1500 м попытались в хвост атаковать девять «Фоккеров», но СБ без труда оторвались от преследования, используя скоростные характеристики своих машин. Однако то, чего не удалось сделать истребителям, сделала погода. Уже недалеко от аэродрома, в районе оз. Самро, СБ-2М-103 №4/216 лейтенанта Большакова из 2 аэ 31 сбап зацепил крылом за землю и разбился. Большаков и штурман адъютант 2 аэ капитан Долгов погибли, а летавший в качестве стрелка лейтенант Макарычев получил ушибы. По мнению командования полка, причиной катастрофы стал неверный расчет для захода на посадку, допущенный из-за трудных метеоусловий. Хотя нужно заметить, что Самро от Чернево отделяют около 45 километров, что, безусловно, многовато для захода на посадку.
>Олег! Что есть дополнить по этим случаям? В КП РФ по финской именно Большаков и Долгов значатся похороненными в Осьмино! С уважением, Илья.
На здоровье... ;) Вообще Самро - это почти наверняка 16 авиабригада. Другим в том районе делать было практически нечего. Если только "приблуда" какой, типа ДБ-3 из 53 дбап.