От Drachen
К All
Дата 25.10.2006 23:17:46
Рубрики Люди и авиация; до 1936 г.;

Фильм "Эскадрилья Лафайет", иначе "Flyboys"

Посмотрел сегодня сабж (спасибо igorGri за наводку).

Если вдруг кто-нибудь сейчас качает этот фильм (или собирается скачать в ближайшем будущем), то мой вам совет: не занимайтесь ерундой, а смотрите фильм в кинотеатре, или же ждите появления копии с нормальным переводом.
А в данном случае мы имеем дело с переводчиком-любителем, компенсирующим недостаток знаний буйной фантазией.

Что же касается самого фильма, то из "реальных событий" в нем можно насчитать только несколько фактов:
1) эскадрилья действительно носила имя маркиза де ла Файета
2) ей действительно командовал капитан Тено
3) там действительно были истребители "Ньюпор"-17/23
4) эмблемой эскадрильи действительно была голова индейца, нарисованная на фюзеляже
5) лев по кличке Виски действительно был живым талисманом эскадрильи
6) эскадрилья действительно воевала на том участке фронта

Все остальные имена и события вымышлены. Причем вымысел лежит в пределах от "было, но не с ними" до "ну что за бред" и "где они только такую траву берут".
На мой взгляд самая большая ошибка создателей фильма состоит в том, что они направили главных героев не в ту армию. Если заменить французкие ВВС на английские, или американские, то оскорбительно-лживые детали сюжета сразу становятся правдивыми. Вот только политкоректного чернокожего положительного героя вписать в сценарий тогда не удалось бы...

Ну а если абстрагироваться от авиационных и исторических ляпов, то это хорошее приключенческое кино.
Вот только детям младшего школьного возраста смотреть его, возможно, не стоит, т.к. герои-летчики в перерывах между боями не только водку пьянствуют, но и по борделям шляются :)

P.S. не знаю, что именно использовали киношники: реплики, масштабные модели, или компьютерную графику, но все ерапланы там выглядят настоящими (заметил только две технические ошибки)
P.P.S. если будет не в лом, то попозже наваяю более подробную рецензию

От Drachen
К Drachen (25.10.2006 23:17:46)
Дата 31.10.2006 20:23:59

И более развернутая информация...

Место действия - "аэродром Эскадрильи Лафайет". Т.е. в фильме показан не некий собирательный образ (как, например в ленте "В бой идут одни старики"), а реальная эскадрилья N124.

Время действия в фильме прямо не указано, но его можно установить по косвенным данным.
В рекламно-патриотическом ролике, который Блейн Роулингс ("ковбой") смотрит в начале фильма говорится о вступлении Америки в войну. США объявили Германии войну в апреле 1917 г, плюс время на дорогу в Париж и на то, чтобы записаться во французскую армию. Итого нижняя временная граница - лето 1917 г.
Весь фильм американцы носили французскую униформу, а в феврале 1918 г Эскадрилья Лафайет из 124-й французской стала 103-й американской. Так как зиму нам не показали, то верхняя временная граница - осень 1917 г.
Таким образом, все воздушные бои фильма могли произойти только летом-осенью 1917 г, но не раньше и не позже...

Персонажи (люди):
капитан Тено (его играет Жан Рено) командовал эскадрильей с момента ее формирования в апреле 1916 г до января 1918 г.
все остальные персонажи вымышлены

Персонажи (летательные аппараты):
- английские самолеты "Сопвич Полуторостоечный" числом 2 штуки (летающие реплики)
- английский двухместный истребитель "Бристоль F2B Файтер" (летающая реплика)
- английский истребитель S.E.5a, руливший по аэродрому в одном из эпизодов (реприка)
- английские бомбардировщики "Хэндли-Пейдж" O/400 (или O/100 - как-то не обратил внимания на форму их мотогондол) числом не помню несколько штук (спецэфекты)
- немецкие истребители "Фоккер" Dr.I (спецэфекты + вероятно, пара реплик)
- немецкий бомбардировщик "Гота" G.IV (спецэфекты)
- немецкий дирижабль (спецэфекты)
- французские истребители "Ньюпор"-11 (реплики) - в фильме они стоят в ангаре, так что видны только хвосты
- французские истребители "Ньюпор"-17 (несколько реплик + спецэффекты)
- французский учебный "Блерио"-11, стоявший на аэродроме в одном из эпизодов (реплика)


Достоинства фильма:
Это хорошее приключенческое кино.

Все самолеты похожи на настоящие.

Летчики отнюдь не рыцари без страха и упрека, они испытывают страх и снимают стресс алкоголем (и не только).

Раскрыта тема вредности благородства на войне: "хороший немец" не стал сбивать американца, у которого отказало оружие (привет Удету и Гинемеру); в следующем бою они встречаются снова, и американец не хочет стрелять по тому, кто недавно фактически подарил ему жизнь; потом он видет, как фоккер заходит в хвост другому "Ньюпору" и, оставив сомнения, сбивает все-таки своего спасителя.


Недостатков у фильма значительно больше и их можно разделить на несколько групп:

Бред сивой кобылы:
Американцы учатся летать не в летных школах, а непосредственно на фронте. Ну-ну, командирам и старшим летчикам эскадрилий больше нечем заняться, кроме как курсантов учить...

Немцы наступают, причем наступают успешно, так что главному герою приходится вывозить свою французскую подругу с оккупированной территории. И это в 1917 г?! Том самом году, что прошел под знаком постоянных наступлений Антанты...
Это что, фантастика? Альтернативная история??

"Ради красного словца не пожалеет и отца"
Похоже, авторы фильма посмотрели "Aces High" (или почитали что-нибудь про "кровавый апрель" 1917 г) и решили показать в своем фильме что-нибудь похожее с горечью потерь, страхом смерти и прочим психологизмом. А если таких потерь на самом деле не было, то их нужно выдумать. Отсюда и "все его друзья погибли", и "немецкие самолеты настолько лучше наших?".
В действительности же французские эскадрильи до середины 1918 г практически не несли потерь. Дабы не быть голословным, приведу данные по безвозвратным боевым потерям Эскадрильи Лафайет:
апрель-декабрь 1916 - 2 погибших
январь-июнь 1917 - 3 погибших
июль-декабрь 1917 - 2 погибших и 1 пленный
январь-февраль 1918 - потерь не было
Т.е. за два первых боя киношная эскадрилья потеряла столько же летчиков, сколько реальная за полгода войны.

Разные ляпсусы и глупости:
Не понятно, что вообще делают англичане на одном аэродроме с американцами - в 1917 г английской авиации в том районе не было. Или таким образом залегендировали наличие на аэродроме "Брисфита" и S.E.5a? Опять, блин, альтернативную историю нам показывают...

"Патриотизм - последнее пристанище негодяя"
Помнится, несколько лет назад Голливуд рассказал всем, что именно американцы, а не какие-то там англичане добыли с немецкой подлодки шифровальную машину, ну а теперь мы все, наконец, узнали, что в Первую Мировую летчики Эскадрильи Лафайет сбили по крайней мере один дирижабль, и одну "Готу". Интересно, а зачем тогда киношникам потребовалось врать про большие потери, или это по их мнению тоже очень патриотично?..
Разумеется, никих "Цеппелинов" янки не сбивали.
Насчет "Готы" тоже, скорее всего, вранье, но со 100% уверенностью я этого утверждать не могу. Однако, сбитие двухмоторного бомбера было слишком редким событием, чтобы его могли спрятать под невнятной записью о "самолете противника".

Еще одна "патриотическая" фраза из фильма "американцы вдохновили нас на создание этих машин" (капитан Тено об истребителях "Ньюпор"-17) в коментариях не нуждается.
Впрочем, она вполне может оказаться плодом фантазии переводчика, т.к. я не могу вспомнить, проверял ли я этот момент по субтитрам.

"Да здравствует политкорректность"
В недавней американской авиационной нетленке про Жемчужную Гавань тоже был положительный герой-негр, но его присутствие в том фильме полностью соответствовало исторической правде. В случае с Flyboys все не так: в Эскадрилье Лафайет не было ни одного чернокожего пилота! Ни во "французский" период существования части, ни после ее передачи в состав американских ВВС.
Нет, если так пойдет дальше, в следующем фильме обязательно будет летать беременная чернокожая лесбиянка-инвалидка...

Авиационные ляпы:
1) "Ньюпоры", которые в фильме называют 17-ми, на деле являются гибритом типов 17 и 23: расчалки между кабанными стойками взяты от 17-го (проведены так, что по оси самолета оставалось пустое пространство для установки пулемета), а смещенный вправо пулемет от 23-го.

2) Прицелы на "Ньюпорах" просто ужасны: здоровущие "кольцевики", укрепленные на пулеметах.
Я, конечно, понимаю, что настоящие французские прицелы были слишком маленьке и потому "не киногеничные", из-за чего их и заменили на это гипертрофированное убожество. Но зачем их убрали с оси самолета на пулемет? Не могу поверить, что кому-то будет удобнее целиться, скрючившись в кабине, вместо того, чтобы сидеть прямо...

3) Ни одного ротативного двигателя в фильме нет. Только стационарные звезды. Жаль, что никто не догадался сварганить муляж носовой части "Ньюпора" с вращающийся иммитацией цилиндров двигателя "Рон"...

4) Набор самолетов в фильме более чем странный: "Ньюпоры" против трипланов - это то же самое, что МиГ-3 против длинноносых "Фоккеров" в фильме про Кубань 1943 г. Для второй половины 1917 г это должны быть "Спады" против "Альбатросов" и "Пфальцев".
S.E.5a с "Бристолем" там просто "не пришей кобыле хвост".
А вместо "Хэндли-Пейджей" уж лучше бы изобразили "Бреге"-14.

5) Окраска самолетов - это просто песня! Все "Ньюпоры" раскрашены похоже на самолеты эскадрильи "Лафайет", но не более того - индивидуальные и эскадрильные обозначения поменяли местами (кстати, по крайней мере часть использованных индивидуальных обозначений - пингвин, рыцарский шлем с плюмажем и пчела - в реальности были эмблемали разных эскадрилий). Возможно, тем самым авторы продемонстрировали альтернативно-исторический характер своего фильма...
- Если французские истребители выглядят по крайней мере похоже на свои прототипы, то немецкие размалеваны с полным презрением к исторической правде: на каждом из них зачем-то изобразили дополнительные кресты на верхней поверхности нижнего крыла; да и с формой крестов накосячили: у "черного орла" они прямые (образца 1918 г), а у остальный нормальные "железные"; машина главного злодея (того самого "орла") выкрашена в черный цвет, а все остальные - в красный (Рихтгофена, наверное, клонировали).
- S.E.5a несет обозначения 24-й британской эскадрильи, введенные в марте 1918 г.
- "Гота" тоже раскрашена под самолет 1918 года (лозенговый камуфляж и "балочные" кресты). Для бомберов 1917 г была характерна одноцветная светлая серо-голубая окраска, или трехцветный сине/коричнево/голубой камуфляж.
- "Полуторостоечные", показанные в фильме в действительности никогда не покидали Англию. Тот, на котором американцы учились летать, использовался англичанами как тренировочный в 1917 г. А тот, на котором главный герой летал к своей подруге, принадлежал 78-й эскадрилье ПВО, причем он был конверсирован в "Комик" (одноместный ночной истребитель). Не понятно, что помешало перекрасить эти самолеты "под французов", ведь они, в отличии от остальных показанных "англичан", состояли на вооружении французской авиации.
- Дирижабль - это просто тень отца Гамлета: "Цеппелин" L32 в действительности был сбит над Лондоном еще в сентябре 1916 г. Окраска опять же не соответствует заявленному времени - в 1917 г дирижабли несли камуфляж.

6) Воздушные бои явно отрисованы на компьютере. У меня лично они оставили ощущение какой-то неправильности. Впрочем, настоящие воздушные бои ПМВ мне наблюдать не довелось, так что настаивать на своей правоте не могу :)



Прочее разное:
Летчики в полете иногда зачем-то снимают очки, не испытывая при этом никакого дискомфорта. И это в открытой кабине без нормального ветрового козырька!

Успехи американцев явно завышены, хотя и в меньшей степени, чем потери. Кроме того, уж слишком много показано горящих самолетов. А ведь если судить по английским, французским и американским спискам побед, то число "сгоревших" самолетов противника всегда было меньше числа "разбившихся".

"Готу" сбили как будто не пулеметными, а пушечными очередями...

По фильму получается, что на данном участке фронта одна французская истребительная эскадрилья воюет с одной немецкой и больше никаких истребительных авиачастей поблизости нет...

Эпизод с "Ньюпором", снесшим колесами верхнее крыло триплана, и при этом не пострадавшим напомнил французский "Ас из асов" с Ж.П.Бельмондо. Но то, что нормально для комедии, в фильме "серьезного жанра" смотрится просто дико...

В рекламно-патриотическом ролике, упомянутом мной выше, были использованы кадры из кинохроники, показывающей реальную Эскадрилью Лафайет, но не французскую, а американскую, периода лета (или осени) 1918 г. Это легко определить как по самолетам ("Спады"-13 в 5-цветном камуфляже), так и летчикам (американская униформа)...

В Первую Мировую, конечно, бывали случаи, когда пилоты садились рядом со своими сбитыми, или совершившими вынужденную посадку товарищами, но приземляться на нейтральной территории, где земля изрыта воронками - это верх идиотизма...


P.S. писал долго и сильно утомился, посему выкладываю "как есть". Что забыл, допишу позднее. Если будет не в лом...

От Drachen
К Drachen (31.10.2006 20:23:59)
Дата 01.11.2006 13:41:13

Небольшое исправление (привет придурку переводчику)

Привет придурку переводчику-любителю! Пришлось переводить испанские субтитры :(

>В рекламно-патриотическом ролике, который Блейн Роулингс ("ковбой") смотрит в начале фильма говорится о вступлении Америки в войну.

Это переводчик так перевел. А на самом деле там было сказано, что "Вильсон (тогдашний президент США, если кто не знает) отказался вступать в войну", т.е. нижняя временная граница ограничена разве что временем формирования "ЭскЛ", т.е. апрелем 1916 г.

В инструктаже перед последней миссией, показанной в фильме, капитан Тено говорит пилотам о вступлении Америка в войну (переводчик умудрился превести эту фразу как "война в Трансильвании будет продолжена!!!) Т.е. дело было в апреле 1917 г.

В свете вновь открывшихся обстоятельств :) можно признать использование самолетов "Ньюпор" правомерным. Зато ни "Брисфита", ни S.E.5a, ни "Фоккеров"-трипланов в то время просто не существовало !!!

От amyatishkin
К Drachen (31.10.2006 20:23:59)
Дата 31.10.2006 21:11:48

Re: И более

>"Да здравствует политкорректность"
>В недавней американской авиационной нетленке про Жемчужную Гавань тоже был положительный герой-негр, но его присутствие в том фильме полностью соответствовало исторической правде. В случае с Flyboys все не так: в Эскадрилье Лафайет не было ни одного чернокожего пилота! Ни во "французский" период существования части, ни после ее передачи в состав американских ВВС.
>Нет, если так пойдет дальше, в следующем фильме обязательно будет летать беременная чернокожая лесбиянка-инвалидка...

Натуральный негритос служил пилотом в Lafayette Flying Corps, куда входила и искомая 124 эск.



Второй за ПМВ негр служил в русских ВВС, но только летнабом.

От Drachen
К amyatishkin (31.10.2006 21:11:48)
Дата 31.10.2006 21:21:43

Раз уж Вы взялись поучать специалиста, то будте любезны ответить на пару ??

>
>Натуральный негритос служил пилотом в Lafayette Flying Corps, куда входила и искомая 124 эск.

Что такое по Вашему этот LFC, и какие части, кроме 124-й эскадрильи в него входили?

И, просто для Вашего сведения, Буллард был не "натуральным" негром, а полукровкой (наполовину индеец).

От amyatishkin
К Drachen (31.10.2006 21:21:43)
Дата 31.10.2006 21:52:24

Ну так расскажите как специалист

Чего там было, откуда взялся Буллард и куда делся.

Я же просто счел критику фильма неконструктивной.

От Drachen
К amyatishkin (31.10.2006 21:52:24)
Дата 31.10.2006 22:10:19

Re: Ну так...

>Чего там было, откуда взялся Буллард и куда делся.

Откуда взялся? От папы с мамой. Куда делся? В землю лег...

Если Вам это так интересно, то Ю.Б. служил не в Эскадрильи Лафайет а в обычных французских частях: сначала две недели в одной, потом два месяца в другой. На этом его боевая карьера закончилась.

>Я же просто счел критику фильма неконструктивной.

Угу, в фильме сплошное вранье, но критика некорструктивная :)

Что же касается LFC, то это не соединение (вроде английских авиационных бригад, или французских эскадр), и не род войск (вроде корпуса Королевских Инженеров, или Австралийского Летного Корпуса), а общественная организация (вроде Американского Легиона, или Американской Ассоциации Асов). По этой причине в составе Летного Корпуса Лафайет не могло быть ни 124-й, ни каких-либо других эскадрилий.

Дополнительные подробности нужны?

От летнаб
К Drachen (31.10.2006 22:10:19)
Дата 01.11.2006 10:56:29

Как приключенческий фильм на авиатему смотрится?:)

Вести народ в кино за свои кровные? Фильм-то хоть не скучный?:)))

От Drachen
К летнаб (01.11.2006 10:56:29)
Дата 01.11.2006 11:34:04

я же написал: "хорошее приключенческое кино" :) (-)


От летнаб
К Drachen (01.11.2006 11:34:04)
Дата 01.11.2006 11:36:27

О.К.:) (-)


От Андрей Платонов
К летнаб (01.11.2006 11:36:27)
Дата 01.11.2006 14:07:27

Re: О.К.:)

Я сходил с подругой, довольны. :-) Поскольку я в WWI практически ни в зуб ногой, то ляпы мне глаза не резали, окромя м.б. стай Рихтгофенов на красных трипланах. :-) Сам фильм довольно поверхностный, за душу как "старики" не берет, но картинка красивая, сюжет не скучный и финал без хеппи-энда радуют.

От Бомбер
К Drachen (25.10.2006 23:17:46)
Дата 28.10.2006 17:05:52

Кстати...

А где можно почитать про то, как было на самом деле?

С уважением, Борис

От Drachen
К Бомбер (28.10.2006 17:05:52)
Дата 28.10.2006 17:36:23

Re: Кстати...

>А где можно почитать про то, как было на самом деле?

На русском языке до сих пор ничего стоящего не выходило, а на английском было достаточно много публикаций.
В сети можно найти оспреевскую Авиационную Элиту №17, которая посвящена как раз Эскадрилье Лафайет.

Кроме того, в Ленинке есть двухтомник "The Lafayette Flying Corps" образца 1920 г - эту книгу написал ветеран Эскадрильи Лафайет Джеймс Норман Холл в сотрудничестве с каким-то журналистом. Это не мемуары, а историческое исследование, в котором помимо всего прочего приведены биографии всех американских добровольцев, служивших во французской авиации.

От igorGri
К Drachen (25.10.2006 23:17:46)
Дата 26.10.2006 15:33:28

Да не за что.... (-)


От летнаб
К Drachen (25.10.2006 23:17:46)
Дата 26.10.2006 09:34:44

Re: Фильм "Эскадрилья...

>P.S. не знаю, что именно использовали киношники: реплики, масштабные модели, или компьютерную графику, но все ерапланы там выглядят настоящими (заметил только две технические ошибки)
Ни фига себе! Ну если даже солидному эксперту трудно определить, что использовали киношники (реплики, масштабные модели, или компьютерную графику), то это уже говорит о качестве продукта киношников в этой области. Прятная новость. Спасибо. Давно хочу купить этот фильм и жду с нетерпением нормальной версии с нормальным переводом. Еще раз спасибо.
С уважением,