От Константин Чиркин
К All
Дата 13.10.2006 20:04:33
Рубрики Прочее; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Вопрос по "крылатому металлу"

Приветствую.Какой примерно срок старения хромансиля 30ХГСА?

От ZaReznik
К Константин Чиркин (13.10.2006 20:04:33)
Дата 13.10.2006 20:14:03

Re: Вопрос по...

>Приветствую.Какой примерно срок старения хромансиля 30ХГСА?

В смысле? Лежит сам по себе прокат и старится?

Если речь о некоей конструкции, то надоть нагрузки знать вестимо. Там где предел текучести поближе будет - там всяко грустнее :))

От Константин Чиркин
К ZaReznik (13.10.2006 20:14:03)
Дата 13.10.2006 20:24:19

Разумеется при нагрузках

Приветствую.К примеру на Ла-5/7 и пр. самолётах

От ZaReznik
К Константин Чиркин (13.10.2006 20:24:19)
Дата 13.10.2006 21:26:31

Re: Разумеется при...

>Приветствую.К примеру на Ла-5/7 и пр. самолётах

Помнится проскакивали цыфирьки по самолету и по планеру для Ла-5/7 (? хроники Родионова ?), но не думаю, что определяющими в них будут элементы конструкции из 30ХГСА - скорее, дерево, фанера да полотно

От Константин Чиркин
К ZaReznik (13.10.2006 21:26:31)
Дата 13.10.2006 23:15:37

Re: Разумеется при...

Приветствую.Фанера не могла привести к списанию Ла-5/7 и Пе-8 буквально сразу после войны.Там как раз была проблемма с хромансилем.Лопались лонжероны и др.детали.

От Serge Turchin
К Константин Чиркин (13.10.2006 23:15:37)
Дата 13.10.2006 23:54:00

Re: Разумеется при...

>Приветствую.Фанера не могла привести к списанию Ла-5/7 и Пе-8 буквально сразу после войны.Там как раз была проблемма с хромансилем.Лопались лонжероны и др.детали.

Это не старение металла, а т.н. усталостная прочность.

Механизм следующий - при циклических знакопеременных нагрузках деталь в ограниченных "неудачных" зонах детали возникают слишком большие напряжениям, приводящие к локальным пластическим деформациям.

Обычно в качестве примера приводят случай, когда толстую алюминиевую проволку ломают изгибом туда-сюда. При этом однократный изгиб конечно проволоку сломать не может, а ломает только циклическое знакопеременное воздействие.

Вот тут мой бывший шеф это "популярно" излагает -
http://www.ciam.ru/research/PRO/R003/003_2.htm

Возникновение этих самых небольших зон с пластической определяется локальной геометрией детали - т.е. дело не в том, какая плохая 30ХГСА - а в том, как плохо или хорошо или плохо спроектировали и (с какими нарушениями) изготовили деталь.

В этом плане стали (много) лучше алюминиевых сплавов и титана.

А из 30ХГСА и до Пе-8 и после него делали огромное количество самолетных узлов.

Грубо говоря - достаточно где-нибудь подезать детальку фрезой или резцом или галтельку сделать меньшего радиуса - и там в полный рост попрут усталостные эффекты. А если деталь спроектировать не допуская локальных зон с высокими напряжениями (что без двух-трехмерного моделирования сложно, а даже если и можно, то может быть технологически делать такую деталь нецелесообразно) - деталь будет жить долго и при значительно большем количестве циклов нагрузки-разгрузки.

Поэтому и исходный вопрос смысла не имеет.

А просто старение металла - это совсем другое.
http://www.oval.ru/enc/68060.html

Если бы лонжероны в Пе-8 хранились на складе, а не испытывали знакопеременные нагрузки в полете и при взлете-посадке - то они бы были
практически вечными. Ибо старение по сравнению с усталостью металла - это вещи, различающиеся на порядок.

От А.Мельников
К Serge Turchin (13.10.2006 23:54:00)
Дата 18.10.2006 11:46:04

Re: Разумеется при...

>Грубо говоря - достаточно где-нибудь подезать детальку фрезой или резцом или галтельку сделать меньшего радиуса - и там в полный рост попрут усталостные эффекты.

В декабре 1970 года в Бангладеш разбился Ан-22 CCCР-09305 именно по этой причине. На Ступинском заводе при изготовлении винтов допускали царапины, которые развились в усталостные трещины. В результате в полёте у заднего винта 2 СУ оторвалась лопасть, которая разрушила проводку управления двигателями.

От Константин Чиркин
К А.Мельников (18.10.2006 11:46:04)
Дата 18.10.2006 13:08:04

У меня,как у рабочего,сразу возникают вопросы

Приветствую.А куда смотрело ОТК?Куда смотрела военприёмка?Я поработал на авиапредприятии и знаю что это такое.

От А.Мельников
К Константин Чиркин (18.10.2006 13:08:04)
Дата 25.10.2006 11:29:25

Re: У меня,как...

>Приветствую.А куда смотрело ОТК?Куда смотрела военприёмка?Я поработал на авиапредприятии и знаю что это такое.

В 1970 году Ан-22 ещё не все испытания прошёл. Его официально на вооружение приняли только в 1973 году.

От Serge Turchin
К Константин Чиркин (18.10.2006 13:08:04)
Дата 20.10.2006 13:54:49

Re: У меня,как...

>Приветствую.А куда смотрело ОТК?Куда смотрела военприёмка?Я поработал на авиапредприятии и знаю что это такое.

Тут еще момент такой - усталостные вещи вылезают при наработке ресурса изделия. Не всегда на стендах можно воспроизвести условия реальной эксплуатации, особенно при больших ресурсах.

Пока деталь на двигателе не наработает нужное количество циклов нагружения конкретного характера - дефект не отловить.

Порой меняеются режимы эксплуатации - например усталостные проблемы возникли, когда на Ан-24 разрешили включать ВСУ в полете - увеличилось количество циклов включения-выключения против расчетного и т.п.

Не всегда ОТК может отловить тонкие эффекты.

Немного не из той области, но - однажды на одном движке стали рваться лопатки. Выяснилось, что на производстве появились рационализаторы, которые сначала на интенсивных режимах проводили шлифовку лопаток, при этом происходил, естественно ее перегрев и отпускание. Пока кто-то не сообразил посмотреть, как лопатки делают - причину найти не могли.

Далее - в Рыбинске одни моторы "заболели" помпажом. Найти опять-таки ничего не могли - лопатки были в допусках. Выяснилось, что опять-таки пришли рабочие с другими эстетическими критериями и стали в рамках линейных допусков делать лопатки бОльшей (или меньшей - не помню) кривизны. А контролировать кривизны тогда еще не умели.

Какой-то товарищ предложил покрывать детали защитным покрытием - кадмием, что-ли. Выяснилось, что это работает маслянная как пленка на поверхности воды. И забоина покрытия приводит к локальному раздиранию детали - далее форсированное развитие микротрещины - и вуаля...

От ZaReznik
К Константин Чиркин (18.10.2006 13:08:04)
Дата 19.10.2006 20:31:26

Re: У меня,как...

>Приветствую.А куда смотрело ОТК?Куда смотрела военприёмка?Я поработал на авиапредприятии и знаю что это такое.

Дык пока не грохнулись, ОТК с военпредами и пропускало. Эпизод-то в принципе, достаточно изестный. Ну собссно классика жанра: все правила/требования (в т.ч. и кажущиеся на первый взгляд просто глупыми) пишутся кровью. Селяви

От ZaReznik
К Serge Turchin (13.10.2006 23:54:00)
Дата 17.10.2006 11:27:39

Еще картинку добавлю



Очень хорошо видно насколько ресурс изделий из такой стали чувствителен к коррозионным повреждениям, собственно напрашивается вывод, что "добило" самолеты хранение ан-масс в полевых условиях.

От Константин Чиркин
К Serge Turchin (13.10.2006 23:54:00)
Дата 14.10.2006 00:41:27

Спасибо что поправили-разумеется усталостность,а не старение. (-)


От Serge Turchin
К Serge Turchin (13.10.2006 23:54:00)
Дата 13.10.2006 23:57:28

Велик могучим

Пардон, второй абзац читать:

Механизм следующий - при циклических знакопеременных нагрузках деталь в ограниченных "неудачных" зонах получает слишком большие напряжения, приводящие к локальным пластическим деформациям.

От ZaReznik
К ZaReznik (13.10.2006 21:26:31)
Дата 13.10.2006 21:28:11

Re: Разумеется при...

>>Приветствую.К примеру на Ла-5/7 и пр. самолётах
>
>Помнится проскакивали цыфирьки по самолету и по планеру для Ла-5/7 (? хроники Родионова ?), но не думаю, что определяющими в них будут элементы конструкции из 30ХГСА - скорее, дерево, фанера да полотно

ЗЫ. Забыл добавить - постараюсь при ближайшей оказии поспрошать прочнистов знакомых, но это никак не раньше понедельника-вторника