От SK
К ИгорьД
Дата 11.10.2006 18:05:58
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: М-105ПВ

>>На ПВ похоже стоял вначале какой-то опытный двухскоростной нагнетатель, который не пошел и потом (уже после войны) на него установили Э-100.
>
>Это, похоже, в кассу. У Степанца как раз упоминаются Як-3ПД ВК-105ПВ с нагнетателем Э-100 и просто Як-3ПД ВК-105ПВ, который ниже по тексту обозван как "с экспериментальным нагнетателем".

>>Тогда в чем же принципиальная разница между моторами, кроме нагнетателя?
>
>А модификации М-105 как раз иногда только и отличались степенью наддува. Принципиальных различий в конструкции у них не было. ИМХО, ПД и ПВ тоже принципиальных отличий не имели. Различия у них были на этапе разработки, когда еще определялись с оптимальной высотностью. С установкой на обоих нагнеталя Э-100 с одинаковым передаточным числом эта разница была снивелирована, ИМХО. Это, кстати, объясняет прекращение работ по одной из модификаций.

>Выбор же в пользу ПВ был обусловлен, ИМХО, тем, что на момент проведения испытаний на нем была смонтирована система перепуска воздуха из нагнетателя двигателя в атмосферу, чего не было на ПД. Поэтому дальше стали работать с ПВ.
Система перепуска как раз была смонтирована на нагнетателе Э-100. Поэтому мотор здесь совершенно ни причем. А ПВ с Э-100 появился гораздо позже всех исследований (и неудач) с ПД. Смысл ставить тот же нагнетатель и дорабатывать его на ПВ, если проще доработать его на ПД? Видно различия в базовом (без нагнетателя) блоке все же были т.к. М105П с Э-100 это М105ПД. Причем были определяющими настолько, что ПД сняли с доработки, хотя возились с этим мотором почти всю войну.
И еще: что такое значит тогда М-106ПВ? Был и такой мотор и тоже с двухскоростным экспериментальным нагнетателем.
Еще одна версия, что индексы меняли в процессе как перчатки.
Еще в качестве отступления: по М-106 нашел у себя интересную фразу:
Протокол технического совещания у начальника ЦИАМ от 29 января 1939 г.Заместитель начальника ЦИАМ Левин: "Не забывайте, что к концу этого года появится 106-й мотор. Если бы этот мотор в более или менее законченном виде получили бы в 1939…"

СК

От ИгорьД
К SK (11.10.2006 18:05:58)
Дата 11.10.2006 18:36:55

Re: М-105ПВ

>Система перепуска как раз была смонтирована на нагнетателе Э-100. Поэтому мотор здесь совершенно ни причем. А ПВ с Э-100 появился гораздо позже всех исследований (и неудач) с ПД. Смысл ставить тот же нагнетатель и дорабатывать его на ПВ, если проще доработать его на ПД?

Я имел ввиду элемент случайности. Так произошло, что новая система перепуска была смонтирована (вместе с Э-100, конечно) как раз на момент испытаний машины с ПВ. Если двигатели отличались только системами нагнетания, то и смысл продолжать работы по ПД пропал.

>И еще: что такое значит тогда М-106ПВ? Был и такой мотор и тоже с двухскоростным экспериментальным нагнетателем.

106-й - это другой мотор, как раз с конструктивными отличиями блока. Логично было попробывать поставить нагнетатель и на него.

С ув.
Игорь.

От SK
К ИгорьД (11.10.2006 18:36:55)
Дата 12.10.2006 11:40:45

Re: М-105ПВ

>>Система перепуска как раз была смонтирована на нагнетателе Э-100. Поэтому мотор здесь совершенно ни причем. А ПВ с Э-100 появился гораздо позже всех исследований (и неудач) с ПД. Смысл ставить тот же нагнетатель и дорабатывать его на ПВ, если проще доработать его на ПД?
>
>Я имел ввиду элемент случайности. Так произошло, что новая система перепуска была смонтирована (вместе с Э-100, конечно) как раз на момент испытаний машины с ПВ.
В том то и фишка, что для этого мотора изначально задача большой высотности не ставилась. Скорее всего был эксперимент для увеличения скорости за счет некоторого увеличения высотности.
Супер высотным ПВ стал только после замены двухскоростного нагнетателя на двухступенчатый Э-100. Поэтому возникла версия: а что если базовый блок ПД был от М-105П(ПА), а базовый блок ПВ от М-105ПФ? Соответственно допустимые обороты, наддувы и мощности у обоих были разные.
СК

От ИгорьД
К SK (12.10.2006 11:40:45)
Дата 13.10.2006 12:32:29

Re: М-105ПВ

>В том то и фишка, что для этого мотора изначально задача большой высотности не ставилась. Скорее всего был эксперимент для увеличения скорости за счет некоторого увеличения высотности.
>Супер высотным ПВ стал только после замены двухскоростного нагнетателя на двухступенчатый Э-100. Поэтому возникла версия: а что если базовый блок ПД был от М-105П(ПА), а базовый блок ПВ от М-105ПФ? Соответственно допустимые обороты, наддувы и мощности у обоих были разные.

Внимательно посмотрел еще раз Степанца, и все встало на свои места. Действительно, оказалось, что М-105ПД - это М-105ПА с установленным нагнетателем Э-100. Это видно из зависимостей:


По графикам видно, что х-ки М-105ПА и М-105ПД совпадают до момента включения муфты турбокомпрессора последнего. Т.е. набор высоты у них первоначально происходит с одинаковым наддувом. (У М-105ПФ, как известно, наддув увеличен, и его х-ка лежит выше).

А М-105ПВ (ПВ означает - "повышенной высотности") является тем же М-105ПА (или, если угодно, М-105ПФ, т.к. ПФ и ПА принципиально отличались только степенью наддува), но с "опытным нагнетателем", о чем и написано у Степанца. Т.е., если ПФ - это попытка увеличения мощности за счет наддува, то ПВ - это попытка увеличения высотности за счет наддува. Все три двигателя ПА, ПФ и ПВ - по сути один и тот же двигатель, но с разными конструкциями нагнетателя и/или их приводов. (Отличия редукторной части не берем в расчет, т.к. там во многом определяющую роль играет винт).

Ну а двигатель М-105ПВ с Э-100 - это уже отдельная разновидность базовой конструкции, полученная путем установки на М-105ПВ (с опытным нагнетателем) турбокомпрессора Доллежаля.

С ув.
Игорь.